• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Поговорим о чае? Чаепитие в быту и в искусстве

Ну с кофе мы, кажется, разобрались. По поводу чая тут, на ШЖ, тоже полно отличных познавательных статей: и о пользе, и о вреде, и о сортах, и о заваривании. Остается нам только поговорить о месте чая в культуре и искусстве, да и то ограничиться нашей родной культурой, потому что, если заговорить про китайцев и японцев с их чайными церемониями, то и конца не будет.

Но и мы же тоже не лаптем чай хлебаем. И у нас есть свой крепкий культурный чайный слой — от появления чая и до предпоследних времен, когда хорошим считался чай «со слоном», а в обычные дни и без гостей пили мы грузинский и краснодарский, да и на те в конце концов ввели талоны (фотография талона на чай у меня есть, но жалко было на нее тратить место, что там рассматривать — кусок серой бумаги, а на нем написано ТАЛОН НА ЧАЙ и какой-то многозначный номер).

Сначала народ ввезенный Петром Великим чай пить, как водится, не хотел, потом привыкли. Но пили по-разному. Высший свет рассматривал чаепитие скорее как повод для благородных собраний. Файф-о-клок тииииии и так далее. Помещики пили чай тоже скорее для общения, созывая всех окрестных знакомых и закусывая чай несметным количеством варений, печений и доливая туда разнообразные крепкие бальзамы и настойки. Помещичьи чаепития прекрасно описаны у Лескова, Гончарова, Тургенева и Гоголя.
А уж как пило чай достопочтенное купечество! До седьмого пота, с богатыми закусками, все это совершенно волшебно описано у Мельникова-Печерского («В лесах» и «На горах» — кто не читал эту эпопею, тот вообще, считайте, не слыхал русского языка!).

…поди-ка вели работнице чайку собрать.
- Сказано, уж сказано, — перебила Аксинья Захаровна и пошла было в угловую горницу. Как утка переваливаясь, толстая работница Матрена втащила ведерный самовар и поставила его на прибранный Настей и Парашей стол. Семья уселась чайничать. Позвали и канонницу Евпраксию. Пили чай с изюмом, потому что сочельник, а сахар скоромен: в него-де кровь бычачью кладут.
- Кушай, батюшка, на здоровье, кушай, воды в самоваре много. Свеженького не засыпать ли? — молвила Аксинья Захаровна.
- Засыпь, пожалуй, — сказал Патап Максимыч. — А к именинам надо будет в городе цветочного взять, рублев этак от шести. Важный чай!
- От ярманки шестирублевого-то осталось, — сказала Аксинья Захаровна.
- Свежего купим. Гости хорошие, надо, чтоб все по гостям было. Подлей чайку-то, Захаровна. А ты, Фленушка, что не пьешь? Пей, сударыня: не хмельное, не вредит.
- Много благодарна, Патап Максимыч, — с ужимочкой ответила Фленушка.
Аксинья Захаровна как поздоровалась с гостями, так и за чай. Уткой переваливаясь с боку на бок, толстая Матрена втащила в горницу и поставила на стол самовар; ради торжественного случая был он вычищен кислотой и как жар горел. На другом столе были расставлены заедки, какими по старому обычаю прежде повсюду, во всех домах угощали гостей перед сбитнем и взварцем, замененными теперь чаем. Этот обычай еще сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще проникли нововводные обычаи, по скитам, у тысячников и вообще сколько-нибудь у зажиточных простолюдинов.
Заедки были разложены на тарелках и расставлены по столу. Тут были разные сласти: конфеты, пастила, разные пряники, орехи грецкие, американские, волошские и миндальные, фисташки, изюм, урюк, винные ягоды, киевское варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой, и вместе с тем икра салфеточная прямо из Астрахани, донской балык, провесная шемая, белорыбица, ветчина, грибы в уксусе и, среди серебряных, золоченых чарочек разной величины и рюмок бемского хрусталя, графины с разноцветными водками и непременная бутылка мадеры. Как Никитишна ни спорила, сколько ни говорила, что не следует готовить к чаю этого стола, что у хороших людей так не водится, Патап Максимыч настоял на своем, убеждая куму-повариху тем, что «ведь не губернатор в гости к нему едет, будут люди свои, старозаветные, такие, что перед чайком от настоечки никогда не прочь».
Иван Григорьич и Патап Максимыч балыком да икрой закусывали, а женщины сластями. Кумовья, «чтоб не хромать», по другой выпили. Затем уселись чай пить. Аксинья Захаровна заварила свежего, шестирублевого…

Пьют чай у Шишкова в «Угрюм-реке», у того же Лескова, в пьесах Островского и так далее. И в живописи отражено — сами понимаете, ПеровЧаепитие в Мытищах») Кустодиев-о, Кустодиев… Это настоящий поэт купеческих чаепитий: «Купчиха на балконе», «Купчиха, пьющая чай», еще одна красавица за чаем и самая известная «Купчиха на балконе» (в заголовке статьи, вы все ее хорошо знаете). И так далее.
Горожане и мещане тоже пили чай, хотя и с меньшим шиком («В чайной» и «Сундучник» Кустодиева), Они старательно, но не очень успешно копировали манеры «высшего света», что живо описано у Чехова и Аверченко. Сцены совсем уж бедняцкого чаепития встречаются у Горького, Гиляровского, Глеба Успенского. Тут на богатые закукски рассчитывать не приходилось, но чай все равно пили.
Пили и крестьяне, если был сахар, то «вприкуску», зажав в зубах кусочек сахару и пропуская через него множество чашек чаю. Сахар тогда был не «быстрорастворимый», а пиленый, твердый как алмаз и в форме закругленного конуса, называемого «сахарная голова», а на кусочки его раскалывали специальными щипцами вроде столовых плоскогубцев.

В советское время, за исключением прискорбных периодов войны и голода (когда заваривали морковный и травяной), чай граждане тоже пили, в основном на кухне, за полночь и с интеллигентными разговорами о литературе и судьбах мира. Заваривали, какой достанем — краснодарский так краснодарский, лучше грузинский, а для совсем парадных случаев — тот, «со слоном» — как бы индийский. Индийского там, конечно, рядом не лежало, но в общем он был действительно получше остальных.

Еще чай пьют в поездах, где до сих пор еще сохранился такой раритет, как подстаканники — о подстаканниках можно отдельную диссертацию написать, говорят, в Америке советские подстаканники стоят бешеных денег, я сама видела — везут.

С чаем связаны разные суеверия и гадания:
Сонники:
Если Вам приснился чайник, то Вам следует быть готовым к тому, что в ближайшем будущем Вы будете просто завалены работой. Закипающий чайник означает окончание борьбы и начало периода процветания. Разбитый чайник символизирует неудачу. Для молодой женщины сон, в котором она льет из чайника холодную прозрачную воду, означает, что ее ожидает благосклонность некоего влиятельного человека. Сон, в котором молодая девушка видит потемневший от заварки чайник, означает, что ее ожидает неудачное замужество. Светлый же чайник обещает достойного мужа и жизнь без хлопот. (Эзотерический сонник)

Заварочный — напрасные надежды на скорое улучшение материальных условий. Кипятильный — к злобе, зависти из-за недостаточно высокого, в вашем понимании, материального положения. Идет пар — вам грозит эмоциональный взрыв, чреватый инсультом и инфарктом. «Выпустите пар» и старайтесь смотреть на жизни философски.(Сонник Миллера)

Приметы:

«Пузырьки на поверхности чая — предвестники скорых поцелуев».
«Взбалтывать чай в чайнике — накликать ссору».
«Чаинка, плавающая в чашке, предвещает визит незнакомца. Чаинку нужно изъять из чашки, положить на тыльную сторону левой ладони и хлопать по ней другой рукой, пока чаинка к ладони другой руки не пристанет. Сколько раз пришлось хлопнуть — через столько дней и незнакомец появится».
«Если ты поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, ты рискуешь остаться старой девой».

Гадание:

Весьма тонко разработанная система предсказания будущего основывается на образах и фигурах, сформированных листьями, оставшимися на дне выпитой чашки после того, как тот, кому гадают, покрутит ее три раза и опрокинет вверх дном, чтобы стек остаток жидкости. Одиночный стебелек, плавающий на поверхности чая, предвещает прибытие незнакомца — мужчины, если стебелек твердый, и женщины, если мягкий. Чтобы узнать, когда он или она прибудут, надо положить стебелек на тыльную сторону левой ладони и ударять снизу правой, пытаясь его сбросить. Сколько для этого понадобится ударов, столько дней и ожидать прибытия. В некоторых местах такой стебелек означает возлюбленного, а число таких ударов — число месяцев или лет до свадьбы… и так далее, и тому подобное.

Мы не можем охватить тут такой гигантский пласт культуры, как чайхана, чай в пиалах, стаканчики армуды и прочие экзотические приспособы, да что там — даже о самоварах не удалось ничего вставить, потому объем статьи же не должен превышать те самые изумительные «В лесах» и «На горах» (которые насчитывают 4 тома по 700 страниц каждый). Но вот что особенно жаль — это что можно вставлять всего 5 картин. Это просто мучительство — выбрать всего пять полотен из всего, что у меня есть прекрасного о чае. Придется писать специальную петицию в правление колхоза, чтобы мне разрешили устраивать тут живописные оргии с добавлением картин по потребности… А пока этого нет, смотрите те самые пять картин, да не забудьте сходить по ссылкам на Кустодиева!.

Статья опубликована в выпуске 1.01.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: