Фру́нзе (Фру́нзик, Мгер) Муше́гович Мкртчян (1930−1993 гг.) — советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр; народный артист СССР (1984 г.). Мкртчян — замечательный актер, наделенный качествами одновременно комика и трагика. Таким, в частности, был Чарли Чаплин, с которым его почему-то не принято сравнивать, — быть может, потому, что и внешне, и по темпераменту они не слишком похожи между собой, однако внутренне сходство все-таки есть.
— Фрунзик любил жанр трагикомедии. И личностью был трагикомической. Еще в детстве многие отмечали: даже когда Фрунзик шутил, его глаза оставались грустными. Брат любил говорить: «В каждой улыбке есть слезы, и в каждой слезе есть улыбка», — вспоминал Альберт Мкртчян, младший брат Фрунзика.
Данелия этого актера к числу своих самых любимых, как будто, не относил (при том, что тот уже снимался в его фильмах «Тридцать три» и «Не горюй!», впрочем, в эпизодических ролях), но отдавал должное исключительной одаренности артиста. Он писал:
Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре…
Среди талантов актера он особо выделял его способность к импровизации и фантазию. Мкртчян часто не просто исполнял то, что от него требовали режиссеры, но сам предлагал им различные варианты постановки эпизодов, из которых тем оставалось только отобрать лучший, и придумывал зажигательные реплики, которых не было в сценарии. Дело было, конечно, не только в самих фразах, но и в комическом даре актера. Данелия добавляет:
Уверен, если бы это сказал другой актер, не Мкртчян, эта реплика вряд ли осталась бы в памяти, даже сразу после просмотра.
Необходимо отметить, что в жизни «комика с грустными глазами» было много по-настоящему трагических страниц. Он оставил большой кинематограф и в конце 80-х вернулся в родной Ереван, где и умер на 64-м году жизни.
Так почему же нам кажется, что персонаж Мкртчяна, водитель Хачикян, на самом деле далеко не такой простой человек, каким может показаться (таким его, как будто, хотят показать авторы фильма)?
Первый намек на это содержится в самом факте того, что именно этого человека послали в столицу получать новый грузовик. В принципе, выбиванием дефицитного товара (а грузовики, вне всяких сомнений, были таковым) в СССР занималась особая категория тружеников — так называемые «снабженцы» (по воспоминаниям сведущих людей, эта работа была очень и очень непростой). И логичнее, конечно, было послать вместе с водителем, который должен принять самосвал и доставить его в родной Дилижан, опытного пройдоху-снабженца. Почему же все заботы — и технические, и организационные — пришлось взять на себя Хачикяну?
Конечно, кино — экономный жанр, который, подобно рукам скульптора Микеланджело, отсекает все лишнее, включая необязательных персонажей из числа тех, которые вроде как и требуются по логике вещей, но не являются значимыми для сюжета фильма. (На самом деле таким, по-видимому, изначально был персонаж, которого сыграл Леонов — фронтовик Волохов, но сценаристам все-таки удалось сделать эту роль достаточно яркой.)
Приходит на ум и другая версия: Хачикян был, что называется, «универсалом» — не только классным водителем, но и экспертом в области человеческих взаимоотношений, человеком, способным решать самые разнообразные задачи, выходящие за круг его прямых обязанностей.
Впрочем, самое интересное для нас — это поведение Хачикяна на суде. Напомню, что по сюжету фильма Мимино судят за нанесение побоев и причинение материального ущерба некоему Нукзару Папишвили, сотруднику московской базы № 2 (его роль играл исполнитель роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили) и бывшему земляку пилота.
Когда-то оба жили в одном грузинском городе — Телави, и этот человек (заметим, видный мужчина), работавший начальником его сестры, склонил девушку к сожительству, обещая жениться на ней. Однако поступил в соответствии с известной поговоркой, гласящей, что обещать… ну, вы меня понимаете (позднее у девушки родился ребенок). Между Мимино и Папишвили тогда произошел конфликт, а точнее драка, а вскоре последний переехал в Москву, чтобы продолжить работу по специальности.
В принципе, Мимино не собирался мстить обидчику («Если его встретишь — не убивай. Сам знаешь, какие сейчас времена. Не так поймут», — дают ему совет родные). Однако, перефразируя фразу из другого известного фильма Данелия «Осенний марафон», можно сказать, что «Москва — город маленький». Бывшие земляки волею судеб встречаются, и между ними снова вспыхивает ссора — впрочем, до драки дело не доходит, поскольку работник базы прячется в туалете, а его жена тут же вызывает милицию.
Хачикян стал невольным виновником инцидента, поскольку сам решил продать владельцу стоявшей во дворе легковушки (которым случайно оказался обидчик сестры Мимино) покрышки и, понимая это, старается всеми возможными и невозможными способами выручить товарища, попавшего в беду.
Наше сочувствие, вне всяких сомнений, на стороне Мимино и его друга. Папишвили, скромный сотрудник базы — очевидный мошенник, который живет не по средствам. Вообще-то, для самого пострадавшего было бы намного разумней проявить благородство и пойти на замирение, надеясь, что давний инцидент будет раз и навсегда забыт. Однако то ли в нем взыграло самолюбие, то ли было жаль разбитой венецианской люстры (как оказалось, фальшивой), но Папишвили затеял судебный процесс и, чтобы окончательно продемонстрировать всю подлость своей натуры тем, кто в этом еще сомневался, купил справку о том, что ему были нанесены серьезные телесные побои.
Скромный работник базы — несомненный подлец, однако, если посмотреть на вещи с точки зрения юридической науки, поступки Хачикяна тоже являются очевидным нарушением закона и уголовного кодекса. В чем же конкретно оно заключается? Что же, любознательным читателям придется запастись терпением.
Мне кажется, что из треснувшего кочана можно сделать все то же, что и из целого. Может быть, будет проблема с голубцами, но и там можно...