• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Чем славен Калязин? Из истории русских городов

Тихий, небольшой городок на Волге, расположившийся на обоих берегах, местами более похож на село. В магазинчике продавец отчаянно окликает мальчишек, убежавших с мороженым, не взяв сдачу, и доброволец из очереди тут же кидается их возвращать.

На улице голосят петухи, носятся разномастные собаки, старик у самой дороги колет дрова, мамаши прогуливаются с нарядными малышами, бабоньки на берегу полощут белье. А из воды поднимается колокольня, напоминая о том, что историческая часть Калязина затоплена в 1940 г. при строительстве Угличского водохранилища.

Эта колокольня — все, что осталось от некогда знаменитого Свято-Троицкого Макарьевского монастыря, основанного в первой половине XV в. А оставлена она была… в качестве вышки для парашютистов.

В «Житии святого Макария» описывается, откуда взялось название города: боярин Иван Коляга задумал убить преподобного, но тут на семью его обрушился мор, погубивший всех ее членов. Раскаявшись, боярин принял постриг, и пустынь стала именоваться Колязино «от имени означенного Коляги, владетеля земель, поступивших в обитель его».

Впрочем, существуют и иные версии. Одна из них, например, объясняет название происхождением от угро-финского слова «кола» (рыба). Но раньше поселение называлось «Николой на Жабне». Первое упоминание о нем относится к 1238 г. и связано с трагическими обстоятельствами — сожжением татаро-монгольским войском. Но по археологическим данным, первые поселения угро-финнов, а затем и славян-кри­вичей здесь были еще в IV—V вв. н.э.

Троицкий мужской монастырь имел большую славу, со всех концов Руси шли в него богомольцы, преподобный Макарий еще при жизни считался чудотворцем, исцеляющим от недугов, а в 1547 г. он был причислен к лику святых. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, приходил к нему за благословлением. В «Хожении за три моря» он написал: «…Поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной… и у игумена благословив у Макария… И с Колязина поидох на Углеч… на Кострому…».

Елена Глинская привозила к мощам старца своего младенца Ивана, который и сам, уже став Грозным, не раз наведывался сюда, и в один из приездов подарил братии рукописное Евангелие. Борис Годунов посещал монастырь и вручил серебряную раку для мощей.

Здесь располагалась ставка М.В.Скопина-Шуйского, разбившего польско-литовское войско в 1609 г. Интервенты не забыли о своем поражении и через год разорили монастырь, изринули святые мощи из раки, разрубили ее и увезли.

Позже Макарьевский монастырь принимал у себя царский двор: Марию Милославскую и патриарха Никона с полной свитой, спасавшихся от мора в Москве. С ними прибыли искусные мастера и мастерицы, у которых местное население быстро переняло ремесло. Вскоре калязинские кружева стали знамениты не меньше вологодских, а иконостасы, изготовленные в артели Шушкиных, выставлялись в Европе, в частности, в Париже.

Кустари особенно успешно занимались валяльным производством (через века В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» назовет калязинский уезд «гнездом кустарей — валяльщиков») .

Петр I доходил до Калязинского монастыря с «потешным» войском. Екатерина II, побывав здесь, дала здешним трем слободам статус уездного города. Александр II еще до вступления на трон приезжал и едва не утонул, переправляясь на перегруженном пароме.

Неприятности постигли в Калязине и А. Н. Островского, экипаж которого перевернулся. Великий драматург в сердцах написал, что «трудно представить себе города более сонного и бедного, чем Калязин». В здешних местах побывал и Александр Дюма, гостивший у камергера Нарышкина.

Народ по этому поводу сложил предание, что француз был без памяти влюблен в жену царедворца и, оказавшись в России, кинулся за ней в поместье, куда красавица была отправлена ревнивым супругом, но не застал, т.к. она на ту пору отъехала в гости к соседям.

То, что это не согласуется с мнением самого А. Дюма, описавшим свое путешествие в «Путевых впечатлениях в России» («Дорога в Елпатьево»), калязинцев ничуть не смущает. Как и то, что нет документальных свидетельств пребывания в здешних краях А. С. Пушкина. Людская молва настаивает на том, что визит этот состоялся.

Зато доподлинно известно, что в Калязине бывали И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, В. А. Жуковский, Н. К. Рерих, К. Д. Ушинский. А 7 августа 1887 г. на здешнюю землю опустился воздушный шар с Д. И. Менделеевым на борту: ученый наблюдал солнечное затмение, поднявшись в небо в Клину, и перелетел в калязинский уезд. Помог ему в приземлении местный крестьянин Егор Григорьев. Между прочим, за этот полет Д. И. Менделееву была присуждена золотая медаль парижского общества аэронавтов, отметившего отвагу, героизм и сбор ценной научной информации…

После революции 1917 г. Троицкий монастырь был закрыт (1920) и в нем расположились советские ведомства, в т. ч. краеведческий музей. Благодаря этому удалось сохранить мощи Макария-чудотворца и культовые предметы (в настоящее время мощи находятся в Твери). Церковь благодарна музейным работникам за это, и теперь не заявляет права на Богоявленскую церковь (1781), куда экспозиция была переведена после затопления территории монастыря.

Тихий городок, население которого составляет менее 16 тыс. человек, с колокольней, устремляющейся ввысь из водной глади. Многие любуются ее изяществом и красотой, а у меня сжимается сердце при каждом взгляде, потому что напоминает она памятник на могиле утопленного монастыря, некогда столь знаменитого…

Статья опубликована в выпуске 22.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: