Сначала ревизоры нагрянули на тульский завод Акинфия, затем наведались и к его брату — заводчику Никите. Демидовы, однако, сумели добыть копию данных ревизорам инструкций и успели нейтрализовать тех, кто мог бы доставить неприятности, развязав языки. Один из таких ненадёжных людей, например, был обвинён в краже у хозяина денег, писем и «многих пожитков», после чего очутился в остроге. В результате ревизия завершилась для Демидовых, в общем-то, благополучно, хотя на пользу их реноме всё это, конечно, не пошло.
Старший сын Демидова-первого тем временем распространил свои интересы
на Алтай. Еще в 1729 году Акинфий построил первый в Забайкалье Колываново-Воскресенский завод с полным металлургическим циклом, но очищать медь возил в уральский Невьянск. Зачем это надо было расчётливому дельцу? Есть основания полагать, что при очистке извлекали серебро, которое скрывалось от властей.
Акинфию удавалось скрывать и многое другое — сколько у него работало людей, сколько в действительности выплавляли они чугуна, меди и железа…
После смерти Акинфия демидовские мастеровые и ратные люди били челом Екатерине II в том, что его наёмники «переписывали людей как ему было угодно», что с конца 1743 года главный ревизор Сибири генерал Чернцов «был на Невьянских заводах, там жил два года со своею канцеляриею на коште Демидова. По его поползновению против законов и интересов государственных Демидовы подавали к ревизии списки такие, какие хотели», и эти документы впоследствии таинственным образом исчезали.
После смерти Демидова императорским указом все его алтайские заводы с землями, рудниками, мастеровыми и приписными крестьянами были взяты в ведение кабинета Её Величества. Их описание поручено было составить генералу Веймарну. Тот тщательно перекопал архивы, но не нашёл многих документов. Как докладывал генерал, «все дела, служащие по уведомлению о содержании в тамошних рудах серебра, равно как и те дела, которые о раннем при исполнении и нахождении в подаче имелись, особым хитрым пронырством из архивов… в пользу Демидовых похищены». Не исключено, что свой главный Невьянский архив Акинфий уничтожил лично, так что о его тайнах нам остаётся только догадываться.
Так или иначе, после него осталось огромное состояние: к концу жизни Акинфий Никитич владел 25 заводами, на которых трудилось около 24 тысяч человек. Он всегда старательно подчёркивал, что строит заводы «для славы Российской империи и всенародной пользы». Но и, естественно, о собственной пользе при этом не забывал…
Хвала автору, за освещение столь редкой темы. Осталось - уточнить первичность денежного металла, кажется, серебро было до золота. От...