• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Людмила Белан-Черногор Грандмастер

Как паучок Любознайка изучал мир пруда?

Часть 4. Знакомство с тётушкой Бодягой и не только

Эта сказочная история в увлекательной форме познакомит малышей с обитателями пруда. Можно использовать и в качестве пособия для дошкольников.

Фото: по лицензии PxHere

Перейти к началу истории

Квак уцепился передними лапками за край листа и отчалил от берега. Экскурсия началась.

 — Посмотрите в воду, — сказал лягушонок.

Любознайка перевёл взгляд с неба на пруд. Вода в нём была прозрачной, солнечные лучи до самого дна освещали её. Целая армия прыгающих крохотных существ быстро сновала в толще. Они передвигались быстрыми, резкими скачками. Иногда выпрыгивали из воды и тут же снова ныряли.

 — Как блохи скачут, — заметил Любознайка. Он хорошо знал наземных блох, они очень досаждали маленькому щенку, который этим летом поселился в саду.

 — Это дафнии, мелкие рачки, называют их водяными блохами. Живут они в толще воды, но по утрам любят приветствовать солнышко, поэтому и выскакивают на поверхность. Питаются они бактериями и мелкими-мелкими водорослями, — сказал Квак.

Многознайка осмелел, вылез из укрытия и подошёл к самому краю плота. Он так увлёкся акробатическими трюками водяных блох, что не заметил приближающейся опасности.

Из-за большого жёлтого цветка сначала сверкнули зловещие тёмно-красные огоньки, затем показалась продолговатая, гладкая, красиво раскрашенная спина какого-то существа. Спина была в два раза длиннее тела муравья. Существо молниеносно выставило хоботок и ткнуло им в бок муравья.

Многознайка взвыл от боли. От такого вопля водный житель развернулся и, перевернувшись на спину, на огромной скорости отплыл подальше от плота. Правда, вскоре он успокоился и снова направился к муравью. А тот, оцепенев от страха, безмолвно ожидал своей участи.

Всё произошло настолько быстро, что Любознайка и Квак не успели сообразить, в чём дело. И лишь когда муравей опомнился и закричал во весь голос «Помогите!», Квак увидел гладыша — так называлось это существо. Он квакнул во всё горло, и вдруг плот окутал такой неприятный запах, что паучок и муравей закашлялись.

Когда волнение улеглось, лягушонок сказал:

 — Похоже, что Многознайку ни на секунду нельзя оставлять одного.

Муравей запинающимся голосом спросил:

 — А кто это был?

 — Это был гладыш, — сказал Квак, — опасный прудовый хищник. Он один из самых крупных водяных клопов, отлично плавает в толще воды в поисках пищи. А питается разными насекомыми и муравьями тоже.

Услышав эти слова, Многознайка юркнул в своё укрытие. Он продолжал слушать рассказ лягушонка и думал: «Хватит мне этих приключений, пускай Любознайка опускается на дно с Серым, а я потом узнаю, что они там видели».

Любознайка спросил:

 — А почему гладыш поплыл на спине? Оттого, что сильно испугался тебя? И почему муравей так завизжал, ведь гладыш его не схватил?

Лягушонок ответил:

 — Гладыша называют водяной пчелой. У него очень острый хоботок, которым он может проткнуть даже руку человека. Вот когда он чуть дотронулся хоботком до муравья, то уколол его, и тот сразу заорал от боли. А плавает водяная пчела всегда брюхом вверх потому, что таким образом сливается с водной гладью и становится незаметной для врагов и жертвы, к которой подбирается. Плавает она быстро благодаря длинным задним лапам, похожим на вёсла.

Многознайка чуть высунул голову из-под лепестка и спросил:

 — А откуда взялся этот неприятный запах?

Лягушонок сказал:

— В случае опасности гладыш поступает, как все его родичи — притворяется мёртвым. Но когда такой способ не подходит, он выпускает струю неприятно пахнущего вещества, которое отпугивает врагов.

В это время плот проплывал мимо стайки водомерок, которые носились по воде и отбирали друг у друга дохлую муху. Муравей снова спрятался в укрытие, а паучок с интересом наблюдал за проворными насекомыми. Наконец муху схватил какой-то водяной жук, и водомерки наперегонки помчались по воде в поисках новой добычи.

Возле плота заволновалась вода, и Квак сказал:

 — Посмотрите на этих танцоров. Это жуки-вертячки, они мелкие, меньше вас, но могут и муравья поймать на обед.

Муравей уже устал бояться и вылез из-под лепестка. Он уселся возле паучка и уставился на жуков. Их надкрылья и почти круглые синевато-чёрные спинки поблёскивали в лучах солнца. Казалось, они репетируют какой-то замысловатый танец. И конца-края не было их тренировкам. Вертячки носились вокруг плота, выписывая невообразимые зигзаги.

Наконец Квак сказал:

 — Время летит незаметно, когда наблюдаешь за жизнью обитателей пруда. А нам ещё надо успеть до захода солнца повидать тётушку Бодягу, нашего доктора. Она много всего знает и наверняка посоветует вам, кого обязательно надо увидеть на дне.

Сказав так, лягушонок потащил свой плот к противоположному берегу. Лёгкий ветерок помогал Кваку, и вскоре путешественники увидели небольшую уютную заводь.

Невдалеке от берега в прозрачной воде Любознайка увидел на камне какие-то наросты зелёного цвета. Они напоминали стебли необычных растений без листьев и цветков.

 — Вот мы и прибыли, — сказал Квак и, обращаясь к зелёным стеблям, произнёс: — Добрый день, тётушка Бодяга! Я привёз к вам заядлых маленьких путешественников. Недавно они вернулись из путешествия по всему миру.

 — Добрый день! — в один голос поприветствовали тётушку муравей и паучок.

Послышался приглушённый, но чёткий голос:

 — Добрый день! Я всегда рада гостям. Сижу всю жизнь на одном месте и жду, когда меня навестят обитатели пруда. А они редко заходят ко мне, только когда заболевают, — посетовала она.

 — Тётушка Бодяга, вы очень необычное растение, — сказал Любознайка, — у вас бывают цветки и листья?

 — Дружок! — отозвалась Бодяга. — Я животное, а не растение.

 — Так почему же вы сидите на одном месте? — ещё больше удивился паучок

 — Такой уж создала меня природа. В природе много чего удивительного есть, всего и не увидишь за жизнь. Вот моя дальняя родственница, морская губка, живёт на свете 200−300 лет и то не успевает обо всём, что есть на Земле, узнать. От неё я много чего интересного узнаю.

 — Так вы же никогда с ней не встречались, как она рассказывает вам новости?

Друзья и Квак рты раскрыли от удивления, а Бодяга продолжила:

 — Мне капельки дождя приносят от неё вести. Морская губка передаёт все свои новости воде. А когда на море бушует шторм, капельки воды, как листочки с деревьев отрываются во время урагана, вырываются из воды, подхватываются ветром и летят куда глаза глядят. Некоторые из них долетают и до меня. Вот так я и узнаю, что делается в мире и кто в нём живёт.

 — Чем же вы питаетесь, если сидите здесь и не можете никого поймать? — спросил Многознайка.

 — Дружок, — ответила ему Бодяга, — я никого не ем, а питаюсь остатками растений и животных, которые в изобилии плавают в воде. В мой организм постоянно поступает вода, как по трубам. Стенки этих трубок имеют специальные ворсинки, на которых задерживается пища и таким образом попадает в клетки моего тела.

 — Здорово! — воскликнул Любознайка. — Значит, вы фильтруете воду пруда и очищаете её. Вы очень полезное животное.

 — Ты прав, — ответила тётушка и спросила: — А вы были на дне пруда? У нас живёт очень интересное животное — ручейник. Он настоящий архитектор, строит удивительные домики из всего, что найдёт на дне. А строительного материала сейчас хватает — люди бросают в воду всё, что им не нужно. Правда, среди этого хлама бывают и очень вредные для животных предметы, многие даже погибают от них.

 — Мы завтра как раз спускаемся в батисфере на дно, — ответил Любознайка, — и обязательно побываем у ручейников. Спасибо вам, тётушка Бодяга, за интересную беседу!

 — Удачного погружения вам! — пожелала тётушка.

Распрощавшись с Бодягой, друзья отправились в обратный путь. Уже вечерело, когда они высадились возле домика Серого.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 25.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вспомнила, как читала ещё в школе книжку "Юным любителям природы", автор Плавильщиков. Так она нам всем нравилась! Мы даже на переменах садились в кружок и читали!
    Но если бы все Ваши истории про Любознайку и Многознайку объединить в одну книгу и издать - это было бы чудесно! Дети непременно заинтересовались бы такими героями. А уж сколько бы подрастающее поколение узнало о природе!

    Оценка статьи: 5