• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карл-Август Аванти Грандмастер

Чем лечили американца Эдвина Брауна?

Часть 1. История болезни

Как вы относитесь к американским страшилкам? Я не про кино и даже не про готические новеллы Эдгара По. Расскажу-ка я одну не вымышленную историю. Про вампиров, державших в страхе Балканы, слышали все, а их американские собратья, к сожалению, забыты.

Грант Вуд, «Американская готика», 1930 г., общественное достояние

Историк и фольклорист Майкл Белл посвятил книгу чудовищным происшествиям, связанным с мистическими верованиями в кровожадных мертвецов. В 2012 году он пригласил журналиста, пишущего для официального сайта Смитсоновского университета, на свою лекцию. Результатом стала захватывающая статья, раскрывающая темные секреты Нового Света.

Из всех документально подтвержденных леденящих кровь историй я выбрал ту, где медицинская проблема представлена под острым углом. Среди героев будут опасные бактерии, врач и актуальные научные знания, отсутствие которых порождает смертельно опасные заблуждения.

История болезни

Эдвин Браун был младшим сыном Джорджа и Мэри — небогатых фермеров из Новой Англии. Вместе с родителями и двумя старшими сестрами он жил в маленьком городке Эксетер.

Семейство владело домом на отшибе и скромным наделом каменистой земли. Чтобы не голодать, все дети с ранних лет трудились. Старшая дочь Браунов Мэри-Олив уже к 20 годам стала известной мастерицей-портнихой, а малыш Эдвин вместо детских игр работал помощником местного лавочника. Возможно, старательным американцам удалось бы разбогатеть, но тяжелый недуг поставил крест на всех их планах, а невежество соседей нанесло ущерб репутации.

В 1882 году мать семейства скончалась от чахотки. В следующем году та же болезнь унесла жизнь ее старшей дочери. Джордж не жалел средств, пытаясь спасти своих близких, но все было напрасно. На прощание с близкими он не пожалел денег — местные издания восхищенно расписывали благодетели покойных и скорбь горожан от утраты таких достойных женщин.

Оставшись вдовцом, фермер заметил, что ранее крепкий мальчуган Эдвин слабеет и увядает. Решив, что виной всему суровый климат Новой Англии, отец отправил сына в Колорадо-Спрингс.

Младшая дочь мистера Брауна — Мерси-Лена — осталась в Эксетере. Периодически ей нездоровилось, но дом требовал женского труда. Джордж считал девушку чрезмерно впечатлительной. Ее старшая сестра накануне кончины только и говорила, что о смерти, делала распоряжения относительно своих похорон. Это, по мнению родителя, могло негативно сказаться на настроениях Лены.

Причина смерти

Эдвину на юге лучше не становилось. Работать он не мог, а оплачивать мальчику отдых и лечение родственникам было не по карману. В 1891 году младший Браун вернулся домой, где нашел сестру при смерти. Изменился и родной городок. Здесь и ранее проживало менее тысячи человек, а теперь остались лишь старики да дети. Молодежь уезжала трудиться на золотые прииски и строительство железных дорог, фермы разорялись.

В январе 1892 года Лена скончалась. Джордж, организовывавший роскошные похороны супруге и старшей дочери, провожал тело младшей гораздо скромнее. Нуждаясь в эмоциональной поддержке, он стал каждый вечер собирать у себя товарищей по несчастью — обнищавших жителей Эксетера, и обсуждать с ними свое горе.

Кто-то из гостей вдовца вспомнил, что в день, когда умирала Мерси-Лена, Эдвину стало совсем плохо. Не к добру это — девушка как будто тянула брата за собой в могилу. Доктор, стремительно терявший своих пациентов и проводивший время в этой печальной компании, пытался возразить, но ему напомнили, что совсем недавно писал его коллега.

Врач из Новой Англии писал, что причина чахотки — пьянство и нищета. Мерси-Лена не употребляла спиртного, а нищими Браунов никто бы не назвал — подтверждение тому ежедневные посиделки в доме фермера, где за стаканчиком горячительного и состоялась эта беседа.

Эдвард Мунк, «Больной ребёнок», 1896 г.
Эдвард Мунк, «Больной ребёнок», 1896 г.
Фото: общественное достояние

А в это время в мире

К концу XIX века медицинское сообщество пришло к выводу: чахотка не является наследственной болезнью, ею может заразиться здоровый человек при контакте с больным. Чтобы сомнений не было, требуется выявить микроб, ответственный за патологические изменения в организме человека.

За эту задачу берется немецкий ученый Роберт Кох. В течение года он со своими помощниками работает над выделением возбудителя недуга.

Весной 1882 года исследователь читает лекцию «Этиология туберкулеза». Обнаружена не только палочка, которую назовут в честь Коха, но и ее прямое участие в разрушении самых разных тканей человеческого тела. Чахотка оказывается одной из форм туберкулеза, а мокрота мучимого ею бедолаги — главным источником заразы, ведь именно из нее экспериментатор выделил бактерий.

Врачи активно обсуждают открытие Роберта Коха, но это происходит в крупных городах. Консервативные жители Эксетера предпочитают местную прессу. Вскоре популярный журнал города порадует обывателя замечательным репортажем, от которого зашевелятся волосы на головах цивилизованного мира. Надеюсь, вам тоже станет страшно, когда вы узнаете, как из оболганного трупа сделали волшебное лекарство.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 4.11.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: