• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

История советской авиации. Как появились бомбардировщики ИЛ-4?

Все знают, что начало Великой Отечественной войны для Советского Союза было весьма драматическим. Немецкие войска уничтожили значительное количество советской техники на складах, стоянках и аэродромах. Зная об этом, фашистское командование поспешило заявить, что теперь в воздухе будет безраздельно господствовать немецкая авиация.

Советский дальний бомбардировщик Ил-4, оборудованный пламегасителями, в полете Фото: waralbum.ru

Однако это заявление совсем скоро опровергли совершенно неожиданные налёты советской авиации на германские города. Эти налёты стали регулярными с конца лета 1941 года, и важную роль в осуществлении этих акций сыграли советские бомбардировщики дальнего действия ИЛ-4.

Работы над подобными машинами начались в Советском Союзе ещё в 30-х годах ХХ столетия, за несколько лет до начала Великой Отечественной.

Сначала появился самолёт типа СБ — скоростной бомбардировщик, спроектированный в конструкторском бюро Туполева. Аппарат получился вполне приличный и был запущен в серийное производство в 1934 году.

Но так как в нашей стране в области самолетостроения существовало ещё и конструкторское бюро Ильюшина, то и оно начало работы по проектированию столь нужной для военных машины. В результате в 1935 году появился на свет летательный аппарат ЦКБ-26.

Этот советский самолёт представлял собой дальний бомбардировщик с возможностью полёта до 3000 километров. Достигалось это за счёт хорошо продуманного фюзеляжа и огромного запаса топлива. Последнего на борту самолёта было аж 27% (!!!) от полётной массы, и топливо тут размещалось в баках, находящихся в крыле. Для отражения воздушных атак ЦКБ-26 располагал тремя пулемётами.

Ил-4 (1942)
Ил-4 (1942)
Фото: Kaboldy, по лицензии CC BY-SA 3.0

После государственных испытаний описываемый самолёт допустили для участия в военном параде 1936 года. Каково же было изумление участников и гостей парада, когда на их глазах ЦКБ-26 совершил несколько петель в московском небе!

В общем, дальний бомбардировщик группы Ильюшина запустили в серийное производство в 1936 году. При этом его индекс изменился на ДБ-3.

Машина получилась удачной. На ней установили несколько рекордов и по дальности беспересадочных полётов, и по высоте.

Эксплуатация ДБ-3 выявила ряд некоторых моментов в конструкции машины, которые инженеры бюро Ильюшина пожелали исправить или улучшить. В результате в 1938 году появился модернизированный самолёт ДБ-3Ф, который с 1940 года и стал именоваться тем самым Ил-4.

Этот самый бомбардировщик и участвовал в первых налётах на территорию Германии в 1941 году. В самолёте ИЛ-4 были использованы новые авиационные двигатели мощностью 1100 лошадиных сил каждый. Это позволило довести скорость самолёта до 445 километров в час, что было весьма внушительно, ведь тогда даже не все истребители могли похвастаться такими результатами.

Кресло пилота тут стали изготавливать из толстого бронелиста. Боевая нагрузка самолёта была доведена до 2500 кг, а для защиты от военной авиации противника использовали две неподвижных и одну подвижную стрелковые установки.

Торпедоносцы Ил-4Т летят на задание
Торпедоносцы Ил-4Т летят на задание
Фото: Роберт Диамент, waralbum.ru

Интересно, что топливо в Ил-4 располагалось как в фюзеляжных баках, так и в герметизированных отсеках крыльев.

Следует заметить, что Ил-4 на фронтах использовались и как бомбардировщики, и как разведчики, и как торпедоносцы.

Но уже в 1943 году инженеры Ильюшина приступили к созданию более грозной машины — Ил-6. Этот летательный аппарат имел более значительное вооружение и повышенную грузоподъёмность. Самым главным нововведением тут были дизельные двигатели АЧ-30Б, что сулило лучшую выживаемость экипажа машины в воздушном бою. Ведь, как известно, дизельное топливо воспламеняется гораздо хуже бензина или керосина.

Подготовка советского бомбардировщика Ил-4 к боевому вылету
Подготовка советского бомбардировщика Ил-4 к боевому вылету
Фото: waralbum.ru

Впрочем, Ил-6 в серию так и не пошёл. Однако работы по его созданию привели к появлению экспериментального реактивного бомбардировщика Ил-22, на основе которого совсем скоро создали очень удачный Ил-28.

Это был первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, появившийся после Великой Отечественной войны.

Статья опубликована в выпуске 24.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: