• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Нужны ли детям уроки «любования природой»?

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что в школах Японии проводятся уроки «любования природой»? Не природоведение, а природовосхищение преподают учителя японских школ, формируя у детей не только бережное отношение к окружающей среде, но и воспитывая в них на природе очень нужные для плодотворной и качественной жизни эстетические чувства. А какими интересными и развивающими могли бы быть уроки любования детьми нашей природой с её богатейшими флорой и фауной!

Любые чувства возникают и развиваются в процессе познания, и решающее значение в возникновении и закреплении эмоций могут иметь поступки взрослых, их собственное отношение к окружающей среде. Эстетические чувства — это эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Но для того, чтобы уроки на природе запомнились детям, чтобы они развивали их способности и воспитывали в них прекрасные чувства, должны быть и грамотные преподаватели, тонко чувствующие красоту, знающие не понаслышке мир растений и мир животных, владеющие специальными методиками…

Уроки любования природой с учителем, не знающим названий трав, цветов, деревьев и их особенностей, не отличающим пастушью сумку от клевера, лебеды, полыни, чистотела и не умеющим показать оттенки цветов, проникнуться сказочной красотой леса, полянки, парка, сквера, могут превратиться в скучную утомительную прогулку на свежем воздухе. А ведь возможности развития эстетических чувств и разнообразных способностей у малышей на таких экскурсиях практически неисчерпаемы.

Учёные уверенно утверждают, что «Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму». Сильнее всего урбанизация отражается на детях. Они знакомятся с природой по книгам, картинкам, кино и телефильмам, почти ничего не знают о повадках птиц и зверей, о жизни леса, о приметах времени года.

В Японии урбанизация достигла очень высокого уровня, но там в области обучения и воспитания детей стремятся нейтрализовать её отрицательные последствия, и преподавание многих предметов включает регулярные экскурсии на природу, и кроме того проводятся уроки «любования природой». Исследования показали, что японские дети различают около двухсот оттенков цветов.

Нашим детям известны оттенки только от двадцати до тридцати цветов, и это свидетельствует о скудости их восприятия окружающего мира и недостаточного ощущения взаимосвязи с природой. Обучение и воспитание должны быть связаны с природой, но школа слабо использует её, как второго учителя и воспитателя, хотя состояние экологии таково, что ставится под вопрос само существование человечества. Сегодня уже недостаточно восхищаться красотой природы и тонко её чувствовать, надо ей помогать, а для того, чтобы помощь была действенной, нужны серьёзные знания и уважительное к ней отношение подрастающего поколения.

Дети не рождаются равнодушными к природе, они такими становятся и не только потому, что в школе и особенно в семье мало уделяется внимания этой проблеме. Наряду с масштабным равнодушием к проблемам природы повсеместно наблюдается утрата личных отношений с природой и отсутствие экологической культуры. А ведь пребывание на природе кроме воспитания эстетических чувств и развития общих способностей снимает стрессы, вызывает прилив сил, подъём настроения. Дети, бывающие часто на природе, отличаются от тех, кто лишён с ней живой связи — они меньше болеют, не остаются равнодушными к живописи, к её описаниям в литературе. Игры на природе и различные ситуации выбора стимулируют умственную деятельность малышей, активизируют раннее развитие.

Урбанизация превратила среду обитания человеческую в опасную зону для здоровья, и особенно она угрожает детскому организму, его хрупкой психике. Отравленный воздух, загрязнённая еда, стрессовая атмосфера и спад физических нагрузок вредят детям сильнее, чем взрослым. Но как пробудить любовь к природе? Любование ею не наследуется и с генами не передаётся — его надо воспитывать изо дня в день, но чувство это благодарное.

Глубокие эстетические чувства очень действенны: человек, обладающий ими, способен не только наслаждаться прекрасным, но и устраивать свою жизнь по законам гармонии и красоты. Не дожидайтесь, дорогие родители, времени, когда и в вашей школе введут уроки любования природой, берите пример с японских воспитателей и учите своих малышей восхищаться красотой окружающего их мира.

Оставьте, дорогие родители, дома мелочную суету, пустые хлопоты и призрачные заботы, отправляйтесь в путешествие на природу вместе с детьми, и Вы увидите каким счастьем заполыхают их глазки, когда они увидят муравья, несущего тростинку, удивитесь, с какой лёгкостью запоминают малыши имена трав и деревьев, цветов и зверей, птиц и чисел, какие сказки про них сами придумывают, какой радостью наполняются их сердца.

Давайте, дорогие современники, жить и радоваться вместе с детьми великолепию мира, в котором нам посчастливилось очутиться.

Статья опубликована в выпуске 10.05.2007
Обновлено 5.06.2021

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Хочется кое-что добавить про Японию. Такие уроки любования - часть японской культуры, замешанной на цзен. А практика цзен предполагает медитацию с последующим озарением. А то как называется короед, и чем он отличается от ландыша - все равно. Первоначально практика дзен (чань по китайски) привела к тому, что была уничтожена практически вся литература. Сценки времен культурной революции с рваньем книг и измочаливанием их кулаками восходят как раз к практике появления чань-буддизма в Китае в 7 где-то веке. Главный тезис этих первоначальных "любовальщиков" говорил о том, что знание идет не из книжки, а из озарения. В связи с чем книжки объявлялись большим вредом. ВОт так цветочками-то любоваться Все не так безобидно, как казалось.

    А вот насчет малого количества оттенков не согласен. Художники различают миллионы оттенков, а вот назвать вряд ли смогут больше сотни (описательно). Нету в нашем языке таких слов чтоб цвета различать. А музыкант с нормальным слухом между соседними клавишами может различить не один десяток звуков. А как их назвать? Надо брать прибор и говорить: столько-то процентов. Тут-то и пропала вся романтика. У японцев даже специальные стишки есть с недосказанностью. Нельзя все выразить словами...

  • Спасибо за интересный рассказ. Да, такие уроки действительно очень нужны детям. Родители, как правило, озабочены интеллектом ребенка, а ведь эмоциональная сфера, которая не менее важна, тоже нуждается в развитии.

    Оценка статьи: 5

  • "Нашим детям известны оттенки только от двадцати до тридцати цветов, и это свидетельствует о скудости их восприятия окружающего мира" - это говорит о том лишь, что развитием цветового зрения с детьми не занимались. Поработай детеныш акварелью - и постепенно станет не гениальным, но все же довольно развитым цветовиком.

    Оценка статьи: 4

  • Такие уроки необходимы, даже если наши дети, как и мы в свое время, не понимают их ценности, а учитель ничего особенного не "преподает".
    Мы как-то сами узнавали, что этот вот жук - пожарник, а этот - майский, тот - короед. Куда они все подевались? Не видела их с детства. Спасибо, Татьяна, за нужные напоминания. +5

    Оценка статьи: 5

  • Все верно. Любоваться природой необходимо, и делать это нужно неторопливо.

  • Природа - это всегда хорошо, даже когда учитель не знает названий трав. Нас водила в Ботанический сад биологичка, но мы ее не слушали, нам было все равно, как что называется, скакали и радовались, а ведь были уже в 5-8 классе.

    Не думаю, что то, что японские дети различают больше оттенков, связано с воспитанием. Например, вьетнамский язык содержит звуки четырех тонов, но мы же не сокрушаемся, что наше воспитание не позволяет каждому из нас различать эти тона.

    Любование ею не наследуется и с генами не передаётся
    Любование - нет, а интерес к природе присущ не всем и это именно врожденное качество. Психологи давно научились определять, к какой из пяти групп относится человек: человек - техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек - природа, человек - художественный образ. Как правило, люди, принадлежащие к первым двум группам, природой не интересуются, подходят к ней утилитарно. Последние две группы пересекаются, но и в них могут быть люди, которые природой интересуются, а живописью и литературой - нет (и наоборот). Я с детства впитывала, как губка, название каждой травинки, которую мне называли, а мой ребенок, несмотря на все мои усилия, даже на щенке дольше двух секунд взгляд не задержит, розы и ландыши путал лет до десяти, хотя все это под окном растет.

    Полезная статья, мы должны нашим детям открывать мир во всем его многообразии, независимо от того, чем интересуемся сами, а если уж знаем что-то, чему можем научить - тем более.

  • Любые уроки полезны.

  • Такие уроки долны быть обязательно, очень полезно!!!

  • и у нас такие были, мы просили учителя отправиться в парк, чтобы понаблюдать за природой, а потом написать сочинение...частенько, когда хотели побездельничать, и срабатывало, но не каждый раз, конечно...

  • Верно, а в детских книжках иногда такие звери и деревья нарисованы, что за голову хватаешься. Я тут на картинке с трудом кршку от собаки отличила Про белок и прочих вообще молчу.
    Спасибо за статью,
    5.

    Оценка статьи: 5