В числе кинопремьер — ремейк культового ужастика «Зловещие мертвецы», перезапуск в 3D миллиардного блокбастера Спилберга «Парк Юрского периода», боевик Антуана Фукуа «Падение Олимпа», первая голливудская работа Нильса Ардена Оплева «Одним меньше» и комедия «Крутые кексы».
1. «Зловещие мертвецы: Черная книга» (Evil Dead, 2013)
Еще один ремейк, но не спешите его ненавидеть. Хотя после откровенных неудач с переделкой «Пятницы, 13-е», «Кошмара на улице Вязов» и «Техасской резни бензопилой» уже, кажется, не осталось надежды, что современные «переосмыслители» классических хорроров восьмидесятых научатся уважительно относиться к оригиналу. Доверяй, но проверяй. Так решил создатель знаменитых «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми, когда поручил постановку ремейка собственного дебютного шедевра малоизвестному уругвайцу Федерико Альваресу. Для прославившегося на YouTube короткометражкой «Приступ паники» Альвареса возможность переснять сей фильм была недостижимой мечтой. Парню дали порулить, а сам Сэм Рэйми и его приятель Брюс Кэмпбелл (легендарный Эш) закрепили за собой продюсерско-надзирательные функции.
Получилось очень страшно. Правда. Оригинал не был идеален хотя бы потому, что снимался на коленках за копейки и авторы экономили на всем. Да, это классика, но не благодаря зрелищной визуализации кошмаров, а потому что смело, эффектно и с долей самоиронии. Рэйми приготовил основу для пиццы, а Альварес, под чутким руководством шеф-повара, ее начинил и испек. Кушать подано, господа, хотя любые мысли о еде лучше оставить у входа в кинозал, потому как не зря на экране выливаются литры крови и рвотных масс. Автор сознательно отказался от навороченных компьютерных зарисовок, предпочитая старый добрый грим и бутафорские принадлежности. А когда ты сам веришь, в то, что видишь, то и зритель не даст соврать.
Новые «Зловещие мертвецы» — всем ремейкам ремейк. Старая гвардия не дала проекту скатиться в пустое подражание, а новая кровь преподносит сюрприз за сюрпризом, на ходу переоценивая стандарты жанра.
2. «Падение Олимпа» (Olympus Has Fallen, 2013)
Спасти новый фильм Антуана Фукуа от провала в нашем прокате может только разухабистая, яркая рекламная кампания. Ибо истории о спасении американского президента от террористов уже откровенно задолбали. Начиная с «Побега из Нью-Йорка» Карпентера и заканчивая «Самолетом президента» с Фордом. Эту жвачку Голливуд пережевывает постоянно, меняя лишь национальность террора (в этот раз лидера нации будут кошмарить представители Северной Кореи, кто бы сомневался) и натруженные лица спасителей отечества.
С другой стороны, Фукуа в своем деле не новичок. Его перу принадлежал крепкие боевички категории «Б» «Убийцы на замену» и «Стрелок», не говоря уже о филигранном криминальном триллере «Тренировочный день», благодаря коему режиссер сумел пробиться наверх, к большим звездам и гонорарам. Опять же в кадре Джерард Батлер, могутный мужик с крепкими нервами и стальной харизмой. А также Аарон Экхарт в роли президента и Морган Фриман в образе мудрой совы. Хорошие актеры, динамичный экшн, много стрельбы и щепотка черного юмора, а также услаждающее глаз разрушение Белого дома. Да, без патоки пафоса и ура-патриотизма не обошлось, но чай главу государства вызволяют, а не булочную на Манхэттене штурмуют. В общем, одним глазком взглянуть можно, ибо дурацкое кино обязано веселить и завораживать визуальным рядом. Остальное допишут злые критики.
3. «Транс» (Trance, 2013)
Британец Дэнни Бойл уже не нуждается в представлении и давно заработал себе авторитет. Каждый его фильм — это, как минимум, событие, мимо которого просто так прогуляться нельзя. И даже самая, на первый взгляд, банальная история, вроде похищения картины, в руках мастера превращается в напряженный и непредсказуемый триллер-перевертыш.
Сюжет поначалу прост и безыскусен — азартный игрок, вхожий в мир богатых аукционов, помогает себе и банде крутых грабителей присвоить бесценный шедевр живописи. Но вот незадача, кто-то невзначай тюкнул бедолагу ломиком по голове, и он начисто забыл, куда схоронил награбленное. Дабы найти картину, бандиты нанимают опытного психиатра-гипнотизера, коей предстоит залезть в чужую голову и вытащить на свет божий нужные секреты.
Параноидальный бред, завернутый в яркую обертку хичкоковского триллера, держится на двух «слонах» и одной «слонихе» — шотландце Джеймсе МакЭвое, французе Венсане Касселе и американке Розарио Доусон. Бойл выжал из них максимум, приделав каждому персонажу «двойное дно». Однако режиссер все-таки переигрывает с глубокомысленностью собственного замысла и местами кажется, что простота — отнюдь не хуже воровства. И уходя в призрачный мир иллюзий, он позабыл сунуть в руку зрителю спасительную нить Ариадны.
4. «Одним меньше» (Dead Man Down, 2013)
Нильс Арден Оплев сколотил себе имя одним единственным фильмом — экранизацией бестселлера «Девушка с татуировкой дракона». Сначала скандинавский хит переехал в Голливуд, где его срочно реанимировал для местной публики Дэвид Финчер, а затем и сам создатель международного хита упаковал чемоданы и отправился снимать свое кино туда, где бюджет наполовину состоит из гонораров звезд.
Полагаю, Оплев понимал, что осечка будет стоить ему карьеры: на «Фабрике грез» любят заезжих европейских профессионалов до тех пор, пока они способны удивлять. И датчанин не ударил в грязь лицом, подготовив блюдо — смесь традиционных и весьма неожиданных ингредиентов. В числе первых — Колин Фаррелл, которому не привыкать играть задумчивых благородных крепышей-мстителей, а также Нуми Рапас, во многом благодаря которой «Девушка с татуировкой дракона» Оплеву удалась. Рапас уже вовсю голливудская актриса, успела поучаствовать в сиквеле «Шерлока Холмса» Ричи и поиграть в чужих в «Прометее» Ридли Скотта, но отказать тому, кто вынес ее на гребне волны, не смогла.
Что касается неожиданностей, то мало кто себе представлял изысканную и вечно сексуальную француженку Изабель Юппер в роли заботливой мамаши, а афроамериканца Терренса Ховарда — в образе маргинального злодея. Разрыв шаблона пошел фильму на пользу и, хотя картина не дергает звезд с небес, выглядит американский дебют датчанина достойно и по-мужски. Ладный триллер с хорошим началом и предсказуемой концовкой.
Это стопроцентные новинки, но есть и пара-тройка «пассажиров», припозднившихся на рейс. Дольше всех добирался незабвенный «Парк Юрского периода», коему пришили трехмерный формат и повторно выпустили в прокат. Эта тенденция «переосмысления» древних блокбастеров — из серии «пущай будет». Лично я, после просмотра в 3D «Титаника» и «Звездных войн», был крайне разочарован, поэтому Спилбергу лишнюю копейку не понесу. А вот тем, кто в свое время не успел насладиться большими динозаврами на большом же экране, выпал редкий шанс восполнить пробел.
Серьезную мину триллеров и боевиков разбавит привет из 2010 года — укуренная в хлам молодежная комедия «Крутые кексы», рассказывающая историю двух лузеров, подсадивших на марихуану целую школу. С великолепным Эдрианом Броуди в роли наркодилера. А тем, кто ненавидит Орландо Блума, стоит посмотреть медицинский триллер «Хороший доктор», где актер в кои-то веки играет отрицательного персонажа и дико доставляет своей прической.
Спасибо на добром слове, Леонид.