Советские конструкторы творили подчас в непрофильных, неприспособленных условиях. Не только в сталинских «шаражках». Как в случае с Герасименко, не все имели профильное инженерное образование. Не всем интересным оружейным разработкам уготована судьба серийных изделий. Опыт энтузиастов и даже кустарей-одиночек над экспериментальными образцами оружия служит делу развития инженерной мысли.
Безгильзовые патроны имеют давнюю историю еще со времен турецких войн XIX века. Они разрабатывались в экспериментальном порядке в СССР и других странах мира параллельно с боеприпасами «классическими», состоящими из гильзы, капсюля порохового заряда и пули. Теперь «безгильзовые» сохранились лишь в музеях и частных коллекциях. Специалисты продолжают спорить о них до сих пор.
Безгильзовый патрон Герасименко предполагает снаряжение боевой части с капсюлем необычной конструкции.

А как решил эту задачу Владимир Алексеевич, о том верифицируемых сведений в открытом доступе нет. Полноценный безгильзовый патрон, пригодный для использования в боевом стрелковом оружии серийно, не создан до сих пор.
Безгильзовый цельный патрон Герасименко похож на точёную из стали, относительно тонкостенную пулю со скруглённой головной частью, полостью для пороха и резьбой для ввинчивания капсюля. Возможно, капсюль для патронов Герасименко был сгорающим. Некоторые патроны имеют срезанную головную часть — то ли для сердечника, то ли для разрывной пули.
Конструктор Герасименко Владимир Алексеевич (1910−1987 гг.) примерно с 1942 года занимался разработкой и конструированием спортивных и боевых пистолетов. В начале 1970-х годов на авиационном заводе «Арсенал» в Киеве разработал и изготовил пробную партию 7,62-мм безгильзовых боеприпасов для пистолета и, соответственно, два прототипа многозарядных автоматических пистолетов. Пистолеты разрабатывались до прототипов под шифром «ВАГ» — составное от имени, отчества и фамилии конструктора.
В то время завод «Арсенал» занимался разработкой и производством оптических и электронных систем для авиации и космоса, а также выпускал фототехнику с маркой «Киев». Под Герасименко создали отдельную лабораторию.
К сожалению, личность конструктора автоматического оружия была, видимо, столь засекречена, что найти в достоверном виде его фотографию не удалось.
Первый прототип по внешнему виду похож на немецкий образца ВОВ Walther P.38, выпускавшийся серийно в том числе 1942 году на оружейной фабрике Carl Walther.

Два других назывались ВАГ-72 (24-зарядный) и ВАГ-73 (48-зарядный).

Пистолет ВАГ-72 отличается от модели «73» магазином вместимостью 24 патрона. Модель «73» отличается от предшествующей отсутствием кнопки задержки затвора.

Таким мог быть в случае принятия компетентной комиссией и серийного производства советский пистолет 80-х годов ХХ века. Но история не знает сослагательного наклонения, и с декабря 1951 года вплоть до наших дней еще стоит на вооружении в армии, полиции и охранных структурах (наряду с ним есть и другие варианты) советский самозарядный пистолет, разработанный конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году.

Обе версии пистолета ВАГ вначале предназначались под 7,62-мм патрон для ТТ, разработанный и пошедший в серию в середине 30-х годов ХХ века. Это адаптационная разработка унитарного патрона для пистолета с бесфланцевой гильзой бутылочной формы на базе немецкого патрона 7,63×25 мм типа «Маузер». Советский патрон форм-фактора 7,62×25 стали использовать в знаменитых пистолетах-пулеметах Токарева «ТТ-33».
Патрон обладает значительной силой: с расстояния 25 метров пробивает относительно лёгкие бронежилеты уровня I и IIA по классификации NIJ, а также некоторые кевларовые шлемы — к примеру, шлем PASGT производства США.
За годы творческих поисков конструктор-энтузиаст
Прототипы пистолетов Герасименко поступили в хранилище ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге) в конце 80-х годов ХХ века уже после смерти конструктора. От разработки Герасименко отказались в 1978 году на фоне имеющегося на вооружении и зарекомендовавшего себя «простым и надежным» пистолета Макарова (ПМ), а также пистолета Лебедева (ПЛ) и ПСП — имевшегося на вооружении оперативных подразделений КГБ и главков милиции.
Прикладное значение пистолетов Герасименко сегодня спорно. Но некоторые конструктивные решения представляются интересными современникам.
Прежде всего, заслуживают внимания разработки в области безгильзовых патронов — как идеи для будущего в отдельных нишах прикладной конструкторской мысли.
Во-вторых питание патронами пистолетов ВАГ образца 1973 г. предполагает магазин вместимостью 48 патронов. Конструктивно он состоит из двух магазинов в одном корпусе, но с отдельными пружинами в нижней части — для подачи патронов. Они также располагаются друг за другом, а ряды разделены перегородкой. До того тандемные магазины также использовались в британском экспериментальном пистолете-пулемете Vesely V-42 и отечественном пистолете-пулемете конструкции Волкова-Чухматова.
В отличии от пистолета Макарова со штатной обоймой в 8 патронов, ВАГ имел на 40 патронов больше, а также режим автоматического огня, как и пистолет системы Токарева. В конце 70-х годов ХХ века разработан знаменитый австрийской «Глок» в разных модификациях, а тенденциозно конструкторы стремились к тому, чтобы сделать стрелковое «ручное» оружие многозарядным и автоматическим. Были в разработке и особенности подачи патронов и работы ударно-спускового механизма.
Еще одна инновация, признаваемая за Герасименко — реализованный в металле оригинальный принцип действия поршневого замедлителя. Он подтормаживает затвор при накате, что позволяет снизить отдачу от выстрела, а стрелку быстро вернуться на линию прицеливания при стрельбе очередями. Были у Владимира Алексеевича и другие технические инновации и нарративы.
Изделия стрелкового оружия рождаются в специализированных конструкторских бюро оружейных заводов и институтов, но встречаются не единичные исключения, к которым относятся пистолеты ВАГ-72 и ВАГ-73.
История трудов
Но будем объективны. Конструктор Герасименко не имел профильного инженерного образования. Впрочем, как и многие знаменитые конструкторы самоучки того времени как в СССР, так и по всему миру. Герасименко создал относительно сложный пистолет, а «ПМ» был проще и, видимо, надежнее.
Вряд ли можно утверждать с опорой на факты, что пистолет Герасименко «обогнал время». Большинство ноу-хау к тому времени если не «отшлифованы», то на уровне идей — известны. Но надо также понимать ситуацию объективно: критиковать — всегда проще. Можем ли мы гордиться работой





Спасибо, Игорь, Приятно, что у нас с Анной получился добротный познавательный материал.