• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Автобиография: правда, вымысел, фантазия? Часть 2

«Но вот пришла пора и мне родиться, — писал в автобиографии известный писатель В. Астафьев, — мама ушла рожать в баню. А утром пришла в дом с узелком и деду показала его первого внука. Я был на всю деревню первым Виктором. Сережек, Петек, Колек было дополна, а Виктор один…» Свою биографию Астафьев изложил на 19 страницах. Она насыщена грустными и веселыми воспоминаниями детства, юношества, начала взрослой жизни.

Но не всегда свободен в своих действиях тот или иной сочинитель автобиографии. Вот что писал А. Пушкин: «В 1821 году начал писать я свою биографию, несколько лет занимался ею. В 1825 году при открытии заговора я принужден был сжечь записки…» До нас дошли лишь фрагменты биографии поэта, которые после его смерти были опубликованы под названием «Родословная Пушкиных и Ганнибалов».

Автобиография «прошла» большой путь своего развития. Все ее этапы восхождения были связаны с эпохами потрясений. Во времена крушения античного мира великим автобиографом стал еписком Аврелий Августин. Далее, вплоть до эпохи Возрождения ничего значительного не было написано в этом жанре. Автобиография смогла занять свое достойное место среди множества сочинений благодаря авторам: Б. Челлини, Д. Кардано, М. Монтеню. Век Просвещения подарил нам «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.

Автобиография — это всегда путь открытия самого себя. Вот что пишет в предисловии к своей книге «Низкие истины» режиссер А. Кончаловский: «…Хочу познать правду о самом себе, а нужна ли человеку правда о себе? …Не ловили ли вы себя на том, что порой страшно задуматься, кто ты есть на самом деле?»

Анализируя произведение А. Герцена «Былое и думы», Л. Чуковская относит его к жанру автобиографии, хотя замечает в нем сплав с историей и философией. В сочинении А. Герцена реально существующие события и люди. «Каждая страница, — как замечает Л. Чуковская, — чему бы она ни была посвящена, обнажает очертания трагической жизни писателя…»

Неслучайно многие литературоведы еще в 19 веке обращали внимание на шаткость границы между художественными и мемуарными жанрами, в том числе, и автобиографиями, которая наметилась в произведениях русских и западноевропейских писателей.

Пробивала себе дорогу «женская» автобиография. Известны жизнеописания Екатерины II, Е. Дашковой, Н. Долгоруковой, В. Головиной, Е. Львовой, Е. Сабанеевой и др.

Несколько раз принимался писать автобиографию поэт С. Есенин, но ни одна так и не была закончена. Однако все его творчество, по своей сути, документально. Как говорили его современники, «поэт не сочинял без жизненной подкладки». Вот что писал В. Брюсов о поэзии М. Цветаевой: «Ее стихи всегда отправляются от реального факта… от пережитого». Существует и автобиография А. Ахматовой, где она подробно рассказывает о своей жизни, но ее поэзия намного богаче по настроению и ощущениям.

Зачастую в автобиографии описываются факты, которых мы не найдем в других документах человека. Ведь описание проходит через призму авторского отношения к жизни. Вот как «начинался» поэт А. Твардовский, строки из автобиографии: «Стихи начал писать до овладения грамотой. Там не было ни лада, ни ряда, но было сильное желание всего этого — желание родить их на свет».

Нам известны автобиографии политиков Шарля де Голля, У. Черчилля. Нельзя стороной обойти автобиографию Б. Франклина, известного американского мыслителя и общественного деятеля. Он начал писать свой главный труд в 1771 году, писал в течение многих лет, но она так и осталась незаконченной. Была опубликована в 1868 году. Выросший в бедной семье, он многого смог достичь. Его имя широко известно в мире. Франклин известен как политик, философ, социолог, естествоиспытатель, знаток технической мысли.

Но немало автобиографий оставили ученые, общественные и политические деятели России. Известна книга советского дипломата А. Коллонтай «Летопись моей жизни». 20 век стал временем нового возрождения автобиографий. На биографической основе написаны воспоминания Г. Жукова, А. Марченко, позднее — М. Горбачева, Б. Ельцина.

Вторая мировая война с особой силой всколыхнула в людях желание вновь обратиться к этому жанру. Прошедший дорогами войны, писатель Г. Бакланов в автобиографии писал: «Из всех человеческих дел, которые мне известны, война — самое ужасное. Жизнь и смерть сближены, как выстрел, разрыв снаряда, многое чувствуешь обостренно».

А вот строки из автобиографии прозаика В. Шаламова: «19 февраля 1929 года я был арестован. Этот день я считаю началом своей общественной жизни — первым испытанием». Затем были 13 долгих лет скитаний по лагерям. В Москву В. Шаламов вернулся только в 1953 году. Он стал одним из создателей литературного цикла о советских лагерях.

А. Солженицын, известный писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии, прошедший «круги ада» — аресты, ссылки, сталинские лагеря, — в своих произведениях затрагивает тему общественно-политической жизни России 19−20 веков. Его книги «Архипелаг ГУЛАГ» и в «Круге первом», по сути, основаны на собственном жизненном опыте, рассказе очевидцев.

Прозаик Б. Васильев написал книгу «Век необычный», в которой жизненные подробности автора соседствуют с философскими размышлениями. О том, что пережили в годы войны, писали в автобиографиях Г. Арбатов, Л. Гинзбург, Ю. Бондарев, Г. Марков, Ю. Друнина и многие др.

С 1940 года стал коллекционировать автобиографии известный в Москве журналист, театральный критик Л. Бернштейн. Он собрал 80 автобиографий известных актеров, режиссеров театра и кино. Любопытен факт, что родословная актеров Яблочкиных началась с прапрадеда А. Яблочкиной — Ф. Яблочкина, который был старшим музыкантом оркестра при Елизавете Петровне. Более ста лет театральной династии Садовских.

В театр приходили из разных слоев общества. Так, в семьях политических ссыльных родились режиссеры С. Герасимов и М. Ромм, из крестьянской семьи — И. Пырьев. Интересен поиск своего пути. Актриса К. Еланская пришла в театральную студию с 3-го курса медицинского факультета университета. Оставив учебу в юридическом вузе, во МХАТ пришел актер Б. Добронравов. Любовь к театру взяла верх и у В. Марецкой, которая училась на философском факультете. К сожалению, при жизни Л. Бернштейн не успел издать собранные им автобиографии. Сегодня рукописи их авторов находятся в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства).

В наши дни на прилавках магазинов можно найти автобиографии актеров М. Пуговкина, Н. Караченцова, Е. Прокловой, Е. Весника, О. Яковлевой, М. Козакова, С. Юрского, Е. Леонова, Л. Гурченко… Большую популярность обрела книга М. Плисецкой «Я, Майя Плисецкая».

Очень ярко рассказал о своей судьбе актер А. Абдулов в книге «Хочу остаться легендой»: «Судьба дарит мне фантастические вещи… Она говорит: «Здесь чуть правее, дерево обойди, — а я не вижу дерева… Иду, она шепчет: «Здесь левее возьми, не надо прямо — там стена… А я не вижу… Убежден, что судьбу надо «готовить», воспитывая в себе качества, за которые она потом будет оберегать тебя…»

Думается, что у автобиографии впереди еще долгий путь. Читая эти документы, мы не только узнаем личность того или иного ее героя, его радости и огорчения, удачи и поражения, но и пытаемся понять и оценить свой мир, себя в нем.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2009
Обновлено 15.05.2015

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: