Эффект плацебо, как и прочие явления этого мира, может приносить как пользу, так и вред. Все зависит от места приложения и цели их использования. Так как ненастоящее лечение является работой с психикой, игнорировать его влияние на здоровье нельзя. Все решения, приводящие к укреплению организма или ухудшению состояния пораженного болезнью органа, принимаются не инстинктивно, а с умом, который с легкостью попадает под влияние плацебо.
На страже здоровья
В исследовательской деятельности эффект плацебо получил гораздо более широкое применение, чем это было предсказано светлыми умами начала ХХ века. Их же планы были реализованы полностью.
Сейчас любое лекарство проходит финальные испытания при участии двух групп добровольцев — экспериментальной и контрольной. Чаще всего первая получает настоящий препарат, а вторая — нейтральное вещество, замаскированное под новинку. Это позволяет избежать ошибочной оценки благотворного влияния изобретения фармацевтов на организм человека.
В августе 2025 года журнал Science презентовал читателям результаты работы команды ученых из Сиднейского университета. Казалось бы, ничего оригинального австралийцы не делали: пригласили 93 добровольцев, чтобы те оценили эффективность крема-пустышки, который якобы облегчает боль. Одновременно с нанесением ерунды на самые разные части тела при помощи МРТ отмечалась активность различных участков мозга подопытных. Таким образом ученые узнали больше о том, как именно ЦНС контролирует боль. Это позволит разработать селективные средства для лечения хронической боли.
Ни один доктор не станет убеждать пациента отказаться от приема нейтральных веществ или проведения безопасных процедур, которые вызывают хорошие ощущения. Как и психологическая поддержка, такие ритуалы играют важную роль в борьбе с болезнью. Предупредить о том, что в качестве самостоятельной терапии плацебо не работает, медик обязан исключительно для того, чтобы человеку не взбрело в голову отказаться от работающих препаратов.
В серой зоне
Так как эффект плацебо — результат работы мышления, широкое применение пилюли-пустышки нашли в психиатрии. Ряд терапевтических методов наркологии строился именно на описанном выше явлении. Но отношение к подобным практикам крайне неоднозначное.

Если лечение у психиатра не всегда добровольное и его можно согласовать с опекуном пациента, то как называть обман лиц, способных нести ответственность за свое здоровье? А такое вполне допустимо, например, в случае хронических болей, связанных со сбоем в работе нервной системы. Исследования показывают, что не имеющие влияния на физическое состояние манипуляции приносят таким больным облегчение, сопоставимое с применением сильных обезболивающих препаратов.
Бывает и хуже: опросы показывают, что врачи назначают плацебо своим пациентам по самым разным причинам. Тех, кто спекулирует гомеопатией и прочими подделками под лекарства, не обсуждать, а осуждать следует. Но и добропорядочный доктор может назначить пустышку, столкнувшись с мнимым больным.
Осенью 2004 года в BMJ была публикация, где несколько десятков медиков из Израиля объяснили, в каких случаях запускали руку в аптечку шарлатанов и назначали пациентам плацебо. Конечно, каждый такой случай нужно разбирать отдельно, но большинство пациентов-провокаторов наверняка были ипохондриками с предубеждениями в отношении психиатрии.
На пару с чертом
Повторюсь: имени плацебо удостаивается только то, что нейтрально по отношению к нашему организму. Всевозможная отрава, реализуемая под видом старинных народных рецептов молодости и здоровья, в эту категорию не попадает.
Каким же образом безопасные пусть и бесполезные препараты и процедуры вредят человеку? За ответом на этот вопрос предлагаю обратиться к труду ученых из Ливерпульского университета им. Джона Мурса и Манчестерского университета, опубликованному в мае 2025 года журналом Behavioral Sciences.
Полторы тысячи добровольцев в возрасте от 19 до 71 года ответили на вопросы, касавшиеся здоровья и личных действий, направленных на его поддержание и восстановление. Спустя некоторое время процедуру повторили, потому вероятность ответов, данных под влиянием сильного эмоционального потрясения или лабораторных условий, можно исключить.
Тревожной тенденцией, которую удалось обнаружить англичанам, была заметная взаимосвязь между приверженностью опрошенных личному эмпирическому опыту и псевдонаучным идеям, представляющим серьезную опасность для жизни и здоровья. Люди, которые убеждены, что плацебо лечит, склонны отказываться от вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, избегать визитов к доктору, а в случае болезни — до последнего надеяться на привычный способ облегчить свои страдания, давая недугу время для нанесения максимального ущерба своему телу.

Нам не известно, каким образом народ, подвергающий себя риску в угоду собственным впечатлениям от приема плацебо, пришел к потреблению пустышек. Возможно, первый шаг в неверном направлении им помог сделать сердобольный врач. Чтобы исключить вероятность плохих подсказок, ведущих в сети шарлатанов, мы продолжаем изучать эффект плацебо и работать над безопасными методами его применения.





Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена. В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал",...