Соединённые Штаты Америки вступили в эту войну не сразу, а 2 апреля 1917 года. И тут вдруг оказалось, что эта мощная страна не имеет… танковых войск!
Да, танки были новинкой в английской и французской армиях, но они там уже были! И даже неоднократно участвовали в боевых действиях. Понятное дело, такой расклад не устраивал американцев, и они спешно решили исправить положение вещей.
В июне 1917 года делегация ВМФ из Америки прибыла в Англию, где ей и продемонстрировали возможности нового вида вооружений, к каковым относились танки.
Впечатлившись увиденным, американские военные доложили обо всём на самый верх, и вскоре было принято решение о создании в США танкового корпуса. Этот корпус должен был состоять из 20 батальонов лёгких танков, и 5 батальонов тяжёлых танков.
Однако принять решение — это одно, а воплотить его в жизнь — совсем другое. Почти одновременно с созданием танкового корпуса начали создавать и учебный центр для военнослужащих, задействованных в ещё не сформированном танковом соединении. В этом центре планировали иметь 5 батальонов лёгких танков, и 2 батальона танков тяжёлых.
Для своих лёгких танковых батальонов американцы решили приобрести танки «Рено». А вот для тяжёлых танковых соединений взяли за основу английский танк «MK VII». Однако затем что-то не заладилось, и в итоге американцы совместно с англичанами решили изготавливать тяжёлые танки «МК», но уже с индексом «VIII». То есть обновлённую версию.
Договорённости по тяжёлому танку «MK VIII» были такие:
- англичане выпускают броневой корпус, катки, орудия и пулемёты;
- американцы должны были поставить двигатели, электрооборудование, гусеничные цепи и некоторые детали ходовой части.
Интересно, что хотя на территории Франции и велись боевые действия, американцы совместно с англичанами совершенно серьёзно планировали выстроить в 200 км от Парижа танковый завод, который до конца 1918 года собрал бы 1500 тяжёлых танков!
Вообще тяжёлый танк «MK VIII» был довольно интересной боевой машиной. Он относился к танкам с так называемой ромбовидной компоновкой. Его масса составляла внушительные 44 тонны в максимальной комплектации.
Экипаж описываемого танка насчитывал 12 человек. Вооружение состояло из одной 6-фунтовой пушки и шаровой пулемётной установки. Скорость танка по нынешним меркам кажется смешной — чуть более 8 километров в час.
Танк был довольно больших размеров и нёс на себе до 1100 литров топлива. Однако двигатели и трансмиссия в ту пору были весьма несовершенными, поэтому запас хода у танка также был несерьёзным — 84 км. Которые, если вспомнить о его скорости, танк преодолевал бы целый день!
В общем, нам сейчас можно по-разному относиться к танку «MK VIII», однако для своего времени он был вполне эффективным оружием. Но не всё складывалось для американцев и англичан удачно в те годы.
Известно, что к моменту прекращения войны англичане изготовили 100 комплектов для описываемого тяжёлого танка. У себя они собрали лишь 7 машин. Война ведь закончилась, можно было и не суетиться.
В Америку англичане отослали один броневой корпус, и 29 сентября 1918 года в США тронулся с места тяжёлый танк «MK VIII», что ознаменовало появление танковых соединений в стране.
Хотя Первая мировая уже закончилась, американцы вынесли из неё определённые уроки. Они приобрели в Англии всего 100 комплектов узлов для танков и к 1920 году собрали у себя все машины, получив желанный танковый корпус.
Интересно, что «MK VIII» был единственным тяжёлым танком в Америке до 1932 года. После этого все описываемые танки, которые ни разу не участвовали в боевых действиях, были сданы на танковое кладбище. Исключительно по причине морального устаревания.
Однако немного машины «MK VIII» всё же послужили военным целям. В 1939 году, с началом Второй мировой, все описываемые танки передали канадцам, которые использовали их на полигонах в тренировочных целях.
Но на фронт ни один из танков «MK VIII», ясное дело, так и не попал…
Профессионально написано, но без примеров, типа: как поверить в себя, чтобы управлять собой. Начать с самого доступного - задействовать...