• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Ходят слухи, что сплетен уже нету?

Признаки слухов. Часть 1

«Слух — это самотранслирующаяся неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации».
С. Беззубцев

Слух — один из видов распространения информации. Правда, вероятность искажения этой самой информации возрастает прямо пропорционально количеству ртов и ушей, через которые прошел слух. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация.

Фото: Depositphotos

А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию — прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Будьте уверены, люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение. Слова «Вы слышали, говорят, что …, но я этому не верю, это неправда» — самое любимое вступление у многих сплетников и распространителей слухов.

Предпосылки возникновения слухов

Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. А если у человека есть вполне определенная точка зрения на событие, то он хочет лишний раз убедиться в своей правоте или показать отношение или превосходство относительно кого-либо.

Человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает
Человек обращается за советом к знакомым, но интерпретирует произошедшее так, как он сам его понимает
Фото: Depositphotos

Словами «я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать» часто заканчивается изложение какой-нибудь сплетни. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его «моральная» оценка.

С развитием цивилизации, разделением труда, усложнением межличностных связей возрастает потребность в обмене информации, которую не всегда можно получить официальным путем — через СМИ, электронные источники и такие традиционные «кладези информации», как книги.

Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (вспомните перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Поговорка «в каждой сказке есть доля правды» верна и относительно слухов
Поговорка «в каждой сказке есть доля правды» верна и относительно слухов
Фото: Depositphotos

Признаки слухов:

1. Коллективное авторство и анонимность. Кто-то кому-то что-то казал, тот передал другому в той степени, насколько понял сам, и добавил кое-что от себя, и так пошло по цепочке. Это как игра в испорченный телефон: если устная информация прошла через 12−15 участников — сам автор не узнает свои слова, настолько они бывают искажены. Особенно это касается слухов относительно событий и происшествий, которые являются проблемными или эмоционально затрагивают людей.

2. Неопределенность достоверности информации. Абсолютно недостоверных слухов не бывает. Поговорка «в каждой сказке есть доля правды» верна и относительно слухов. Абсолютно правдивых слухов тоже не бывает хотя бы потому, что в устном пересказе каждый из участников может добавить кое-что свое или интерпретировать ситуацию по-своему, а ведь у каждого своя правда. К тому же, разным людям один и тот же человек может рассказывать разные версии одного и того же слуха.

3. Устность. Слух передается от одного человека другому, при этом учитываются интересы и потребности слушателя, потому что слух должен вызывать доверие, выглядеть правдоподобным именно для того человека (или группы людей), которому он рассказывается. Хотя в последнее время «сарафанное радио» начинает уступать место Интернету.

Слухи могут усугубить панику, дезорганизовать работу фирмы или предприятия
Слухи могут усугубить панику, дезорганизовать работу фирмы или предприятия
Фото: pixabay.com

Например, если взять офисные слухи, то в пределах одного отдела они могут передаваться от сотрудника к сотруднику, а в пределах всей фирмы — по электронной почте или мессенджеру. Если же тема слуха затрагивает и посторонних людей — такой слух может выйти далеко за пределы какой-то конкретной организации с помощью (в том числе) того же Интернета. На отраслевом уровне к делу подключаются специализированные СМИ и рекламные агентства, которые могут использовать слухи в своей работе.

Сообщения, которые транслируют средства массовой информации и официальные заявления могут быть информационным поводом для возникновения слуха, подтолкнуть передачу его от одного человека к другому, при этом продолжая изменять само содержание слуха.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 6.10.2008
Обновлено 30.04.2021

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А иногда полезно и специально "пустить слух"..

    Оценка статьи: 5

  • Вообще, не поддаться "на удочку" слуха тяжело. Как бы не сопротивлялся, где-то в подсознании он остаётся (так бы что хорошее запоминалось), и слова про "долю правды" сразу всплывают ... Лучший способ - не участвовать, особенно на работе. Так проще - нового о людях узнаешь мало, все мы можем быть слабы, не правы в какой-то ситуации, да и доброхоты-фантасты не редкость, причём и они чаще "не со зла", а так - за ради поболтать, недопоняв или поддавшись эмоциям...

    Оценка статьи: 5