• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Как проходили студенческие практики в советском университете?

Часть 3. Поездка в Куйбышев

Записки из личного дневника о практике советских студентов в послевоенные годы.

Филиал Центрального музея В. И. Ленина в Куйбышеве Фото: Dell Darrell. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Начало истории

6 августа1959 года. Вот мы и в Куйбышеве (ныне Самара). Жить устроили нас в пединституте, прямо в деканате исторического факультета, так как в общежитиях не нашлось места — где-то идет ремонт, а где-то живут абитуриенты. Разместили всех в одной комнате — и ребята, и девушки, и Екатерина Ивановна. «Демаркационной» линией между нами и мужчинами служат столы и комнатные растения. Придется мириться с такими условиями на ближайшие дни.

7 августа ходили осматривать город. Вышли к набережной Волги, здесь открывается чудесный вид на реку, а на ее высоком берегу стоит замечательный памятник В. И. Чапаеву работы известного скульптора М. Г. Манизера.

Как проходили студенческие практики  в советском университете?
Фото: Depositphotos

Площадь носит имя этого легендарного героя гражданской войны. Недалеко от памятника красивое здание Драматического театра. Еще мы в этот день побывали в Художественном музее, где довольно большое собрание картин известных художников: Куинджи, Маковского, Репина, Саврасова, Шишкина. В музей ходили не всей группой, кому-то хотелось больше походить по городу.

8.08.1959 г. Поездка в город Жигулевск, на Волжскую ГЭС им. В. И. Ленина. Тут надо пояснить: сначала эта ГЭС называлась Жигулевской, потом Куйбышевской, а с 1958 г. — Волжская ГЭС имени Ленина. В 1957—1960 годах была крупнейшей ГЭС в мире (примечание мое, не из дневника). Ездили на автобусе. Природа вокруг очень красивая, но жара и духота мешали наслаждаться прелестями поездки.

Вот и плотина гигантской гидроэлектростанции, ее длина 4 км. О плотине и электростанции нам рассказывает экскурсовод, человек, принимавший участие в строительстве с самого начала, с 1950 года. Чувствуется, как он гордится этим детищем науки и техники, рассказывает очень интересно. Волжская ГЭС — самая мощная в мире, ее мощность 2 миллиона 300 тысяч киловатт. К 1962 году дополнительно будет установлено еще 8 турбин, и ГЭС выйдет на проектную мощность 3 миллиона 100 тысяч киловатт. В машинном зале — 20 турбин и генераторов.

ГЭС имеет три подстанции — на 110, на 220 и на 400 киловольт, обеспечивает передачу электроэнергии к Москве и на Урал, до Свердловска. У пультов управления этой грандиозной станции работают всего 32 человека — 4 смены по 8 человек! А всего обслуживающего персонала — около тысячи (особенно много уборщиц, чистота кругом почти стерильная).

Рядом с гидростанцией построен новый город Жигулевск, он моложе нас по возрасту — начало строительства 1949 год, а статус города получил в 1952 году. Расположен на холмах, очень живописный, чистый, уютный, современные жилые дома, широкие улицы, много цветов, зелени, красивый Дворец культуры. Мы с удовольствием погуляли по городку. Интересно бы посмотреть, как он выглядит теперь, спустя 60 лет?

А пока ожидали автобуса, поднялись на довольно высокую гору, полюбовались оттуда панорамой Жигулевска и в лесу обнаружили заросли орешника — лещины. Я до этого никогда не видела, как растут орехи, поэтому с удовольствием искала их среди густой зелени.

9 августа очередная поездка, автобусом в Новокуйбышевск, на нефтеперерабатывающий завод. Новокуйбышевск, как и Жигулевск, город новый, молодой, возникший как центр нефтепереработки. Но в отличие от Жигулевска, здесь довольно пыльно, грязно, что объясняется наличием крупнейшего в Поволжье нефтедобывающего района. Мы издалека видели горящие факелы попутного газа.

Поездка оказалась утомительной. Когда вернулись в Куйбышев, первым делом побежали на пляж. Волжский пляж замечательный, после купания чувствуешь себя обновленным и свежим.

Пребывание в Куйбышеве подходит к концу, впереди снова плавание вниз по Волге, к Сталинграду, легендарному городу. Дорога туда заняла почти двое суток, на теплоходе «Дмитрий Пожарский», точно таком же, как и «Добрыня Никитич». Ехали очень весело, интересно, появилось много новых знакомых.

На теплоходе была группа туристов из Чехословакии, из города Оломоуц, мы подружились с некоторыми из них, много разговаривали, хотя иногда не хватало знания языка. Даже обменялись адресами, надеясь в будущем переписываться или встретиться.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 28.02.2022
Обновлено 2.06.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: