• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Как родилась первая польская опера? Монюшко и его Галька

Можно, наверное, сказать, что имя автора известной оперы «Галька» — одно из объединяющих неких условных «нас всех». Прежде всего потому, что он родился на территории Российской империи (сейчас — Беларусь), работал на территории Российской империи (сейчас — Литва) и умер на территории Российской империи (сейчас — Польша, тогда «губернии царства Польского»).

Памятник Станиславу Монюшко Галя Константинова, личный архив

Это, конечно, полушутливая и далеко не единственная «объединяющая» причина.

Жила-была бедная наивная деревенская девушка Галька, полюбила она богатого и вероломного Януша, — я всегда заранее знала реакцию: сначала смешки, а потом вокалисты, проходя мимо, будут тихо напевать знаменитую арию — Думку Йонтека. Впрочем, я была всего лишь на пару лет старше студентов, и мне тоже было весело.

Итак, жила-была бедная наивная девушка Галька родом из горной деревушки. Полюбила она богатого и вероломного Януша. Тот ее соблазнил и бросил. Девушка страдала, она даже не видела, как сильно ее любит простой парень Йонтек, который тоже из гуралей, из ее родной деревушки. Все кончилось очень плохо.

Сюжет, конечно, стар, как мир, но все же более типичен для эпохи романтизма, в которой и жил Станислав Монюшко. В эпоху романтизма стояли перед музыкантами и новые задачи.

Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858)
Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858)
Фото: ru.wikipedia.org

Пока итальянцы и немцы спорили, кто из них круче в опере (Верди, веристы или Вагнер), Восточная Европа еще только начала создавать свои национальные школы. В этом нет ровным счетом ничего плохого и уничижающего чье-то достоинство, все страны по-разному развиваются. Но для этих стран Европы стало делом чести написать свою национальную оперу — на своем языке, с либретто из своей истории или мифологии, с национальной музыкой, тяготеющей к своим народным напевам.

Станислав Монюшко
Станислав Монюшко
Фото: ru.wikipedia.org

Все с этим успешно справились. В России — Глинка и Даргомыжский, в Чехии — Дворжак и Сметана, и так далее. В Польше был свой национальный (общемировой и вообще неземной) гений — Шопен. Причем это чуть более раннее поколение. Но Шопен не только что опер, а и симфонической музыки практически не писал — только фортепиано. Поэтому задача создания первой национальной оперы встала перед Станиславом Монюшко.

Станислав Монюшко родился в 1819 году недалеко от Минска. Отец был поляк, мать — армянского происхождения. Ее прадед был приглашен когда-то создавать знаменитые слуцкие пояса.

Молодым человеком Монюшко переехал в Вильно, где начал работать органистом в Костеле Двух Иоаннов. Проработал он там около 20 лет. Там он счастливо женился. Годового жалованья в сто рублей, видимо, хватало, чтобы прокормить десять родившихся детей. Но приходилось и подрабатывать.

Он дает частные уроки музыки, в том числе будущему русскому генералу, инженеру и композитору Цезарю Кюи, который был родом тоже из Вильно. И отец Монюшко, и отец Кюи — из тех офицеров разгромленной наполеоновской армии, которые не ушли с отступающим войсками во Францию, а остались жить в Российской империи, предпочли российское подданство.

Это была не единственная связь Монюшко с русскими композиторами. В Петербурге он познакомился с Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Балакиревым, Мусоргским, со всеми близко подружился. Некоторые свои произведения Монюшко посвятил своим петербургским коллегам.

В России уже были созданы свои первые национальные оперы. Монюшко решил создать первую национальную польскую оперу.


Мазурка из оперы «Галька»

Сюжет он взял лирико-социальный, любовь и неравенство. Причем это чувствуется и в музыке. Для представителей шляхты — вокальные номера в «итальянизированном» духе. Для представителей низшего класса — славянская мелодика. Станислав Монюшко не был фольклористом, он не собирал народные песни, он их просто слышал. Потом все эти белорусские-украинские-польские мелодии трансформировались внутри, рождались свои, принадлежащие к той же славянской песенной стихии.

Известно, что закончить оперу Монюшко изначально хотел по-другому — бунтом и восстанием крестьян. Но не решился. Можно себе представить российскую цензуру, особенно после польского восстания — здесь и большого воображения не требуется.

Поэтому опера заканчивается лично-трагически. Галька хочет поджечь костел, в котором венчаются ее возлюбленный и его избранница-ровня. Но она передумывает и просто бросается в глубокие темные воды.

Оперу впервые поставили в Вильно любительскими силами в концертном варианте (своего оперного театра еще не было). Сразу же опера получила большое признание и в России, и в мире. В Польше Монюшко стал национальным героем. Ни одна последующая его опера не имела больше такого успеха, хотя ставятся все.


Мультфильм по «Пряхе» Монюшко

Кто не любит оперу, может послушать знаменитые песни Монюшко или его духовную музыку.

Улицы имени Монюшко есть в польских и украинских городах. В Белоруссии есть памятники и таблички. В Вильнюсе есть памятная табличка, улица имени Монюшко, бюст у органа в том храме, где он работал. Памятник Станиславу Монюшко стоит у Костела Святой Екатерины.

С этим костелом связано и имя Иосифа Бродского. И чтоб два раза не вставать — предлагаю догулять по всем оставшимся католическим и православным храмам Вильнюса. А их немало.


Что еще почитать по теме?

Музыка романтизма: какой она была? Фредерик Шопен
Опера «Сервилия». Интересен ли сегодня неспешный Римский-Корсаков?
Как «Призрак оперы» появился на сцене?

Статья опубликована в выпуске 14.10.2016
Обновлено 6.09.2017

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: