• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Елена Гвозденко Грандмастер

Антиалкогольная кампания 1985 года — благо или зло?

7 мая 1985 года было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Текст этого документа напечатали все газеты.

Антиалкогольная кампания 1985 года - благо или зло? Фото: Depositphotos

«Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», — писалось на передовицах «Правды».

Актуальным становится лозунг: «Трезвость — норма жизни».

Антиалкогольная кампания, инициированная Михаилом Горбачевым, стала одной из самых известных в истории СССР. К тому времени потребление алкоголя достигло ужасающих масштабов: 10,5 литров в год на человека.

Почтовая марка СССР 1985 года «Трезвость — норма жизни»
Почтовая марка СССР 1985 года
«Трезвость — норма жизни»

Фото: общественное достояние

На самом деле инициатива исходила от членов Политбюро ЦК КПСС Михаила Соломенцева и Егора Лигачёва. Вслед за Юрием Андроповым они полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду. Главной причиной назывался алкоголизм.

Для борьбы с пьянством закрывали вино-водочные магазины, реализацию спиртного ограничили жесткими временными рамками — с 14 до 19 часов. В 2−3 раза увеличили стоимость водки, самая дешевая стала стоить 9,4 рубля. Ввели запрет на потребление алкоголя в общественных местах: парках, скверах, поездах и т. д. Шла борьба за «трезвые» свадьбы, юбилеи, банкеты. В пропаганду здорового образа жизни были вовлечены профсоюзные, партийные, общественные организации.

Очевидцы вспоминают, что во время свадеб ставили на столы большие чайники, самовары, которые заполняли вином, коньяком и другими спиртосодержащими напитками. «Чай» запивали лимонадом. Гости за употребление алкоголя могли лишиться партийных билетов или рабочего места.

Анекдот.
Алкоголики договариваются: кто достанет пива, звонит с сообщением, что купил газету, вино — брошюру, водку — книгу. Утром звонок: «Приезжай. Приехал дядя Вася из деревни, рукопись привез».

В Советском Союзе попытки антиалкогольных кампаний предпринимались не единожды.

8 ноября 1917 года Петроградский реввоенсовет издал приказ о запрещении алкогольного производства.

26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР выпустили постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР.

По «требованиям трудящихся» в 1929 году повально закрывали пивные и закусочные. Это привело к массовому сокращению производства пива.

Антиалкогольная кампания 1985 года - благо или зло?
Плакат СССР, общественное достояние

В 1958 году принято Постановление Ц К КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

16 мая 1972 года опубликовано Постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Вместо крепких алкогольных напитков предлагалось расширить производство виноградного вина, пива, безалкогольных напитков. Прекращено производство водки, крепостью 50 и 56 градусов, с 11 до 19 часов определено время продажи крепких напитков, открыты ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), куда отправляли на принудительное лечение. Из фильмов вырезали сцены употребления алкоголя.

Последняя антиалкогольная кампания СССР привела к увеличению продолжительности жизни (на 2,6 года у мужчин), снижению смертности (на 180 тысяч человек в год), росту рождаемости (на 10%), снижению уровня преступности. Вместе с этим сократились поступления в бюджет от дохода пищевой промышленности: с 60 млрд. в 1985 году до 38 млрд. в 1986-м и 35 млрд. в 1987-м.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


Во время кампании массово вырубали виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков. В России за пять лет (с 1985 по 1990 годы) площади виноградников снизились с 200 до 168 Га, а среднегодовой сбор ягод сократился почти в два раза — с 850 тысяч тонн до 430 тысяч тонн.

Резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста, и одеколон, и прочие спиртосодержащие продукты. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тысяч человек. Употребление технических жидкостей вело к массовым отравлениям.

Анекдот.
В магазин заходит алкоголик и требует два «Тройных» одеколона и «Душистую фиалку». Продавщица говорит: «Брали бы три «Тройных». Алкоголик: «Что вы, с нами дама!»

В стране расцветает самогоноварение, как следствие — наступают перебои с сахаром. Зелье вынуждены варить даже те, кто и не помышлял об этом. В условиях, когда не развита инфраструктура услуг, любая помощь по дому оказывалась «по знакомству», а расплачивались зачастую бутылкой. Самогоноварение для многих стало прибыльным бизнесом и процветало даже после отмены антиалкогольных мер.

Позже инициаторы кампании признают свои ошибки. Егор Лигачев:

«Я был самым активным организатором и проводником той антиалкогольной кампании. Мы хотели быстро избавить народ от пьянства. Но мы заблуждались! Чтобы справиться с пьянством, нужны долгие годы активной, умной антиалкогольной политики».

В 2005 году М. Горбачёв в одном из интервью заметил:

«Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

Статья опубликована в выпуске 7.05.2018
Обновлено 10.09.2024

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Положительные и отрицательные стороны проглядываются, однозначно. Но пьющие люди есть в любой стране, и, тем не менее, в той же Италии или во Франции не рвутся вырубать виноградники.

  • коя катан Читатель 7 мая 2018 в 18:07 отредактирован 20 мая 2018 в 14:48 Сообщить модератору

    Были конечно и пьяницы,но большинство пило от безысходности.Зарплата мизерная.Перспектив в жизни только у избранных.У власти в большинстве хамы и ...лизы.Всё уходило на помощь то арабским то африканским братьям.Заработать на стороне - сразу рвач и спекулянт.И.Т.Д.Перечислять - страниц не хватит.

  • Не благо и не зло.
    Для кого-то из тогдашнего руководства СССР - глупость.
    А для кого-то из тогдашнего руководства СССР - один из инструментов для расшатывания ситуации с целью будущего крушения "империи зла" - в надежде получить за это хорошую денежку и переехать на их пенсию доживать свой век в империю добра на собственную виллу куда-нибудь в Майами...

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Александр Бедрицкий, как справедливо Вы отметили, я поднимаю, но стараюсь не обсуждать. Свое мнение я выражаю лишь в комментариях. Для меня мир давно перестал быть черно-белым, и манипуляции в нем играют значительную роль!!!Но трудно говорить о лобби, о каком-то заговоре в связи с той компанией. Все просто - была задача поднять производительность труда, когда стало понятно, насколько близки к кризису, какие проблемы в экономике страны. Производительность таким вот способом. Насколько получилось - рассудила история. Это наша беда - мы часто следствие выдаем за причины, и боремся лишь с "хвостами".

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, не совсем так и не всё так просто...
        Получилось, что в начале 90-х мне чисто случайно пришлось пообщаться пару часов за прекрасным пивом "Гиннес" с т.н. "отцом" антиалкогольной компании.
        Провожал своих временно командированных сотрудников в аэропорту "Даллес" и знакомый попросил заодно проводить Егора Кузьмича Лигачёва, который возвращался в Москву после серии лекций американским студентам.
        Производительность труда и прочее, это всё хорошо, но этим пропагандисты и политологи обычно объясняют что-то широким массам.
        Сама тема очень серъёзная и требует очень глубокого и тщательного изучения.
        Рассказывал он убедительно. Идея была хорошая, но...
        Кстати, версия самого Лигачёва в большей степени сводилась к известному изречению "ищите женщину". Это так, к слову.
        В статье автор ответа на вопрос вынесенный в заголовок так и не дал.
        Но зато за поднятие самой темы, предполагающей диалог и обсуждение-положительная оценка.

        Оценка статьи: 5

        • Владимир Голубков, вот Вы же сами и утверждаете, что были "тайные смыслы", так что объективной картины мы не знаем, какая уж оценка ))) Идея, разумеется, хорошая, а результаты, мы все знаем результаты. Беда, мне кажется в том, что у нас часто хвост виляет собакой. Мы боремся со следствиями и боремся топорно, с плеча. Производительность - весомый аргумент, а вот если это чье-то личное желание, то совсем муторно... В то, что это забота о здоровье народа, мне верится с трудом.

          Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 7 мая 2018 в 07:54 отредактирован 7 мая 2018 в 07:57 Сообщить модератору

    Мое мнение будет непопулярным, но я заметил, на себе, одну "штуку": когда у нас в Белоруссии запретили пить на улицах (в парках, скверах, на скамейках и т.д.) и ограничили продажу ч. до 2000, я лично, привычный к тому, чтобы без проблем купить бутылочку пива после работы и так с ней и шпацировать до дому, любуясь природой и людьми, стал его меньше пить. Просто потому что именно ограничили и ужесточили.

    Также, по сравнению с Украиной, где я часто бываю, и где, в среднем на 1 кв. км. приходится 5 питейных заведений и 10 точек, где можно купить разное пойло, на моем пути домой, а это 5 км, что я проходил пешком, было всего 2 такие точки, да и те вечно набитые под завязку. Пить хотелось только минералку и кефир.

    По Антиалкогольной кампании: народ винил Горбачева, даже самые большие трезвенники занимали позицию тихого ужаса. "Как можно было вырубать виноградники, как можно было ограничить человека выпить после раб. дня...". Но народ - как дети: для него всегда виноват "родитель", что запрещает играть с любимой игрушкой или заставляет зимой в шапке ходить. И пустился во все тяжкие доказывать "родителю", какой "родитель" сатрап. "Назло отморожу уши - будем гнать сивуху и жрать паленку".

    Резюме: причины Кампании - заставить работать эффективнее - не одобряю. Последствия - для многих плачевные (жрали какой-то паленый Ройль и слепли, вырубали лозу и т.п.) Но идея сама великолепная. Примерно как идея коммунизма, которую народ променял на джинсы и жвачку. Идея, которую народ, как и многое, похерил, незатейливо обвинив, конечно, руководство страны.
    Благими идеями вымощена дорога в ад. У нашего народа...

    • Игорь Ткачев, мне так понравилось сравнение с коммунизмом. Всегда утверждала, что идея утопична, но как красива!!!

      С алкоголизмом, разумеется, надо было что-то делать. Но мы ведь во всем доходим до крайности. Нас легко на 180 повернуть, и мы с тем же воодушевлением отправимся к "новым вершинам". И всегда до какого-то абсурда. Ограничили продажу в определенные часы, почему надо следить за свадьбами? Надо было ликвидировать привычку бесконечного "взятия на поруки". В те времена уволить алкоголика было довольно сложно. Зачем эта "опека" людям, которые комфортно себя ощущали в тепличных условиях? Не одобряю я отношение к народу, как к дитю неразумному. Вот это изживать надо. Мы ментально любим делегировать ответственность.

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий удален
        • Александр Бедрицкий, Вы, действительно, сгущаете краски. Вы хотите доказать, что нами манипулируют? Да. Более того, я считаю, что современные манипуляции достигли пика в наше время. Но вряд ли это имеет отношение к теме статьи. Проблема алкоголизма существовала и в дореволюционное время. Вспомните хотя бы "Мать" Горького. Методы народного излечения от "опоя" весьма популярны в архивных материалах.

          Оценка статьи: 5

        • Александр Бедрицкий, мне кажется Вы сгущаете краски.
          То, что манипулирует - канешн. Вообще, все всеми манипулируют, или пытаются.

          Но даже в глубинке была не только бормотуха и вермишель. И Вы берете крайние, порой исключительные случаи, бегом через десятилетия, и приклеиваете им ярлык обыденности, повседневности.

          А-а кампания была в конце 80-х, если не ошибаюсь. Так вот какая камса и 25 лет за колосок?

          • Комментарий удален
            • Александр Бедрицкий,**На Руси ведь раньше выпивали только две чарки медовухи и только по праздникам. Пить вино, не говоря уже о спирте до Петра так и не смогли.**

              ...В каждом большом городе устроен кабак, или питейный дом, где продаются водка, называемая здесь русским вином, мед, пиво и прочее. С них царь получает оброк, достигающий значительной суммы: одни платят 800, другие 900, третьи 1000, а некоторые 2000 или 3000 рублей в год. Там кроме низких и бесчестных средств к увеличению казны совершаются многие самые ужасные преступления. Бедный работник и мастеровой часто проматывают все имущество жены и детей своих. Некоторые оставляют в кабаке 20, 30, 40 рублей или более, пьянствуя до тех пор, пока всего не истратят. И это делают они, по словам их, в честь господаря, или царя. Вы нередко увидите людей, которые пропили с себя все и ходят голые (их называют нагими). Пока они сидят в кабаке, никто и ни под каким предлогом не смеет вызвать их оттуда, потому что этим можно помешать приращению царского дохода...
              ...народ, хотя вообще способный ко всякому труду, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем, кроме дневного пропитания...
              ... Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку, водки (называемой русским вином), потом ничего не пьют до конца трапезы, но тут уже напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить, и все отправляются на скамьи, чтобы соснуть, имея обыкновение отдыхать после обеда, как и ночью...
              ...Напиваться допьяна каждый день всю неделю у них дело весьма обыкновенное...
              Giles Fletcher “Of the Russe Common Wealth», 1591

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 7 мая 2018 в 10:07 отредактирован 7 мая 2018 в 10:11 Сообщить модератору

        Елена Гвозденко, лично я не знаю, что и как надо было бы сделать, чтобы достичь поставленного. С русским народом, "безжалостным и беспощадным", вообще непонятно как можно что-то по уму решить.

        Но что вижу: 1) народ и власть всегда находятся в конфронтации, в отличие от стран Европы, где народ законопослушнее и разумнее. И поэтому - сделать наоборот, не послушать и нарушить 2) простыми запретами можно градус понизить, но решить проблему пьянства, кон-но, нет.

        Еще я знаю, что была значительная страта населения, которая поддерживала А-а кампанию и ужесточение мер. Но она привычно выпадает из нашего поля зрения, когда народ начинает возмущаться.
        А идея, ведь да, неплохая была-)

        ПС Привычная, некрасивая картина, знакомая всем из поездок за рубежом: как правило в отельных "резервациях" набираются под завязку наши славянские компатриоты. Русские, украинцы, реже белорусы (последние вышколены своим государством - даже там держатся). В стельку уделанные британцы или немцы в счет не иду. Эти редко буянят и ведут себя некрасиво, в отличие от наших собратьев.

        • Игорь Ткачев, вы даже не догадываетесь, насколько эта тема мне интересна ))) Я о ментальности, о психологическом портрете народа. Но в этой реплике сразу несколько тем. Не все безнадежно. Вы же сами писали, что некие правила перестроили Ваше поведение. Я могу Вам привести подобные примеры. Помню, что стали штрафовать пешеходов за игнорирование красного сигнала. Через месяц от лихого "никого же нет", не осталось и следа. Штрафы за выброшенный мусор быстро приучил искать урны (тут еще важно, чтобы эти урны стояли как можно чаще). Что мы видим? Неотвратимость наказания и, что особенно важно для человека русского, с его тягой к справедливости, наказания для всех! Нужны работающие институты, ну и т.д.

          Оценка статьи: 5

          • Елена Гвозденко, я, наверное, не в той России живу.
            Что авто начали пропускать людей на пешеходных переходах лет 10-15 назад - заметил. А чтобы штрафовать начали - не заметил. Сам бываю и пешеходом и водителем - и не припомню, чтобы не то что меня бы оштрафовали за красный и переходы (лично я - не нарушаю и так) - но и того, чтобы кого-то ГАИшники (как бы их ни называли) за это в этом месте штрафовали.
            В Саратове бывал в командировках. Несколько раз. Хороший город, крутые улочки, я в гостинице на набережной жил. Скользко. Очень - во время гололеда.
            ГАИшников, ловящих нарушителей - не видел.
            Может быть не на то смотрел???

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Вадимов, у нас на работе один молодой коллега однажды вышел на обеденный перерыв. Возвращается грустный-грустный. Рассказывает: перешёл дорогу где всегда (где нельзя, но удобно), а к нему подходят и выписывают штраф. Настроение испортилось, идёт переживает. И так задумался, что на обратном пути возвращаясь к работе снова перешёл там же. И тут ему выписали второй штраф.
              Мы все так смеялись.

              • Наталья Осокина, один мой коллега по работе нашел самый короткий путь домой.
                И шел он через задние дворы "Апрашки". Ему сказали, что он неправ.
                Но его только что назначили менеджером, вырос он, так сказать, из инженеров -- и он сказал, что сам хорошо знает, где опасно, а где нет.
                На третий раз... или на пятый раз - но точно, в ту же неделю или на следующую, он напоролся на бандюков, ему сломали челюсть и нос, сделали сотрясение мозгов (хотя - по его поведению, с мозгами у него явный напряг) - на работу он пришел через пару месяцев.
                К чему это я?
                Не скажу, чтобы я был 101% законопослушным, но там, где не стоит нарушать - я и не нарушаю.
                И не лезу первым, если, вроде, можно.
                И переходить стараюсь по зебре - уж если на Кирочной (которая тогда была Салтыкова-Щедрина) меня раз чуть не раздавили всмятку прямо на переходе, то на проезжей части я бы точно вляпался в проблемы, возможно и смертельные.
                Но народ-то всякий - вот я и говорю - не видел я, чтобы народ, видя стоящую у перехода машину ГАИ, рвался бы через переход на красный свет.
                А сомнамбулы, прущие через дорогу с активным движением - временщики, их жизнь - до первого раздолбая на 4х колесах.
                Как это - поперся через дорогу, не глядя, нет ли напротив продавца полосатой палочки??
                Как это - тут же и там же поперся обратно???
                Его все еще не задавили? Странно...

                Оценка статьи: 5

                • Игорь Вадимов, вы должно быть и правда в какой-то не той России, и картину себе нарисовали очень странную. Речь не идёт о перебегании потока машин на красный свет, а о переходе абсолютно пустынной улицы с отсутствием зебры и светофора. И милиция не всегда стоит на виду. Иногда они караулят незаметно в сторонке и появляются неожиданно когда человек уже заканчивает переходить дорогу. Видела не раз.
                  Но я только хотела сказать, что пешеходов на самом деле штрафуют.

                  • Наталья Осокина, наверное, Вы правы.
                    На неизвестных мне маршрутах я не скачу очертя голову "машин нет, вроде, авось да проскочу.".
                    А на моем маршруте "дом-работа", который с 1982 года у меня менялся бессчетное число раз, я всегда знаю опасные точки. И стараюсь не вляпываться в проблемы.
                    Правда, врать не буду - у нас, с Ленинграде-Петербурге, может, где и прячутся менты - но не по тем маршрутам, где хожу я.
                    Видел в 50 метров от перехода машину ГАИ - к переходу подходил подготовленным.
                    На своем рабочем маршруте быть менее подкованным, чем ГАИшники, которые нынче здесь, завтра там?
                    Кидаться очертя голову - ГАИшников не видно и машин, вроде, нет?
                    Теперь верю - есть сомнамбулы на наших улицах.
                    А я - не сомнамбула

                    Оценка статьи: 5

                    • Игорь Вадимов, так. То есть когда гаишников не видно и машин вроде нет, то варианта пойти спокойно, а не "кидаться очертя голову" вы, похоже, вообще не представляете?

                      Не все люди ограничивают свою жизнь рабочим маршрутом. Не у каждого любой нерабочий маршрут автоматически является неизвестным.

                      Какой вы молодец — "вежливый, всегда в шапочке" и любую дорогу переходите правильно. Поаплодируем Игорю Вадимову.

                      • Наталья Осокина, Вы полностью правы - "спокойно идти на красный" для меня равнозначно "кидаться очертя голову". Если - на красный.
                        Напомню - начинали Вы свой рассказ с того, что чел пошел привычной дорогой где не положено, а там, трах-бабах - вдруг да менты в подворотне. А он так огорчился, что и обратно пошел там же - нарываясь на второй штраф.
                        А за аплодисменты спасибо.
                        И послушайте доброго совета - не ходите вы там, где даже не знаете дороги на красный свет, даже если Вам автомобилей оказалось не видно. А то ведь - и до пенсии не доживете.
                        Или, наоборот, выйдете много раньше - на пенсию по инвалидности.

                        Оценка статьи: 5

                        • Игорь Вадимов, вы который раз упоминаете "на красный". Я ни разу не сказала про переход на красный, зато прямо написала про переход в отсутствие светофора. Откуда у вас всё время берётся красный?
                          С чего вы взяли, что речь о незнакомой дороге?

                          А человек, да, пошёл привычным путём -- там где не было светофора -- и да, вдруг менты, которых там никогда до этого не было, а потом он расстроился, задумался и машинально вернулся той же дорогой. По-моему очень смешная история. К тому, что пешеходов на самом деле иногда штрафуют, даже если отдельно взятый Игорь Вадимов никогда такого не видел.

            • Игорь Вадимов, я писала о ситуации лет 10-15 назад. Просто это было так разительно! Сейчас никто не штрафует, пешеходы перебегают на зеленый, постоянно оглядываясь. Хамство на дорогах запредельное. А Саратов, Саратов - странный город, очень уж невезучий... Сложная карма, вероятно ))) Проблем не просто много, архи-много. Как показатель - у нас самые низкие цены на недвижимость. Показательно.

              Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 7 мая 2018 в 14:13 отредактирован 7 мая 2018 в 14:16 Сообщить модератору

            Елена Гвозденко, хороший пример про переход улицы в неположенном месте. И снова свой: мне хватило одного штрафа, который я запомнил надолго, если не навсегда, потому как процесс выписывания и оплаты штрафа был долгий. Но я просто и так законопослушный. Многим же, вообще, по барабану - хоть их каждый день штрафуй.

            Я, кстати, живу уже 12 лет в "стране штрафов". Здесь как в Европах: штрафовать и наказывать любят.
            С одной стороны, кон-но, это дисциплинирует. Но Вы не представляете, насколько это иногда тяготит, когда все регламентировано и под угрозой штрафа.
            Я даже уже начинаю думать, что лучше иметь право быть сбитым машиной, чем ходить только по струнке и строем.

            Так или иначе, но штрафы и наказания - не выход, и лишь как-то улучшают ситуацию. Особенно с русским человеком, у которого "вектор неправильный", как грил покойный Задорнов.

            ПС Когда-то товарищ побывавший в Сингапуре также бредил тем, что там все чисто, все ходят по правилам и все регламентировано. Вы знаете, кон-но, за брошенную бумажку вам впаяют весомый штраф. За жевание жвачки там, где не разрешено - то же. Вплоть до физических наказаний.
            Но лично я в таком раю жить не хотел бы. Все-таки штрафы и регламенты - это так или иначе ограничение ваших свобод. Даже если так заботятся о вашем же здоровье.

            • Игорь Ткачев, мне кажется, что это еще от количества запретов. Знаете, вот тут как с детьми, хоть и не люблю я такого отношения к народу. В воспитании слово "нельзя" не должно существовать без добавления "потому что"... И если запреты разумны, их не так много, то это просто порядок. В любом обществе всегда будут недовольные, но надо ведь как-то договариваться, уживаться, не мешать друг другу.

              Оценка статьи: 5

              • Елена Гвозденко, согласен, что "нужно - потому что" многое облегчит.
                Хотя, как видим "много водки пить - вредно для здоровья", со всеми пояснениями, не помогло.
                Не через разум и логику надо с русским человеком говорить. Здесь, боюсь, были правы и цари и даже тов. Сталин...

                • Игорь Ткачев, думаю, что от алкоголизма уговорами не излечить. Тут еще вопрос ответственности. Если есть, допустим, дети, то тогда разумны уговоры, какие-то действия. А независимый человек - его выбор, пока не мешает другим. Возможно нужны какие-то социальные ролики, доступная квалифицированная помощь тем, кто реально хочет избавиться. Но не это главное, главное - гуманизация. Все эти игры в ненависть, на этом фоне можно сколько угодно вести воспитательные беседы...

                  Оценка статьи: 5

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.