• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

«Послание евангелисту Демьяну». Кто был его автором?

Сразу после Октябрьского переворота партия большевиков развернула мощную антирелигиозную пропаганду, которая была возведена в ранг государственной политики. Под видом закона о свободе совести Декрет СНК об отделении Церкви от государства представляет собой акт открытого против нее гонения.

Polin, Shutterstock.com

В стране организуются судебные процессы над духовенством, «пособниками врагов революции», они подвергаются непрерывной травле и террору.

Позднее, в апреле 1925 года, был создан Союз безбожников, активным членом которого стал Демьян Бедный, он же Ефим Алексеевич Придворов. Он сотворил нечто вроде стихоподобной пародии на Священное писание. В одиннадцати номерах газеты «Правда», с 12 апреля по 23 мая 1925 года, печатался «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Одновременно с «Правдой» эта грубоватая агитка публиковалась в газете «Беднота» и вскоре вышла отдельным изданием.

В следующем 1926 г. в Москве появились «самиздатовские» стихи «Послание евангелисту Демьяну», они якобы были написаны Сергеем Есениным, жизнь которого оборвалась в конце декабря 1925 г. В апреле 1926 г. в газете «Правда» было опубликовано краткое письмо старшей сестры Сергея Есенина. «За последнее время в Москве частным образом распространяются стихи, приписываемые перу покойного брата моего Сергея Александровича Есенина», — писала она и заявляла, что текст «Послания Демьяну Бедному» Есенину не принадлежит.

В данном случае одного отрицания было мало. Нужно было найти того смелого поэта, который позволил себе написать дерзкие стихи. Он нашелся. 20 мая 1926 года сотрудник «Крестьянской газеты» Николай Николаевич Горбачев был вызван на допрос в ОГПУ и сознался в том, что является автором «Послания…». Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ в июле 1926 г. он отправлен в ссылку в Сибирь на 3 года, однако через 4 месяца освобожден…

Здесь возникает ряд вопросов. Если автором «Послания…» являлся Н. Н. Горбачев, то не может удивить то, просто смехотворное, наказание, которому он подвергся. Как известно, Сергей Есенин особым уважением у советских властей не пользовался. Если власти сочли нужным опубликовать письмо Екатерины Есениной, значит, им было важно убедить общественность, что Сергей Есенин не является автором «Послания…».

Для чего? Я думаю, что только для того, чтобы втереть очки и отвести подозрения от главного виновника смерти Есенина. Создателями телесериала «Есенин» была представлена версия убийства Есенина троцкистами. Нелепее версию предложить просто невозможно. Почему? Да потому, что приговор поэту мог исходить от кого угодно, но только не от Троцкого.

Троцкий был единственным из руководителей компартии, который откликнулся на смерть Есенина. На вечере памяти Сергея Есенина в МХАТе была зачитана его статья-некролог «Памяти Есенина», опубликованная 19 января в газете «Правда». Следует отметить, что Сталин, обвинявший Троцкого во всех смертных грехах, не преминул бы упрекнуть его и в смерти Есенина. Но ни разу такого упрека не прозвучало. А вот Ефим Лакеевич Придворов со своими безбожниками мог бы нажать соответствующие кнопки…

Не секрет — за Есениным значилось много прегрешений. А за «Послание Демьяну» Есенина осудил бы даже покойный В. И. Ленин. Своим стихотворением поэт поставил под серьезное сомнение ленинскую политику наступления на православную веру…

Послание евангелисту Демьяну

Я часто думаю, за что Его казнили?
За что Он жертвовал Своею головой?
За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?

За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?

За то ли, что Себя на части разделя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя,
И стариков, и жён, и крохотных малюток?

Демьян, в «Евангельи» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов, ох как их много в нём,
Но слова нет достойного поэта.

Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека.

Я знаю, что стремясь по нужному пути,
Здесь на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь другой ведь должен же дойти
К воистину божественным пределам.

И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна —
Мне стало стыдно, будто я попал
В блевотину, извергнутую спьяну.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос
Далёкий миф — мы это понимаем, —
Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
На всё и всех захлёбываться лаем.

Христос — Сын плотника — когда-то был казнён…
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил Его: «Кто ты?» — ему ответил Он:
«Сын человеческий», но не сказал: «Сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И может быть, из вымысла всё взято —
Так что ж теперь со злобою подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест —
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что б когда тебе Голгофский выпал крест
Иль чаша с едкою цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже,
Весь мир благословлять под тернием венца,
Бессмертию уча на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!

Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов!

Ты совершил двойной тяжёлый грех
Своим дешёвым балаганным вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.

Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, откушай».

А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
Ещё сильней потянется к Христу,
А коммунизму мат пошлёт при этом.

Статья опубликована в выпуске 29.10.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, узнал интересные факты.

    Оценка статьи: 5

  • Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
    Небось злорадствуют российские кликуши:
    «Ещё тарелочку демьяновой ухи...

    = Один из лучших зарубежных знатоков России и СССР 30-ых годов: "Они подбирают графоманов с заводов и из-под овинов, которые пишут на революционные темы. В стране, где Демьяна Бедного считают поэтом, потому что он рабочий, не может быть ничего удивительного".

    Оценка статьи: 5

  • Если не С.А. Есенин автор "Послания Демьяну", то может М.А. Булгаков ?
    Ведь изумительно высмеянный Иван Бездомный из дела его жизни - "Мастер и Маргарита" это точная пародия на Демьяна.
    И в других своих трудах Булгаков неравнодушно писал о борьбе советского государства с религией, и в тч. о "Лиге безбожников" (- "А стёкол вам не бьют?") и

    А кто-н. в курсе, что еще недавно в России был город назван в честь этого "Ефима Лакеевича Придворова" ?
    18 сентября 1925 года ВЦИК за подписью М. И. Калинина принял постановление о переименовании Спасска Пензенской губернии в город Беднодемьяновск, и, соответственно, волости и уезда.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Хачатуров Мастер 29 октября 2013 в 20:20 отредактирован 29 октября 2013 в 20:21 Сообщить модератору

      Поддерживая авторство Сергея Есенина, писатель Виктор Кузнецов пишет в своей статье «Защитник Христа»:
      «Очевидно, в мае 1925 года поэтический ответ Демьяну Бедному был готов. Он предложил его Петру Чагину для публикации в «Бакинском рабочем», но тот благоразумно не захотел ссориться с придворным кремлёвским пиитом (об этом в 1965 году он рассказал есениноведу В. Субботину).
      Ничего не оставалось делать, как распространить произведение в списках. Это, конечно, было опасно, но нельзя было и промолчать. Так в народ пошли отважные есенинские строки»

      Петр Чагин – один из друзей Сергея Есенина. Пригласил его в Баку, обещал поездку в Персию, но не выполнил своего обещания, хотя, будучи секретарем Компартии Азербайджана, он мог бы устроить такую поездку, вероятно, партия не позволила…

    • дневниковая запись М.A.Булгакова от 5 января 1925 года: «Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с М.С. – Что, вам стекла не бьют? – спросил он у первой же барышни, сидящей за столом – То есть как это (растерянно). Нет, не бьют (зловеще). – Жаль. – Хотел поцеловать его в его еврейский нос... Тираж, оказывается, 70 000, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь... На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы. «Как в синагоге», – сказал М., выходя со мной... Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне... Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».

      Оценка статьи: 5

  • Корявые стишата.
    Явно не Есенин, что бы там ни говорили неведомые "издатели".

  • Спасибо, интересно, даже если это не Есенин.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная статья, отличное "Послание..." Как раз недавно прочитал "Я не люблю религию раба, Покорного от века и до века, И вера у меня в чудесные слова – Я верю в знание и силу Человека", был приятно удивлен.

    Оценка статьи: 5

    • Baca Bor Читатель 5 июня 2016 в 07:48 отредактирован 24 мая 2018 в 12:00 Сообщить модератору

      Олег Стражников, сдается мне, религиозные моралисты подправляли текст (встречаются разные варианты написания):

      И маленьких детей, и грязных проституток? -
      «И стариков, и жён, и крохотных малюток?»;

      Кто безотчётно верит в Бога -
      «И веру в них считает верой в Бога»;

      И вера у меня в чудесное слаба -
      «И вера у меня в чудесные слова»;

      А коммунизму мат пошлёт при этом -
      «К Единственному Истинному Свету».

    • Наум Коржавин – человек сложной судьбы – заявлял в молодости: Да мы в Бога не веруем, / Веруем в совесть, / В ту, что раньше Христа родилась / И не с нами умрет!» Вера в Совесть привела поэта, в конечном итоге, к вере в Бога…
      Судьбе угодно было, чтобы Евгения Гинзбург, атеистка и большевичка в юности, умерла антикоммунисткой и католичкой…
      Нам не суждено знать, что бы сказал о религии Сергей Есенин, если бы он не умер молодым. Однако, молодой Есенин четко определил свою позицию: Пусть миф Христос, как мифом был Сократ, / И может быть, из вымысла всё взято – / Так что ж теперь со злобою подряд / Плевать на всё, что в человеке свято?

      • Валерий Хачатуров, Атеизм и большевизм никак между собой не связаны.
        Сократ был атеистом задолго до большевиков...

        Коржавин, Гинзбург - блаженны нищие духом.
        Случается, что богатые нищают. И не только духом, но и разумом.

        • Моя родственница, ярая коммунистка, на старости вдруг поверила в бога. В общем-то, понятно, почему. Ходила вся такая просветленная и говорила "о вере". Любимая фраза при этом "вот я коммунистка была, а сейчас в бога поверила".

          Оценка статьи: 5

          • Валерий Хачатуров Мастер 29 октября 2013 в 16:39 отредактирован 29 октября 2013 в 16:49 Сообщить модератору

            Олег Стражников, в сложный момент своей жизни один известный недоучившийся семинарист понял, что ленинского учения мало, вспомнил Бога и частично реабилитировал церковь...
            Поэт Ваан Терьян, который подобно Блоку надеялся, что за революцией стоит Христос, писал в одном из своих стихотворений: «Наш дух средь добрых идолов затерян, / Мой Бог живой, к Тебе взываю я,/ Лишь по Тебе тоска томит меня, /Уже я добрым идолам не верю… »

            • Валерий Хачатуров, семинарист бога вспомнил частично?
              Или просто вспомнил, что церковь - это весьма практичный административный ресурс?
              Последнее представляется более вероятным.

              • Аркадий Голод, на войне не бывает атеистов.

                В 1941 г. молодой поэт Николай Глазков написал свою «Молитву»

                Господи! Вступися за Советы,
                Сохрани страну от высших рас,
                Потому что все Твои заветы
                Нарушает Гитлер чаще нас.

                Оглуши фашистов нашей глушью,
                А мелькнула чтобы новизна,
                Порази врага таким оружьем,
                Враг которого еще не знал!

                Дай, Господь, такую нам победу,
                Не давал какую никому!
                Заступись за своего поэта,
                Ниспошли веселие ему!

                Он в своем глазу бревно заметил,
                Опрокинулся весь мир вверх дном.
                Лоб фашизма, вылитый из меди,
                Этим самым проломи бревном.

                Чтобы мы, пророки и поэты,
                За Отечественную войну
                Воздвигали памятник победы
                Не нам, не нам, а имени Твоему.

  • Это - не Есенин. По многим параметрам не Есенин. Ни по мыслям, ни - главное - по качеству стихов.

    Оценка статьи: 4

    • Борис Митяшин Читатель 7 октября 2019 в 14:29 отредактирован 7 октября 2019 в 23:16 Сообщить модератору

      Марк Блау, по качеству неразмерного стиха на Есенина не похож, но по мысли, по причинам признания большевиков - тут всё есенинское. И не только его. В стране к Октябрю православие с его проповедью "смирения и послушания" находилось в глубоком духовном упадке. (В котором оно до сих пор обретается.) А большевики развернули по сути протестантскую, но лживую пропаганду человека - "хозяина своей земли". Поэтому первоначально был народный энтузиазм - в том числе и есенинский. Чьи стихи? - неизвестно, но по духу - есенинские.