• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сборник Крылья ПобедыБоевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка

     ОГЛАВЛЕНИЕ     

Предисловие к сборнику ответственного редактора Меркушева А. И.

Введение:

Глава I. Боевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка:

Глава II. Воспоминания 1 и 2 периодов боевого пути (1941-1942 г.г.)

Глава III. Воспоминания 3 периода боевого пути (1944-1945 г.г.)   

Боевой путь 567 ШАБП

по выпискам из архивов Министерства Обороны СССР, сделанным полковником Главного Штаба ВВС Сергеевым А. П. (бывшим лётчиком 945 ШАБП)

567 ШАП (штурмовой авиационный полк) был сформирован в соответствии с приказом командира 1-ой ЗАБ (запасная авиационная бригада) № 00102 от 9 октября 1941 года, по штату № 015/156, в г. Воронеже, на самолётах Ил-2. 1 декабря 1941 года полк вместе с 1-ой ЗАБ был эвакуирован в г. Куйбышев.

Формирование полка личным составом производилось следующим образом. Техсоставом — в основном из 66 ШАП, который после реорганизации его по новым штатам прибыл в г. Куйбышев. Лётный состав и руководство полка прибыли из полков, ранее летавших на самолётах СБ, а также из молодых лётчиков, находившихся в резерве в авиаполку в г. Торжок. Командиром авиаполка был назначен майор Белецкий Антон Федосеевич, начальником штаба — майор Фоменко Семён Яковлевич.

13 февраля 1942 года полк закончил программу переучивания на самолёте Ил-2 в г. Куйбышеве и на следующий день 14 февраля вылетел в составе 19 боевых экипажей на фронт. 15 февраля была произведена посадка всеми самолётами на аэродром Остафьево (севернее Подольска у ст. Щербинка), где полк вошёл в состав 1 авиабригады главного командования (1 аэ АБ РГК), командовал которой полковник Толежиков.

23 февраля 1942 года во исполнение приказа командира 1 АБ РГК командование 567 ШАП передало 12 самолётов Ил-2 в 556 ШАП и 3 самолёта Ил-2 вместе с лётно-техническим составом в 198 ШАП, после чего 10 лётчиков на самолётах «Дуглас» были доставлены в г. Куйбышев для получения новых Ил-2. 13 марта 1942 года лётчики авиаполка пригнали из Куйбышева 10 самолётов Ил-2. Вскоре, 18 и 19 марта полк получил ещё 10 самолётов, которые пригнали лётчики перегоночной авиаэскадрильи.

По прибытии в полк самолётов, лётный и технический состав занимался теоретической учёбой и тренировочными полётами на оставшихся четырёх самолётах. 22 марта полк был укомплектован недостающим лётным и техническим составом, а 24 марта был получен приказ 1 АБ РГК об убытии полка на Северо-Западный фронт на аэродром Болотное. В связи с отсутствием лётной погоды, вылет задерживался до 29 марта, а 30 марта 567 ШАП в составе 13 самолётов Ил-2 и 19 боевых экипажей совершил посадку на аэродроме Крестцы и вошёл в состав 2 ударной авиагруппы (УАГ) Северо-Западного фронта. Командовал авиагруппой генерал-майор авиации Д. Ф. Кондратюк. Во время перелёта, 3 самолёта из-за потери ориентировки произвели вынужденную посадку в районе Пречистая Ярославской области. При этом один самолёт получил поломку, а 2 самолёта потерпели аварию.
28.03.1942 при попытке перелёта с Остафьевского аэродрома на фронт, попал в снегопад и потерпел катастрофу пилот 567 ШАП младший лейтенант Калмыков П. П. Остальные неисправные самолёты были переданы в авиамастерские.

Боевую работу полк начал 31 марта 1942 года. За период пребывания в составе 2 АУГ с 31.03.1942 по 14.06.1942, 567 ШАП произвёл 81 боевой вылет с налётом 78 часов. В результате боевых действий уничтожено и повреждено:

— автомашин с пехотой и грузом — 115

— подвод с боеприпасами и грузом — 85

— зенитных артиллерийских батарей — 2

— бензоцистерн — 3

— железнодорожных вагонов и грузов — 20

— зенитных пулемётных точек — 11

— танков — 5

— складов с боеприпасами — 3

— складов с горючим — 11

Уничтожено на аэродромах противника 23 самолёта Ю-52 и Ю-88 и повреждено 7 самолётов. За это же время полк потерял 13 самолётов Ил-2 и 12 лётчиков, в т. ч. не вернулось с боевого задания 11 лётчиков и один тяжело ранен при бомбардировке аэродрома авиацией противника:

1. Командир авиаполка майор Белецкий А. Ф. (тяжело ранен и отправлен в госпиталь)

2. Штурман авиаполка майор Чикирдин Г. И.

3. Командир авиаэскадрильи капитан Чертков П. К.

4. Заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Портнов В. П.

5. Командир звена лейтенант Назаренко Д. Н.

6. Командир звена лейтенант Аверкиев А. Н.

7. Командир звена младший лейтенант Левченко Г. П.

8. Пилот младший лейтенант Залыгин П. К.

9. Пилот сержант Кравченко П. Л.

10. Пилот сержант Серёгин Н. И.

11. Пилот сержант Шутенко Н. Ф.

Небоевых потерь в полку не было. Командование полком принял капитан Ломовцев Дмитрий Леонтьевич, военкомом полка остался Казаков В. М.

15 июня 1942 года во исполнение приказа ВВС Красной Армии авиаполк убыл с Северо-Западного фронта и 23 июня прибыл в г. Куйбышев в 1-ю ЗАБ, где происходило доукомплектование лётным составом и одновременно обучение молодого лётного состава на самолёте Ил-2. Самолётами Ил-2 полк был укомплектован полностью и 2 сентября 1942 года убыл на Воронежский фронт, где вошёл в состав 205 штурмовой авиационной дивизии (ШАД) 2 воздушной армии (ВА), аэродром Угольное, что северо-западнее г. Липецка. Командиром 205 ШАД был полковник Савицкий. За время пребывания на Воронежском фронте 567 ШАП участвовал в четырёх наступательных операциях:

— с 15.09.1942 по 02.10.1942 в Воронежской операции, произвёл 202 боевых вылета;

— с 27.10.1942 по 01.11.1942 действовал по срыву железнодорожных перевозок на участке «Острогожск-Алексеевка» и произвёл 54 боевых вылета;

— с 22.11.1942 по 10.12.1942 полк участвовал в прорыве фронта северо-западнее Сталинграда в районе Вешенская-Клетская. Произведено 79 боевых вылетов;

— с 16.12.1942 по 25.12.1942 содействовал нашим наземным частям на участке среднего течения р. Дон. Произведён 21 боевой вылет.

За это время уничтожено и повреждено:

— автомашин с войсками и грузом — 400

— танков — 16

— паровозов — 5

— вагонов — 226

— миномётных батарей — 22

— батарей зенитной артиллерии — 13

— пулемётных точек — 8

— складов с боеприпасами — 16

— повозок с грузами — 179

— самолётов Хе-126 — 2 (один сбит в воздухе)

— бронемашин — 3

— создано очагов пожаров — 26

— бензоцистерн — 3

— артиллерийских батарей — 29

— подавлен огонь 42 зенитных, 16 артиллерийских и 19 миномётных батарей, 13 пулемётных точек.

При этом полк потерял 6 лётчиков:

1. Заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Георгиев В. С.

2. Заместитель командира авиаэскадрильи лейтенант Фомичёв М. В.

3. Командир звена младший лейтенант Калинин А. А.

4. Пилот старшина Савин А. А.

5. Пилот старший сержант Назков И. М.

6. Пилот старший сержант Чернов П. М.

Потеряно 12 самолётов Ил-2 в бою и 1 самолёт на земле, когда по неизвестным причинам самолёт взорвался. При взрыве погибли механик Шевченко Т. А., механик вооружения старшина Шинкарёв П. Х., моторист сержант Коломиц И. Е., стрелок вооружения сержант Кротов Ю. Я.

2 января 1943 года полк закончил боевую работу и во исполнение приказа 2 ВА от 5 января 1943 года № 0046 убыл в 1-ую ЗАБ в г. Куйбышев на доукомплектование. В связи с оргштатными изменениями 5 января 1943 года, в отдел кадров 2-ой ВА убыл командир полка майор Ломовцев Д. Л. Командиром полка назначен майор Швецов А. Н. На должности военкома полка остался подполковник Казаков В. М. Начальником штаба полка назначен подполковник Фоменко С. Я., заместителем командира полка по разведке — капитан Мишарин В. Х., штурманом полка — майор Клецко П. З.

С 15 января 1943 года по 15 января 1944 года полк находился на станции Кинель-Черкассы Куйбышевской области при 43 запасном авиационном полку (ЗАП), на формировании. 31 марта 1943 года прибыла делегация Туркменской ССР во главе с Председателем Президиума Верховного Совета Туркменской ССР и вручила полку 20 самолётов от колхозников Туркменской ССР.

22 января 1944 года полк убыл в Красноград, где вошёл в состав 198 ШАД. 12 февраля полк перебазировался с Краснограда в аэропорт Миргород, где с 15 февраля по 22 апреля занимался учебно-боевой подготовкой и комплектованием лётным и техническим составом. 22 апреля полк перебазировался на аэродром Козельщина, где продолжал учебно-боевую подготовку и обучение лётного состава боевому применению самолётов Ил-2. В Козельщине полк был проверен комиссией ВВС КА, которая установила, что программа боевой подготовки окончена с оценкой «хорошо», а части дивизии, в том числе 567 ШАП, готовы для боевой работы.

3 этап пути полка: «Освобождение, Победа». 1944−1945 гг.

Во исполнение приказа НКО от 26.06.1944 г. части 198 ШАД в период с 7 по 12 июля 1944 года перебазировались для боевой работы на оперативные аэродромы. Так 567 ШАП 6 июля перебазировался на аэродром Медвежка (вблизи ст. Чарторийск) для участия в Ковельской операции. 22 июля 1944 года полк перебазировался на аэродром Ненцы (18 км северо-восточнее г. Ковель). 30 июля 1944 года полк перебазировался на аэродром Любартув (20 км севернее г. Люблин) для обеспечения боевых действий наземных войск по захвату и расширению Варковского плацдарма. С этих аэродромов в июле 1944 года 567 ШАП произвёл 35 боевых вылетов с налётом 41 ч. 22 мин., из них: на разведку — 3, по колоннам на марше — 24.

Врагу нанесён ущерб. Уничтожено и повреждено: танков — 2, артиллерийских батарей на огневых позициях — 49, батарей зенитной артиллерии и малой зенитной артиллерии — 2, повозок — 17, солдат и офицеров — 130.

Не вернулось с боевого задания 4 экипажа. В августе 1944 года полк произвёл 193 боевых вылета с налётом 239 часов. Из них на подавление артиллерийских и миномётных батарей — 62 боевых вылета, на бомбометание и штурмовку войск противника — 126, на разведку — 5. Уничтожено и повреждено: танков — 20, сбито 2 самолёта противника, уничтожено и повреждено 3 железнодорожных вагона, 149 грузовых автомобилей, 21 повозка, 10 орудий зенитной артиллерии, 11 орудий полевой артиллерии, взорвано: 3 склада ГСМ, подавлено 17 батарей зенитной артиллерии, создано 47 очагов пожара, уничтожено 985 солдат и офицеров противника. Собственные потери: истребительной авиацией противника сбит 1 самолёт (экипаж), зенитной артиллерией противника сбито 4 экипажа.

18 августа 1944 года полк перебазировался на аэродром Новинки для обеспечения боевых действий по удержанию и расширению Варковского плацдарма.

8 сентября полк перебазировался на аэродром Городище (6 км восточнее Каменец-Литовска) для учебно-боевой подготовки, пополнения лётным составом, а также материальной частью с целью подготовки к предстоящей боевой операции. Выполняя эту же задачу, полк 20 сентября перебазировался на аэродром Миньковичи, что в 20 км северо-восточнее г. Высоко-Литовск. Проведены лётно-технические конференции по обмену боевым опытом. Дивизия провела сборы инструкторов слепой подготовки.

6 октября 1944 года полк перебазировался на аэродром Куровице (18 км севернее Соколув Подляска) для ведения боевой работы во взаимодействии с 65 армией (А), которой командовал генерал Батов. 65 А была поставлена задача удержать и расширить Наревский плацдарм. Кроме того, 567 ШАП в составе 198 ШАД содействовал частям 47 и 70 А в прорыве оборонительной полосы противника в междуречье Нарев-Висла на участке Зегже-Генрыкув. За октябрь месяц 567 ШАП произвёл 339 боевых вылетов с налётом 394 часа. Потеряно 5 лётчиков и 7 воздушных стрелков, 7 самолётов (безвозвратные потери).

Боевые вылеты по задачам:

— на штурмовку войск — 322 боевых вылета

— на разведку — 17 вылетов.

Проведено 5 воздушных боёв, в которых сбито 2 истребителя Ме-109 и 1 истребитель ФВ-190. Полк нанёс ущерб врагу: уничтожено и повреждено 30 танков, 2 железнодорожных вагона, 90 грузовых автомобилей, 1 легковой автомобиль, 16 повозок, 5 миномётов, 17 орудий зенитной артиллерии, 11 пулемётов, 30 полевых орудий, взорвано 2 склада с боеприпасами, 4 склада ГСМ, подавлена 21 батарея зенитной артиллерии, 25 батарей полевой артиллерии, создано 10 очагов пожара и 4 взрыва, уничтожено и рассеяно 1430 солдат и офицеров.

В ноябре 1944 года к исполнению обязанностей командира 567 ШАП приступил майор Свирс Б. К., назначенный на должность приказом командира 6 штурмового авиационного корпуса (ШАК) от 20.11.1944 г. № 015.

24 ноября полк перебазировался на аэродром Вежбно, где продолжал подготовку к боевым действиям в Висло-Одерской операции (или как тогда она называлась — Варшавско-Лодзинско-Познаньской операцией, а позже — Варшавско-Познаньской операцией).

В декабре 1944 года — подготовка к боевым действиям.

13 января 1945 года полк перебазировался на аэродром Меня (8 км северо-западнее г. Калушин), откуда вёл боевую работу, взаимодействуя с частями 5 ударной армии и 12 танкового корпуса в Варшавско-Познаньской операции.

22 января 1945 года полк перелетел на аэродром Валиска.

25 января полк перелетел на аэродром Стшегоцин (8 км южнее Кутно). 26 января на аэродром Беднары (Ястрово) отправлена передовая команда от 567 ШАП в составе 20 человек, 5 самолётов ИЛ-2 (ведущий капитан Скорик С. С.) и оперативная группа управления дивизии в составе 3 офицеров и 6 радистов во главе с полковником Шевченко для ведения боевых действий по городу Познань — по фашистскому гарнизону в городе.

31 января 1945 года полк перелетел на аэродром Замтер (кроме группы Скорика), где занимался учебно-боевой подготовкой до 19 февраля 1945 года. 19 февраля полк перебазировался на аэродром Шнайдемюль для участия в Померанской операции.

После завершения боёв за город Познань и Померанской операции, 567 ШАП занимался учебно-боевой подготовкой, готовясь к завершающим боям, на аэродроме Шнайдемюль.

31 марта 1945 года полк перебазировался на аэродром Симонсдорф (5 км северо-западнее г. Зольдин).

14 апреля 1945 года 198 ШАД составом 567 ШАП в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника группами по 2−4 самолёта под прикрытием истребителей 234 истребительной авиационной дивизии (ИАД) вели разведку оборонительной полосы противника в районе Цехин, Лечин, Гузов и двумя группами по 6 и 15 Ил-2 уничтожали артиллерию противника на огневых позициях в районах Цехин, Вербис. Выполнено 30 самолётовылетов. Сбит самолёт Ил-2 (экипаж в составе лейтенанта Фураева и старшего сержанта Татьянич) прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии. Самолёт упал в районе Карлсхоф (4 км севернее Гузов). Погибли экипажи старшего лейтенанта Домрачева П. И. (воздушный стрелок — старшина Яшков И. Я.) и младшего лейтенанта Веретенникова А. Т. (воздушный стрелок — старший сержант Розувакин Е. М.). При подходе к цели в зоне сильного огня зенитной артиллерии младший лейтенант Веретенников А. Т., производя противозенитный маневр резкими эволюциями, наскочил на самолёт старшего лейтенанта Домрачева П. И. В результате столкновения самолёты разбиты, экипажи погибли.

16 апреля 1945 года части 198 ШАД в сложных метеоусловиях, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника, группами по 4−8 Ил-2 под прикрытием истребителей 234 ИАД содействовали прорыву обороны противника войсками 5-ой ударной армии с плацдарма на западном берегу р. Одер на участке Лечин, Гузов, уничтожали артиллерию, живую силу и технику противника в районе Альт, Фридлянд, Прешцель, Мюнхенберг, Зеелов.

567 ШАП в этот день произвёл 72 боевых вылета. Началась Берлинская операция. 23 апреля полк перебазировался на аэродром Мал. Кенигсберг, 26 апреля — Бернау, а 29 апреля — Бухгольц (15 км восточнее Берлина).

1 мая 1945 года 567 ШАП находился в боевой готовности № 2. Одной группой 7 Ил-2 под усиленным прикрытием истребителей полк произвёл киносъёмку для хроники и специальное фотографирование западной части центра Берлина и действий нашей авиации над Берлином.

Всего за время Великой Отечественной войны 567 ШАП произвёл 1717 боевых вылетов, из них на Северо-Западном фронте с 30.03.1942 по 15.06.1942 — 81, на Воронежском фронте с 15.09.1942 по 05.01.1943 — 363, на 1-ом Белорусском фронте с 15.07.1944 по 01.05.1945 — 1273.

Потери по операциям:

Всего

Северо-Западный фронт

Воронежский фронт

1-ый Белорусский фронт

самолёты

59

13

12

34

лётчики

33

12

6

15

воздушные стрелки

17

— 

— 

17

Небоевые потери

лётчики

3

— 

— 

3

воздушные стрелки

2

— 

— 

2

техники

7

— 

3

4

15 июля 1945 года полк перелетел на аэродром Виттшток (75 км северо-западнее Берлина). 1 декабря 1945 года полк без самолётов вошёл в состав 197 ШАД и перебазировался на аэродром Деммин (100 км северо-западнее Штеттина). В феврале 1946 года полк перебазирован в посёлок Октемберян Армянской ССР, где получил новые самолёты Ил-10, а затем был расформирован.

Статья опубликована в выпуске 14.10.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: