• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Нужно ли учить любви?

«Учить любви необходимо, — утверждал в тридцатых годах прошлого столетия Антон Семёнович Макаренко на встречах с родителями, — Это не только можно, а нужно, нужно учить любви. Как это ни странно звучит, а есть такая наука…
Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости…
И девушкам и мальчикам нужно рассказывать об ответственности за каждый прожитый день, за каждый кусок чувства, потому что за всё приходится платить жизнью…»

Эти слова были написаны известным педагогом более семидесяти лет назад, но они актуально звучат и сегодня, когда лавинная сексуальная раскрепощённость, калеча юные жизни, дала толчок невиданному всплеску преступлений на почве любовных взаимоотношений и совращения детей.

Век фантастического научно-технического прогресса человеческой цивилизации столкнулся с возрождённым примитивным мышлением работорговца и чудовищным неуважением чужой жизни. И приходится юношам и девушкам рано или поздно расплачиваться собственной жизнью за ошибки: за своё легкомыслие в любовных отношениях, за неудачный выбор партнёра, за поспешность в близости, за предательство в любви, за нетерпимость, за жестокость.

Антон Семёнович в своей практике добивался торможением задерживать любовные истории подростков и юношей, и этому он учил других педагогов: «Мы обязаны воспитывать будущих отцов, будущих матерей… У педагогов есть всё, чтобы преподать юношеству хорошие советы…».

Однако преподать хорошие советы так, чтобы они были восприняты и им следовали подростки, не просто. В подростковом и юношеском возрасте закономерен острый интерес к половому натурализму. Одни дети увлекаются чтением Декамерона, романов Мопассана, другие — просмотром эротических фильмов, телевизионных передач, и запреты родителей, как правило, не помогают, но затормозить этот обострённый интерес можно отвлечением, анализом примеров искалеченных судеб, переключением на другие жизненные проблемы, касающиеся подростка или юноши. И это можно делать ненавязчиво, тактично при каждом удобном случае, не надеясь, что «время придёт — сами узнают и во всём разберутся».

Родителям полагается знать, в каких компаниях находится сын или дочь подросткового возраста — ведь физическая близость может происходить не в результате любовной индивидуальной страсти, а как норма поведения в них юношей и девушек.

Как же учить поведению в любви? Помочь в этом сложном процессе может детальный родительский анализ: слов, поступков подростков, умения строить отношения с детьми противоположного пола, умения разбираться в особенностях психологии юношей и девушек. Родители могут неустанно совершенствовать свои познания, изучая специальную литературу и жизненный опыт, чтобы быть готовыми объяснить своим детям: «Что такое любовь и какой она бывает?».

Любовью называют сильное интимное чувство, связанное с другой личностью. Есть, конечно, и определение в энциклопедии: «Любовь — это глубокое интимное чувство, устремлённость на другую личность, общность, идею. В древней мифологии это чувство наделялось космической силой, подобной силе тяготения. Афинский философ Платон (настоящее имя Аристокл), ученик древнегреческого философа Сократа, в своих диалогах о любви и дружбе наделял любовь побудительной силой духовного восхождения.

Сам Сократ оставил человечеству своё понятие любви: «Любовь — это желание блага и счастья, стремление к бессмертию». Люди смертны, и им отпущена способность к творческой деятельности, проявляющейся у большинства в продолжении рода, в воспроизведении себя в потомстве: «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном». В отличие от любви телесной другая разновидность творческой любви — любовь духовная, свободная от чувственного влечения".

Взаимоотношениям между людьми и проблемам воспитания уделялось много внимания в древнем Китае. Там существовало несколько школ, в которых преобладала философия нравственности и житейской мудрости, где утверждались человеколюбие, чувство уважения, стремление к добру, к состраданию, к справедливости. Древние философы призывали следовать правилу: тело невозможно спасти — оно смертно, спасать нужно душу. Школу житейской мудрости могут организовать в своей семье и требовательные к себе, чуткие родители, контролирующие не только поступки своих детей, но и собственное поведение.

Плохо, если в любовных взаимоотношениях детей и их родителей ощущаются дефицит деликатности, дефицит понимания друг друга, терпимости, человеколюбия. С темой любви подростки знакомятся открыто в литературе, телепередачах, из опыта людей, из своих наблюдений, но в половом воспитании для подростка главное место занимает пример: уважение родителей друг к другу, проявления нежности и любви настраивают детей, как правило, на серьёзные отношения между мужчиной и женщиной. Очень важным является воспитание у ребёнка чувства любви. Если он не научится любить и уважать своих родителей, братьев, сестёр, то трудно рассчитывать в будущем на его глубокие чувства.

Наблюдайте за своими детьми, дорогие родители, интересуйтесь их друзьями, отношениями с ними, учите их думать «…хотя бы чуть-чуть» и анализировать своё поведение. Учите любви, этому важному чувству и учитесь сами, будьте чуткими и внимательными к своим близким, не поступайте с ними так, как не хотели бы, чтобы поступили с Вами.

Статья опубликована в выпуске 2.08.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: