• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Каким был советский ледокол «Анастас Микоян»?

Во второй половине ХIХ столетия перед руководством Российской империи всё острее и острее вставал вопрос жизнеобеспечения и развития Крайнего Севера. Для устойчивого роста благосостояния региона требовалось регулярное транспортное сообщение — прежде всего, с помощью крепких ледокольных судов.

Фото: общественное достояние

Надо сказать, что этот вопрос периодически поднимался на различных заседаниях. В частности, знаменитым адмиралом Макаровым. В итоге голос адмирала был услышан, и в России построили первый в мире ледокол «Ермак». Он осуществил пробную навигацию на Новую Землю, где показал себя вполне успешно. Впрочем, после этого «Ермак» зачем-то перевели на Балтийское море.

После «Ермака» в империи построили ещё несколько подобных больших кораблей, однако говорить о том, что царское правительство добилось регулярной навигации в северных широтах, не приходится. Тем более что потом грянула Первая мировая война, а затем и Гражданская.

Когда войны закончились, а Советский Союз принялся успешно строить новую жизнь, вопрос об освоении Крайнего Севера вновь зазвучал среди руководства державы. Дело это показалось настолько серьёзным и перспективным, что в нашей стране 17 октября 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути.

Ну, а после этого приняли решение построить несколько мощных ледоколов, чтобы этот самый Северный морской путь заработал в полную силу. Интересно, что за основу новых советских ледовых судов был принят «Ермак».

Ледокол «Ермак»
Ледокол «Ермак»
Фото: общественное достояние

Известно, что первый советский ледокол («И. Сталин») был спущен на воду 29 апреля 1937 года, а после всесторонних испытаний его отправили в арктические широты 23 августа 1938 года.

Вслед за этим судном были заложены ещё три подобного плана — «В. Молотов», «Л. Каганович» и «А. Микоян». Судьба последнего корабля была весьма интересной.

Надо сказать, что для своего времени ледокол «А. Микоян» был довольно уникальным судном.

  • В нём были усилены борта с учётом плаваний среди льдов, а по всей длине имелось двойное дно и 12 переборок.
  • Так как ледокол чаще всего мог рассчитывать только на свои силы, на его борту находились токарные, заточные, фрезерные, сверлильные и прочие станки, что позволяло ремонтировать оборудование прямо во время плавания.
  • Для удобств экипажа имелось достаточно кают, механизированная кухня, библиотека, души, баня и небольшой лазарет.
  • Для связи в случае экстренных ситуаций на «Микояне» были три радиостанции: длинноволновая, коротковолновая и аварийная.
  • У описываемого ледокола имелись три паровых агрегата мощностью 3300 лошадиных силы каждый, которые вращали три кормовых винта со съёмными лопастями.

В общем, ледокол «Микоян» стал на тот момент очень мощным судном для покорения суровых просторов Ледовитого океана.

Сергей Михайлович Сергеев (Ростовцев — Слепнёв), капитан вспомогательного крейсера (ледокола) «Анастас Микоян» с 26 августа 1941 г. до осени 1942 г. На крейсере оборонял Одессу, Севастополь, совершил героический переход из Батуми через четыре океана в Анадырь
Сергей Михайлович Сергеев (Ростовцев — Слепнёв), капитан вспомогательного крейсера (ледокола) «Анастас Микоян» с 26 августа 1941 г. до осени 1942 г. На крейсере оборонял Одессу, Севастополь, совершил героический переход из Батуми через четыре океана в Анадырь
Фото: общественное достояние

Интересно, что «Микоян» покинул судостроительный завод в Николаеве 26 августа 1941 года, то есть на третий месяц Великой Отечественной войны. Поэтому началась служба и история корабля не с Арктики, а с защиты Одессы.

Для этого ледокол перебазировали в Севастополь, где на него очень оперативно установили пять мощных орудий, четыре зенитки и четыре пулемёта. После этих необходимых мероприятий «Микоян» был зачислен в состав Рабоче-Крестьянского Красного Флота в статусе вспомогательного крейсера.

Командование нашей армии отдало приказ о передислокации «Микояна» к Одессе. Там советский ледокол, а теперь крейсер, огнём из своих орудий успешно противодействовал наступлению войск противника. При этом было уничтожено много живой силы врага, а также несколько дальнобойных артиллерийских батарей.

После того как наши войска оставили Одессу, «Микоян» принял на борт раненых и прибыл в Севастополь. Тут он участвовал в героической обороне города, а также в эвакуации мирного населения и красноармейцев, пострадавших в боях.

И вот в ноябре 1941 года командование известило экипаж «Микояна» о том, что ему необходимо снять вооружение и приготовиться к выполнению важного правительственного задания. Пушки и пулемёты убрали с корабля за пять дней, военный флаг сменили на государственный, и совсем скоро вспомогательный военный крейсер «А. Микоян» вновь стал мощным ледоколом…

Статья опубликована в выпуске 13.08.2021
Обновлено 9.03.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: