• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Песталоцци и Анкер. Что их объединило?

Иоганн Генрих Песталоцци и Альбрехт Самуэль Анкер — два талантливых человека. Первый — педагог, разработавший систему детского образования. Второй — популярный художник, получивший звание «народный». Они никогда не встречались, разница в дате рождения — почти сто лет. Их объединило духовное родство.

«Ясли» Альбрехт Анкер, 1890г., 80х142 см,Oskar Reinhart Collection, Winterhur, Швейцария

Иоганн Генрих Песталоцци (1746−1827) — швейцарский педагог. В возрасте 23 лет он купил имение, которое назвал Нейхоф (Новый двор), в нём организовал «Учреждение для бедных». В Нейхофе он осуществил свой замысел: полсотни детей обучались по его системе.

Школа в Нейхофе закрылась из-за финансовых трудностей через 11 лет после её открытия. В последующие годы он предпринимает несколько попыток организовать учреждения для бедных (приюты и школы), но они не имели сколько-нибудь долгой жизни из-за финансовых проблем.

В 1826 году он издаёт сборник своих работ «Лебединая песня» — как бы итог его жизненного пути. Его система детского образования общепризнана и действует до сих пор.

Альбрехт Самуэль Анкер (1 апреля 1831 — 16 июля 1910) — швейцарский художник и иллюстратор, которого называли «Народный художник» за популярные изображения швейцарский деревенской жизни XIX века. Родился в городке Инс (недалеко от Берна, Швейцария) в семье ветеринара. Учился в гимназии Киршенфельда в Берне, окончил её с правом поступления в университет. Изучал теологию в Берне, затем в университете Галле в Германии.

Большие художественные коллекции Германии настолько впечатлили его, что он решил начать карьеру художника и 1854 году получил на это согласие отца. Анкер переехал в Париж, где учился в Национальной высшей школе изящных искусств в 1855−60. По возвращении домой в Инс он организовал себе студию на чердаке родительского дома и с тех пор постоянно участвовал в выставках в Швейцарии и в Париже. Помимо его регулярных зимних посещений Парижа, Анкер часто путешествовал по Италии и другим европейским странам.

Начинал Анкер с исторических и библейских сюжетов, но позднее он погрузился в жизнь сограждан — преимущественно крестьян и их детей.

Альбрехт Анкер в XIX веке был самым популярным художником Швейцарии не только потому, что его картины были доступны по цене, но и в результате его подхода к искусству: «Надо сформировать идеал в воображении, а затем сделать его доступным людям».

Пожалуй, ни один художник не рисовал столько полотен, посвящённых детям разного возраста и разного социального положения. Преимущественно это портреты в разной одежде, в разных занятиях и обстановке — и на улице, и дома, и в школе.

Детские дошкольные учреждения начали появляться в конце XVIII века, их целью было помочь работающим родителям, которые вынуждены были оставлять детей дома одних, без ухода и надзора.

Альбрехт Анкер «Ясли». На этой картине, скорее всего, есть и дети художника, и это дало ему возможность увидеть всё как есть. Дети постарше управляются самостоятельно, тех, кто помладше — приходится кормить. Кто-то не выдержал, устал и заснул, кто-то мешал всем — и его посадили у дверей есть в одиночку.

Альбрехт Анкер «Деревенские сироты». Написанная в 1876 году картина «Деревенские сироты» изображает сценку, в которой горожане забирают детей, привезённых в город из деревни. Забирают на воскресенье (видимо). Справа под аркой стоит чиновник в треугольной шляпе и регистрирует выдачу детей. Наверное, вечером воскресенья все дети должны быть возвращены на это же место, откуда они поедут в свой детский дом в деревню.

Альбрехт Анкер «Суп для бедных». В 1893 году Альбрехт Анкер пишет полотно «Суп для бедных». Небольшая комната с плитой, возле которой за длинным столом расположились дети, видимо, беспризорники. Трудно сказать, эта картина точно соотносится с датой её написания или такая сцена в 1893 году уже была невозможна (то есть всех малолетних беспризорников, если они обнаруживались, помещали в детские дома).

Судя по его творчеству, художник был одержим любовью к детям (своих у него было шестеро, двое умерли младенцами). Неисчислимое количество картин и портретов детей, в которых чувствуется не просто любовь к детям, а сострадание к сиротам.

Альбрехт Анкер «Песталоцци с сиротой». Надо полагать, что именно это и ощущение ответственности за будущее заставили художника познакомиться с трудами Песталоцци. Их духовная связь воплотилась в картине «Песталоцци с сиротой»: Иоганн Генрих входит в свой детский дом с ребёнком на руках. В дверях — его малолетние воспитанники.

Двух талантливых людей объединила любовь к детям…

Статья опубликована в выпуске 7.01.2016
Обновлено 30.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: