Авл Плавтий служил в Паннонии. Когда его оттуда вызвали, он прихватил с собой IX Испанский легион и пару когорт из VIII Августова в качестве резерва.
Теперь союзники.
Батавы — германское племя, жили на территории современной Голландии. Отличные пловцы и наездники, водные преграды, которые для других могли стать непреодолимым препятствием, форсировали без проблем.
Фракийцы. Современная Фракия — европейская часть Турции, плюс значительная часть Болгарии, плюс кусочек Греции. В начале Нашей эры фракийцы несколько большую территорию занимали, но там же. Правда или нет — в составе фракийского экспедиционного корпуса был женский, ну не батальон, но какое-то другое отдельное подразделение.
Ладно, 43 год, весна на дворе, погода хорошая — пора начинать. Не тут-то было!
Легионы в последнее время находились в более-менее спокойных условиях, сражений настоящих давно не было. Пригрелись. А тут — пожалуйте к непонятным воинственным бриттам. Ладно бы пешком. Через полный неведомых опасностей Океан.
Конечно, пересечь Ла-Манш (а точнее — Дуврский пролив) и выйти в открытый океан — вещи несколько разные. Но легионеры этого понимать не хотели. Страшный Океан — и всё!
Волнения начались в XX Победоносном, потом перекинулись на остальные. Ещё не мятеж, но открытое неповиновение. А там и до мятежа недалеко.
Тогда вот перед войсками и выступил Нарцисс. Что уж он им там говорил — никто не застенографировал, но боевой дух поднять сумел. Говорят, легионеров не столько сама речь впечатлила, сколько прикололо то, что ими командует бывший раб, как будто в праздник Сатурналий.
Но, пока Нарцисс из Рима до Булони добрался, некоторое время прошло.
Светоний считает причиной задержки болезнь Гальбы. Типа, подождали, пока будущий император выздоровеет, а потом вместе с ним в путь и отправились. Но…
Гальба был старше Авла Плавтия по возрасту, имел больше опыта и заслуг. Если бы он участвовал в Британской экспедиции, то и был бы главкомом (заместителем номинального главкома Клавдия), а Плавтий подвизался бы в качестве простого легата. Вероятно, Гальба заболел серьёзно, остался на континенте, Авл Плавтий принял командование вместо него.
Задержка из-за неповиновения легионов римлянам даже сыграла на руку. Тогодумн, рекс катувеллаунов, чья разведка работала прекрасно, знал, конечно, предполагаемую дату вторжения. Собрал армию, повысил боеготовность — и что? Армию, особенно армию, состоящую из ополченцев, долго держать на пике боеготовности нельзя. Такую армию вообще нельзя долго держать. Пришлось Тогодумну своё войско распускать, потом снова собирать — всё не то.
Ладно, поехали. В смысле, поплыли. Середина или конец мая.
В общем-то, большинство историков согласны, что пунктом отправления была Булонь. Некоторые, правда, находят логичным отправить римскую армию в плавание из устья Рейна. Как будто Калигула зря свой маяк строил! И римлянам охота было в четыре раза большее расстояние преодолевать по ужасному Океану, когда с утёсов между Булонью и Кале в хорошую погоду берега Британии можно видеть без подзорной трубы. Единственно, батавы, возле этого самого устья Рейна и проживавшие и водобоязнью не страдавшие, могли таким маршрутом отправиться. И то не особо вероятно.
Теперь о месте назначения.
Тут есть у историков много разных вариантов — от острова Танет до Чичестера, все легионы вместе или каждый по отдельности.
Дэвид Янг приводит девять железных аргументов, доказывающих, что высадка могла быть произведена только в Ричборо, возле устья реки Стаур. Я девять не буду, только парочку.
Как бы ни были бритты сильны и воинственны, шансов разгромить римскую армию в генеральном сражении у них было мало. Шансы были другие — если бы генерального сражения не было вовсе. Бритты регулярно бы римлян терроризировали, обстреливали издали, уничтожали бы отколовшиеся отряды, при случае могли обоз захватить. Реально могли организовать настоящую гуэрилью.
Как можно было избежать генерального сражения?
Римлянам высадиться где-то непонятно где, длительное время колобродить по Британии, подставляя фланги под партизанские диверсии, ещё лучше — застрять в каком-нибудь захолустье и начать голодать. Вот если бы римляне десантировались возле Новиомагуса (Чичестера) и кругами какими-то добирались до правого берега реки Медуэй, так бы оно и было.
Как римлянам вынудить бриттов генеральное сражение принять?
Вот, как раз — высадиться в Ричборо, прикрывая правый фланг сначала морем, потом реками, без задержек, продвигаться вперёд, в общем недвусмысленном направлении на Камулодиум — столицу катувеллаунов.
Некоторые историки высаживают легионы в разных местах, потом соединяют. Или ставят каждому свою отдельную задачу.
Римляне бриттов победили. Но победила вся римская армия, четыре легиона плюс союзники, и не очень легко это было. Одинокий легион, блуждающий по британским дорогам (или болотам) в то время, когда ещё армия катувеллаунов не разгромлена — подарочек Тогодумну. IX Испанский потом пропал с концами где-то в Пиктавии — в романе и фильме, не в реальности, конечно. А вот если бы кто додумался высадить в начале 43 года II Августов где-нибудь возле нынешнего Чичестера, в землях якобы друзей-атребатов, такое могло бы случиться и на самом деле.
Так что высадка имела место всё-таки в Ричборо.
Конечно, каким бы удобным там не был пляж, разом высадить четыре легиона плюс союзники, плюс снаряжение — нереально. Но это — не повод для дробления сил. Римляне, конечно, снарядили мощный флот для завоевания Британии, но всё же не настолько мощный, чтобы за один раз переправить сорок пять тысяч воинов, с лошадями и всем военным имуществом.
Десантная операция проходила в три этапа. Сначала высадились два легиона с частью союзных войск, они оборудовали плацдарм и стали поджидать остальных. Если бы даже бритты сумели в это время напасть на римлян, у последних достало бы сил для того, чтобы удержать укреплённый лагерь до подхода второй и третьей волн десанта.
Дорога от Булони, как уже говорилось, не дальняя. В течение нескольких дней вся предназначенная к вторжению армия была переправлена на Остров.
Спасибо на добром слове, Леонид.