• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Тимур Нуманов Профессионал

Как преодолеть внутренний кризис? Почему возможности растут, а мотивация падает

Сигарета в руках, чай на столе — так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
(В. Цой «Перемен!»)

Кто ж поспорит с известным утверждением о том, что лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным! И я, будучи воспитанным в духе «коммунистической молодежи», всегда старался следовать девизу «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» В юности ставил амбициозные цели («Нет, мне ни в чем не надо половины!») и настойчиво их добивался.

Конечно, с годами максимализм отходил на задний план, пока и вовсе не исчез. Все это воспринималось как естественный процесс накопления жизненного опыта. Пока в тридцать лет я не оказался на диване перед телевизором, полный внутреннего недовольства собой и обстоятельствами. «Это нормально, — оправдывал я себя, — кризис среднего возраста, со временем все встанет на свои места».

Однако ж переходный период затягивался и, казалось, ничто уже не способно реанимировать вкус к полноценной жизни: работа без какого-либо интереса и дома сплошная бытовуха. В свободное время встреча со старыми друзьями — выпили, посетовали на начальство и непонимание в семье — вот и все общение. Между тем, раздражение (порой презрение, порой жалость), а также неуверенность в себе нарастали и, наверное, самое страшное, что ему на смену уже приходило смирение с тем, что интересная жизнь на том и закончилась. А взять и все поменять уже страшно, да и лень: «Ну что ж, значит, не суждено, выше головы не прыгнешь!»

В чем же дело? Почему со временем мне стала удобна позиция зрителя чужого успеха, жизнь воспоминаниями о былом? Куда подевалась готовность, невзирая ни на какие бы то ни было трудности или привычки, меняться на пути к достижению чего-то большего? И откуда берутся сомнения и неуверенность?

Дело, наверное, в том, что среди базовых потребностей человека как биологического вида, наряду с питанием, продолжением рода и другими, есть инстинкт выживания (потребность в безопасности и стабильности), который обеспечивается умением приспосабливаться к окружающему миру («Человек ко всему привыкает»). Поэтому для нас естественно стремление к привычной среде обитания, формированию зоны физического и психологического комфорта. В то же время этот инстинкт вступает в противоречие с потребностью в самореализации (что, собственно, и отличает человека от других представителей животного мира), так как старается максимально ограничить круг возможных рисков.

Так, мы все рождаемся с высоким уровнем мотивации жить и побеждать. Младенец, которого не кормит мать, кричит и добивается своего. Он ничего не может самостоятельно сделать, но его уровень мотивации настолько высок, что он побеждает в неравном бою с обстоятельствами. Однако с возрастом происходит парадокс: наши возможности растут, а мотивация падает.

Для ребенка еще все некомфортно, сам факт рождения — сильнейший стресс, и для того, чтобы выжить, он всеми силами приспосабливается, точно зная, что ему нужно для удовлетворения своих потребностей. И самое главное — он, несмышленыш, без каких-либо «заморочек» настойчиво и бесстрашно исследует мир методом «тыка», путем проб и ошибок. А представляете, что было бы, если бы, упав однажды при первом опыте прямохождения, малыш настолько огорчился неудаче, что больше не рискнул бы подняться?! Нет, абсолютный дискомфорт воспринимается им как норма. Тогда как взрослые просчитывают риски и зачастую, образно выражаясь, продолжают ходить на четвереньках.

Наглядный пример из книги В. Леви «Искусство быть собой»:
Перед вами средней толщины бревно. По нему надо пройти. Вы спокойно проходите. Еще и еще раз — с полной уверенностью.
Бревно поднято на высоту полтора метра. Вы проходите… Однако… уверенности меньше: раз-другой покачнулись…
И вот бревно на большой высоте. Вы не идете.
Страшно, что и говорить. Но разве это не то же самое бревно, по которому вы с такой легкостью проходите на полу? Ведь оно не стало уже. Пройти можно свободно, вы это знаете! Но знать мало… Вы уже не верите, что пройдете. Не верите, потому что боитесь. Боитесь, потому что не верите. И если с таким страхом идете, действительно падаете…

Родители воспитывают свое чадо: это нельзя, и то возбраняется. Понятно, что для его же блага. Но вдумайтесь, сколько дополнительных факторов риска появилось у современного человеческого детеныша, по сравнению с его далекими предками, жившими в одноэтажных домах и лишенными прелестей газоснабжения, удобства многочисленных электроприборов. А на улице столько источников повышенной опасности в виде автомобилей, трамваев, электричек и… людей — маньяков, похитителей и просто жуликов! И вот так, заботясь о безопасности ребенка, родители взращивают страхи и неуверенность.

В школе подросток приобретает зависимость от общественного мнения, боязнь вызвать насмешки, но все-таки еще мечтает. Становясь взрослее, начинает испытывать усиливающуюся конкуренцию и с опытом все больше приучается выискивать и видеть плохое. Негативное мышление начинает доминировать, а нарастающие сомнения в собственных силах и справедливости мира делают из него закоренелого пессимиста (для кого-то «реалиста»), плывущего по течению жизни, вооружившись целым арсеналом различных страхов: усталости, предательства, собственной несовершенности, ошибиться, потерять, оказаться неудачником и т. д.

Вообще, у современного человека столько причудливых фобий и комплексов, барьеров, установок и внутренних фильтров, которые сегодня можно не тревожить, целыми днями просиживая перед телевизором, виртуально общаясь в сетевых играх или заводя знакомства в чатах. С годами ценность комфорта, зона которого неуклонно сужается, возрастает, мы становимся все более и более зависимыми от него. Страх и неуверенность перед неизвестностью начинают превалировать. К тому же наши негативные установки часто подпитываются извне: «Не высовывайся, зачем тебе это нужно, вдруг чего случится, не хватит знаний, тебя обманут…»

Таким образом, мы «вырабатываем» запрограммированное поведение, сводим к минимуму цели и задачи, а наша жизнь напоминает «день сурка». «Я не могу рисковать необходимым, чтобы получить избыточное», — говорил мудрец. Разделяющие этот тезис люди зачастую остаются на обочине жизни и карьеры именно в силу слишком высокой осторожности, а не отсутствия компетентности, опыта, личных качеств и прочих объективных критериев.

Между тем, в человеке генетически заложена потребность реализовать свой потенциал, но об этом во второй части.

Статья опубликована в выпуске 28.07.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (86):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 1 августа 2009 в 11:07 отредактирован 1 августа 2009 в 11:10 Сообщить модератору

    А я вторую часть уже прочитала У человека в любую эпоху есть заморочки, отчасти присущие эпохе, отчасти - свои собственные Тимур, понравился полет мысли, - спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Очень странные эти создания - люди... якобы рассуждают, делают вид, что думают, старательно изображают себя знающими...

    Особенно смешно, когда люди начинают что-то планировать, некоторые предсказывают, основная масса верит предсказаниям.

    Приятно слушать предположения, объяснения с долей вероятности.

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Маремшаова Дебютант 29 июля 2009 в 11:08 отредактирован 29 июля 2009 в 12:47 Сообщить модератору

    Любовь Бобровицкая, спасибо большое, Вы как раз четко и очень красиво подметили ту грань, которую я не выделила в своем комментарии. Мне кажется, что это как раз тот случай - серебро, мешающее видеть что-то кроме себя - когда нарушен баланс "материальное-духовное". И таких людей я знаю. И порой и обратить внимание человека хочется на это, но не услышит, не поймет. Каждому своя чаша предназначена. Просто стараюсь не судить людей в такой ситуации. Весь мир исправить не получится, правильнее будет постараться "содержать в порядке" свой мирок, стараться делать лучше свое окружение. А там глядишь может и сработает правило - "лучший урок - собственный пример". Тимур прав, сделать что-то лучше, чем было до этого, поставить своих детей выше на ступень, чем есть у тебя. А "ищущий всегда обрящет".

    Оценка статьи: 5

    • Людмила, спасибо за собщение у меня только один вопрос: как удается в современном очень суетливом мире уделить детям достаточно внимания. Когда вижу детей в пирсинге и прочем думаю это способ привлечь внимание и любовь которой они обделены. Когда слышу фразу: живу для детей сразу вопрос: а будет у наших детей возможность жить? (Чистой воды все меньше, а еще живы люди, которые не покупали чистую воду. Воздух становится все грязнее. Автомобилей все больше...)
      часто ли я просто смотрю в глаза ребенку ради которого живу? когда последний раз выслушала и по настоящему вникла в его проблемы? притча на тему-
      Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетный сын.
      - Папа, можно у тебя кое-что спросить?
      - Конечно, что случилось?
      - Пап, а сколько ты получаешь?
      - Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
      - Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
      - Ну, вообще-то, 500. А что?
      - Пап- сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. -
      Пап, ты можешь занять мне 300?
      - Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
      Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег . Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
      - Ты не спишь, сынок? - спросил он.
      - Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.
      - Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
      Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
      - Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.
      Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
      - Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
      - Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит,
      - ответил ребенок.
      - Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твого времени? Пожалуйста, прийди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами.

      • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 29 июля 2009 в 15:01 отредактирован 29 июля 2009 в 15:01 Сообщить модератору

        Любовь Бобровицкая, у Вас накопилось столько животрепещущих вопросов, которые можно вынести на обсуждение в своем блоге и принимать советы специалистов того или иного профиля. В этой ветке обсуждается конкретная статья, которая касается вполне определенной проблематики, поэтому нужные Вам специалисты могут сюда и не заглянуть.
        Кроме того, Вы можете адресно обратиться к тому или иному человеку, написав ему личное сообщение - так как это сделал Армен Ананян.

        Оценка статьи: 5

  • Выражаю искреннюю благодарность всем, кто принял участие в обсуждении, читал и голосовал, соглашался и нет! Спасибо, друзья!

    Особая благодарность редакции за основную иллюстрацию - просто супер!

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Маремшаова Дебютант 28 июля 2009 в 16:52 отредактирован 28 июля 2009 в 16:54 Сообщить модератору

    Тимур Нуманов, статья навила на меня небольшую печаль и некоторое беспокойство, видимо нашла в душе как раз скрытые червоточинки, но вторая часть все сбалансировала. Поэтому Вам пять). За начальное ввергание читателя в пучину горьких размышлений, и за тот свет, которым освещаете выход из житейской апатии. По поводу комментариев выше хотелось бы сказать, не апеллируя к конкретным авторам, что все таки Бог не любит фанатизм, а не саму религию. Если придавать слову "религия" смысл Веры. Вера навязываемая - вот что лично для меня страшно. По поводу же материального - а откуда оно к нам приходит, если не от Бога опять же? А избытки оного откуда приходят? Вопрос тут в том, во что это материальное превращать и как использовать. Если Бог - это свет, равновесие и гармония, то мое понимание Божественного таково, что человек должен жить в достатке как материальном, так и в духовном. А тем, чего много, делиться. И идти дальше - совершенствовать и материальное, и духовное. Я много раз была свидетелем того, как людям давалось нечто материальное в избытке, и если человек неправильно распряжался этим, это нечто материальное так же быстро отнималось. И знаете, человек начинал восполнять это духовным. Так почему бы не рассматривать этот факт опять же как урок на пути к духовному совершенствованию? И не потеряло ли бы смысл пониятие счастья, если бы его не с чем было бы сравнивать? Белый цвет потому и белый, что есть еще и остальные цвета спектра. Но есть мысль в комментариях, с которой я абсолютно не могу не согласиться - это то, что наша цивилизация превносит слишком много искусственного, наносного и искаженного в нашу жизнь, без чего человек уж точно мог бы обойтись.

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Маремшаова, мне очень понравился ваш ответ вы действительно нашли золотую середину.
      Меня смущает только то, что люди материально благополучные
      очень плохо видят тех кто нуждается в помощи.На эту тему знаю одну притчу хочу поделится.
      Учитель , я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
      — Выгляни в окно. Что ты видишь?
      — Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…
      — Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
      — Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.
      — Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.

  • Тимур Нуманов, А как же другие советы по успешному сосуществованию в этом мире, где, наряду с советом откладывать минимум 10% от зарплаты ежемесячно, еще и формула приведена, по которой чем старше, тем с меньшими рисками надо жить, в смысле - с возрастом не ввязываться в рискованные дела?

    • Ю. Лях, спасибо за внимание!
      Советов разных много, каждый выбирает сам. Я же не советую, я рассказываю о своем личном опыте и не претендую на истину в последней инстанции. С возрастом меньше рисков потому что человек становится опытней и мудрее. Поэтому рискованные дела обходит стороной, но это же не значит, что он должен лежать в подземном бункере и не выходить на улицу, чтобы его машина не сбила. Что-то типа того?

      Оценка статьи: 5

    • Ю. Лях, такие советы давал Тимур?

      Оценка статьи: 5

      • Жанна Магиня, А я не говорил, что это - в данной статье. В данной работе есть тезис, что с возрастом... и т.д. и автор рекомендует..... Мой контртезис: деятельность - риск, а с возрастом рекомендуется (не помню, кто автор) риски уменьшать. Логически понятно - тяжелее выходить из пике, есть чем рисковать (причем не только своим благополучием) и нет времени на отыгрыш, пример - часть бомжиков средне-старшего возраста середины 90-х, заложивших и потерявших квартиры под неудавшийся бизнес.

  • Хорошая статья. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов, молодцом! Только - какой кризис среднего возраста в 30 лет?

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 28 июля 2009 в 09:59 отредактирован 28 июля 2009 в 10:00 Сообщить модератору

      Спасибо, дорогой Доктор! Вот такой вот... А вообще кризисов бояться не надо, они у меня периодически происходят (правильно ли живу, так ли, не так ли) со всеми вытекающими последствиями (переоценками и переосмысливаниями) - вот бежишь-бежишь, несешься-несешься, а потом раз притормозил, подумал-подумал, сверился с курсом, прожевал, выплюнул и снова побежал, до следующего кризиса. Кризис - это хорошо, это возможность. А то происходит естественная инерция, которая, как говорил В. Леви - может и до ЗАГСа довести
      А вот средний-не средний: так кто ж его знает? Да и потом как раз средний, до пенсии столько же

      Оценка статьи: 5

  • Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное с годами и возрождающееся каждое утро.

    Роллан Ромен

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Нуманов, картинка супер, но не каждому доступна в исполнении. Так прыгать я уже не могу, но внутри бывает именно так радуюсь и часто. Правда не помню в своей жизни чтобы такую и долговременную радость принесло исполнение желания чего материального.

      • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 28 июля 2009 в 10:09 отредактирован 28 июля 2009 в 10:11 Сообщить модератору

        Благодарю за понимание, Любовь! Как раз и имел в виду внутренние эмоции.

        Цитата из книги Шмитт Э. "Оскар и Розовая дама" (очень рекомендую). читать дальше →



        Просто гениальное произведение:

        "Дорогой Бог,
        мне стукнуло сто. Я много сплю, но чувствую себя хорошо. Пытался объяснить родителям, что жизнь -- странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное пользование. Затем недооцениваем, находя жизнь слишком короткой и несовершенной, и чуть ли не готовы от нее отказаться.

        Наконец, осознаем, что это был вовсе не дар, а только кредит. И тогда пытаемся его заслужить.

        Мне сто лет, и я знаю, о чем говорю. Чем ты старше, тем лучше должен быть твой вкус, чтобы оценить жизнь.
        Ты должен сделаться рафинированным, артистичным. Любой кретин может наслаждаться жизнью в десять или в двадцать лет, но в сто лет, когда и двигаться уже не можешь, необходимо использовать свой интеллект. Не знаю,
        убедил ли я их".

        Оценка статьи: 5

        • Скачать аудиокнигу Эрик-Эмманюэль Шмитт "Оскар и Розовая Дама"
          Я уже качаю. вы плохих книг, Тимур, не посоветуете. Тем более, что критики оценивают книги Шмитта как те, которые никого не могут оставить равнодушным...

          У меня к вам личный вопрос - понимают ли вас ваши родные? Самые близкие? Принимают ли?

          Оценка статьи: 5

          • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 28 июля 2009 в 13:35 отредактирован 28 июля 2009 в 15:25 Сообщить модератору

            Жанна Магиня, я смотрел сценическую импровизацию "Оскар и Розовая дама" в исполнении талантливейших артисток Ольги Володиной и Марины Турпищевой (ташкентский театр "Ильхом") - это одно из самых сильных впечатлений от театра и кино! Никаких декораций и две женщины, читающие книгу вслух! 1,5-2 часа полного внимания, ничто не уводит в сторону, Зритель как завороженный. Самое интересное, что когда мальчик умирает, никто не плакал - настолько мастерски было сыграно, что за соплями и жалостью не потерялся смысл произведения. Наоборот, родилось желание жить и жить не просто существовать, а каждый день как 10 лет - так же полно и интересно. Ведь это получилось у маленького мальчика, обреченного на смерть и доживающего последние дни в закрытой больнице. И самое удивительное, что он не озлобился и умирал счастливым. Его посетил сам Бог!

            Вот такие впечатления от этого произведения.

            Нужно бежать, но обязательно вернусь к ответу на Ваш вопрос, Жанна. Спасибо!

            Оценка статьи: 5

            • Жанна, родственники - это то что дается "по крови", от рождения, их не выбирают. Друзья - это люди близкие нам по духу, к выбору в этом вопросе подходят очень избирательно. Я считаю себя счастливым человеком - в большинстве случаев я смело могу ставить знак равенства. Мои близкие больше чем родственники и больше чем друзья.

              Но сложности в отношениях в семье имели место и были связаны, прежде всего, с моим внутренним психологическим настроем. Когда ты не удовлетворен своей жизнью, но чувствуешь ответственность перед семьей, компенсируешь это повышенными претензиями к домочадцам, придираешься и раздражаешься. Ведь когда человек ищет самооправдания, то нередко находит причины неустроенности в родителях, родственниках, друзьях и т.д. Сейчас я ищу способы и возлагаю ответственность за все в своей жизни только на себя. От этого в семье гармония!

              Оценка статьи: 5

              • Тимур Нуманов, мне понравилась мысль, "Когда ты не удовлетворен своей жизнью, но чувствуешь ответственность перед семьей, компенсируешь это повышенными претензиями к домочадцам, придираешься и раздражаешься" Помогло понять в чем причина раздражительности некоторых людей и моя тоже.
                Спасибо очень помогли, теперь буду намного лучше относится к раздражительным людям. Для себя сделала вывод: если человек верещит как пожарная мащина - он нуждается в участии и помощи.

                • По большей части, наверное, так оно и есть. Во всяком случае сужу по себе.
                  Но знаете, Любовь, участие и помощь, еще хуже жалость и банальное утешение - не всегда продуктивны и полезны. Иногда нужна встряска - иначе человек получает подтверждения в том, какой он и вправду несчастный-разнесчастный.

                  Оценка статьи: 5

                  • Тимур, помогите советом как помочь раздражительному человеку не проявляя жалости. Я лично не люблю когда меня жалеют, теряю энергию. (Был у меня период в жизни когда меня жалели, не смотря на то что я чувствовала себя человеком вполне счастливым.) Я действительно сочувствую людям раздражительным.

                    • Любовь, жалость... Это тема совсем другой статьи. Раньше говорили - Любит, потому и жалеет... Не согласна! Жалость жалости рознь. Как и у раздражительности может быть сотня причин. От общей нервной истощенности, когда раздражает всё и вся, до невозможности высказаться, сделать что-то так, чтобы быть понятым. Потому и отношение к такому негативному состоянию может быть разного полюса.

                      Вас жалели, когда вы по внутреннему состоянию были счастливы. Так это уже не ваша проблема, не ваш выбор. Оставьте их тому кто выбрал такое действие по отношению к вам. Коль вы действительно счастливы, кто же сможет вас переубедить в обратном, кто же сможет забрать вашу энергию, если вы сами ее не отдадите?

                      Вы любите притчи. Расскажу коротенькую в тему. Можно сколь угодно долго бедняку кричать, что сосед - богач тоже беден. Вот только богатей от этого беднее не станет! Как говорится, пусть говорят. Нам-то что? Если вас глупый человек назовет, простите, дурой, вы что - станете глупее?

                      Оценка статьи: 5

                    • Любовь Бобровицкая, если Вы действительно хотите помочь человеку, то его надо любить, а не жалеть! Тогда, не буду возникать вопросы типа "как помочь раздражительному человеку?". Надо любить людей, как Христос, а не сочувствовать или, тем более, жалеть. Бог нас любит, а Дьявол жалеет.

                      Оценка статьи: 5

                      • Армен, согласна с тем что Бог нас любит, а дьявол жалеет.
                        Ваш ответ направил мои размышления в новом направлении.
                        Задала себе вопрос как любит Бог и чем Его любовь отличается от моей? Ищу ответ. Думаю. Спасибо. Если у вас есть мысли об этом поделитесь, буду благодарна. Единственное боюсь что отклонилась от темы и опять кого огорчу. У меня совсем нет опыта общения в интернете и я не знаю здешних правил.

                    • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 28 июля 2009 в 18:09 отредактирован 28 июля 2009 в 20:10 Сообщить модератору

                      Любовь, это, наверное, не ко мне... Да и потом готовых рецептов на все случаи жизни не даст никто. Все же очень индивидуально. От конкретного человека зависит, от Ваших межличностных отношений, от других обстоятельств.

                      Оценка статьи: 5

            • Тимур Нуманов, описание описание спектакля расстроило меня - очень жаль, что не могу этого увидеть(живу в Киеве)

              • Любовь Бобровицкая, еще одна цитата из книги:

                читать дальше →

                Оценка статьи: 5

  • Тимур, браво! Только сегодня в ветке к моей статье "Человеку плохо на улице" дискутировали по поводу равнодушия. Вот именно это самое равнодушие к себе, своей судьбе, к окружающим и лежит краеугольным камнем в основе такого отношения.

    Что далеко ходить. Открываю новый бизнес. Приглашаю самых близких - знаю, что прибыль ждать не придется, все просчитано. Думаю, не нужно описывать с какими препятствиями мне пришлось столкнуться именно от своих близких.

    Зачем тебе это нужно? Ты что, последний кусок доедаешь? Когда ты успокоишься? И т.д., и т.п. И будут жить в привычном черно-белом мире, где давно накинули грязную тряпку на клетку со своей мечтой... Но ведь как-то же она в эту клетку попала? Тоже ведь несвобода!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за отклик Жанна! И за Ваше отношение и поддержку!

      Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности.

      Джордж Бернард Шоу


      читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • Тимур, поздравляю, блестяще написано. " Да вы философ, батенька..."(с)
    Падает мотивация, это точно. Желание действовать уступает желанию созерцать.

    Оценка статьи: 5

  • Из книги А.Макаревича "Сам овца" (отрывки)

    Еще можно рассматривать жизнь как последовательную цепь разочарований.

    Человек, только что родившийся, ничего еще не узнавший, не может быть ни в чем разочарован. Первое разочарование приходит вслед за первым знанием (хотя бы в его неабсолютности). В общем,

    И свое формируя сознанье
    С каждым днем от момента рожденья,
    Мы бредем по дороге познанья,
    А с познаньем приходит сомненье.


    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Нуманов, очень интересные размышления на тему эволюции.
      Действительно тупик, если человек это только тело. А как насчет той части что не умирает. Я довольно долго живу на свете и жизненый опыт позволил сделать один вывод - всякое желание зародыш нового разочарования (я имею в виду желания улучшающие комфортное существование тела).

      • Любовь Бобровицкая, спасибо за внимание!
        Это размышления Андрея Макаревича из книги "Сам овца". Его взгляд мне тоже показался довольно интересным, поэтому дополнил тему отрывком.
        Конечно, человек это не только физиология.
        Поясните пожалуйста вот эту часть:
        "Я довольно долго живу на свете и жизненый опыт позволил сделать один вывод - всякое желание зародыш нового разочарования (я имею в виду желания улучшающие комфортное существование тела)".

        Оценка статьи: 5

        • Тимур Нуманов, материальные приобретения приносят ли пользу душе? Успокаивается, ли человек получив, то, что он хочет? На смену одним желаниям приходят другие. Мешок желаний не имеет дна.
          Эту неудовлетворенность человека используют производители рекламы. Они постоянно умудряются убедить человека, что ему: очень много - нужно. То без чего человек прекрасно обходился вчера и даже не догадывался, что ему это нужно, вдруг оказывается настолько ему необходимым, что он просто жить без этого не может. Люди иногда похожи на коров, которых гонят на бойню, чтобы отнять у них жизнь. Они устали и не хотят идти, но идут, потому что сзади, толкают, а впереди обещают счастье. Их раздражают те, кто толкает со всех сторон, людям кажется, что именно из-за окружающих так плохо. Видят только зад впереди идущей коровы и не видят главного: кто гонит их и куда.
          Человек очень многое делает в надежде: еще чуть- чуть и вот он желанный покой и счастье. Бежит человек на пределе своих сил, приходит домой уставший и злой в надежде, что завтра все будет по-другому. Не понимает, что в погоне за счастьем главное не скорость, а направление. А у многих даже направления нет – так и говорят: «кручусь как белка в колесе». Человек бежит по кругу, а значит, цель недостижима. Тратит жизнь, чтобы заработать деньги, т.е. превращает свою жизнь в деньги. Говорят деньги грязь, но это именно та грязь - в которую человек превращает свою жизнь. Люди благодаря рекламе покупают много не нужного. Человек тратит жизнь (самое драгоценное что у него есть), чтобы купить то, что ему не нужно, и произвести впечатление на того кого терпеть не может. Получает удовольствие, приобретая лучшее, чем у соседа. Удовольствие это не счастье, но за не имением лучшего...
          Когда то во льдах зажало корабль «Челюскин», экипажу нечего, было, есть и они съели ботинки. Так удовольствие, которое доставляет модная тряпка, крутая машина, шикарная квартира - это «ботинки» которые ест человек за не имением лучшего, (даже если это тряпка от «Версачи», очень крутая машина и очень шикарная квартира). Сколько в доме вещей, - без которых прекрасно можно обойтись. Сколько на мусорных свалках того, что в свое время нам преподнесли как: очень нужное, и мы поверили, купили и... отнесли на свалку. Сколько на земле мусорных свалок, которые когда то были человеческой жизнью? Все дерьмо, которое мы видим вокруг это результат предыдущих попыток сделать мир лучше
          В человеке живет память о том счастье, которое было в раю, он до сих пор ищет, чем его восполнить. Тысячи лет прошло с тех пор, а человек так и не научился быть счастливым без Бога. Но не оставляет попыток заменить Бога сотворившего его, вещами сотворенными им самим.

          • Все правильно! Стремление к пустому накопительству и потребительству - губительно! На этом фоне и развиваются самые страшные пороки - зависть, алчность, эгоизм и т.д.
            Но мы не можем взять и отбросить все, возвратиться в пещеру к очагу и наскальным рисункам, где царили простые и понятные отношения - сильный ест слабого. Они и сейчас такие, и всегда были такими - просто сейчас очень завуалированы и усложнены.
            Как же тогда прогресс? Я сел за компьютер в институте, в сельской школе нам преподавали основы информатики по наглядным пособиям в виде нарисованной ПЭВМ. Причем уроки вела учительница, которая в жизни своей не видела компьютера. Я очень рад, что мои детишки имеют компьютер и хорошо разбираются в другой технике - это делает их более готовыми к современной жизни. Очень важно, чтобы они владели английским языком (сам мучаюсь с французским), чтобы имели возможность нормально питаться (Вы ведь знаете, что натуральное естественное питание стоит гораздо дороже). Это необходимость или роскошь? Я обязан создать условия тем, за кого несу ответственность? Конечно, должна быть мера во всем - и суперсовременную сотку восьмилетнему школьнику я не куплю. Воспитываю у них такое же презрение к голому престижу и пустым понтам.
            Вообщем-то деньги и материальное для меня лично - это способ удовлетворять свои духовные потребности и поддерживать здоровье. Оставить детей и уйти в монастырь? Тоже выход - но не универсальный, для кого то он не подходит. Я выбираю жизнь - как нормальный процесс ежедневной работы над собой и над своим материальным уровнем с тем, чтобы поставить своих детей на ступеньку выше той, которые мне оставили мои родители, с более широкими возможностями по удовлетворению своих культурных и социальных потребностей. И самое интересное - нахожу радость в этом, решая каждый день более или менее сложную задачку, находя новые и интересные решения, испытываю СЧАСТЬЕ и возношу благодарения Господу!

            Любовь, Вам действительно прочиталось в моей статье обожествление материального? культ вещей и пр.? Я наоборот о вечном - стремлении человека к самореализации, то что в нас заложено Природой и рассуждаю на тему почему возникает диссонанс между этим стремлением и потребностью к комфорту, а потом рассказываю о своем способе сделать жизнь эффективнее и позитивнее. Как раскрыть и максимально использовать то, что в нас заложил Бог - наши таланты и возможности.
            Спасибо за такое внимание и неоценимый вклад в обсуждение статьи. Я могу сказать, что своим вниманием Вы подарили мне счастье от того, что я не зря терял время на написание статьи!!! Потому что я здесь не деньги зарабатываю, а общаюсь и делюсь. И надеюсь становлюсь лучше, оттачивая навыки и приобретая социальный опыт!

            Оценка статьи: 5

        • Тимур Нуманов, мне думается , что люди живущие без Бога, очень беспокойны, они все время в поиске; ищут счастья, покоя, радости (полноты, гармонии и света). В поиске счастья люди меняют обстановку в квартире, место жительства, место работы, семью и т.д. Человеку кажется, что еще чуть-чуть, еще одно его желание исполнится, и он будет жить спокойно, наполнено и счастливо. Многие люди думают, что счастливыми их сделают исполнившиеся желания, но это не так.
          Слово счастье это изменившееся старославянское слово «со частье». Человек счастлив, когда ощущает себя частью чего - то, большего чем он сам. Люди собираются на стадионы за ощущением единства, когда стадион встает в едином порыве. Но заканчивается матч (то, что объединило) и снова пустота и одиночество. Когда люди объединены какой-то идеей, это тоже дает ощущение причастности к чему-то большому. Влюбленные больше всего радуются, что рядом понимающий, и разделяющий их взгляды человек. Аристотель сказал, что «друг это одна душа в двух телах».
          Мы жаждем встретить людей думающих как мы, понимающих нас, жаждем близости душевной и духовной больше, чем телесной. Ищем и ждем всю жизнь, но почему-то мало кто находит. Может быть, не там ищем?
          Сегодня ехала в метро и обратила внимание: люди очень отделены друг от друга, чем плотнее толпа, тем больше человек старается отделиться от другого: одевают наушники, закрывают глаза, и т.п. Человек ищет единомышленников, понимающих его, а с другой стороны одиночества, т.к. его раздражают окружающие люди. Самое страшное одиночество это одиночество в толпе. Только приближаясь к Богу люди, сближаются друг с другом по-настоящему. Человек всю жизнь ждет счастья: в молодости ему кажется, что оно будет, в старости, что оно было.
          «Мы обложены с детства данью, не прерывного ожиданья: сперва - ждем праздников позже лета, каникул, праздности у моря где-то, ждем чьих-то писем, чьих-то звонков, великих мыслей, лавровых венков.
          Ждем завершенья, исканий трудных, ждем возвращенья, мгновений чудных.
          Ждем. И с трудом стрелки время вертят, а в сущности – смерти ждем или бессмертия?
          Блез Паскаль: «В каждом человеке есть пустота, заполнить, которую может только Бог».

          • Какой замечательный комментарий!!! Спасибо Вам, Любовь!
            О Боге, но в то же время не одержимо, как часто бывает, а философски. Спасибо за Ваши наблюдения, я тоже люблю в общественном транспорте, на улице и т.д. смотреть по сторонам, изучать современников.

            Я верю в Бога, в душу, разум и справедливость. Он у меня в душе, это моя внутренняя совесть, которую я очень боюсь - она может жестоко наказать, поэтому стараюсь жить с ней в ладу, не давать ей повода для укоров. Поэтому мое стремление к гармонии и к свету перманентно как "самая самость".

            Просто немного разнятся наши акценты. Говорят, на Бога надейся, но сам не плошай! Поэтому сидеть и ждать манны небесной не стану, также как и гонятся за чем-то таким, что сделает мою жизнь счастливой "раз и навсегда".

            Для меня важен сам процесс совершенствования в духовном и материальном плане. В частности, об этом и идет речь во второй части.

            Процесс не останавливается и не имеет логического завершения. Счастье - это миг, мгновение и из этих маленьких кусочков, фрагментов и складывается жизнь.

            На этот счет очень нравится высказывание Андре Моруа: "цель не в том, чтобы "преуспеть", добиться "бренных вещей", но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделан­ным можно гордиться или по крайней мере не крас­неть за него. Приятно на старости лет жить в почете; старики немощны и нуждаются в моральной поддерж­ке. Однако если жизнь ваша сложится иначе - не отчаивайтесь; важно, чтобы вы могли сказать себе: "Я всегда поступал так, как подсказывали мне разум и совесть". Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. "Бессмертье жалкое, увенчанное лавром". Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность".

            Еще раз спасибо!!!

            Оценка статьи: 5

  • Юлия Ли Читатель 17 июня 2009 в 00:03 отредактирован 22 мая 2018 в 19:00 Сообщить модератору

    Тимур Нуманов, до чего актуально! Хорошо бы избавившись от "оков" кризиса забыть о нем НАВСЕГДА! Выкинуть эти "кризисные грабли" к .... бабушке! Сорри

    • Юля, все в наших руках! Мир такой, каким мы его себе нарисовали!

      Оценка статьи: 5

      • Тимур Нуманов, мне помагает рисовать мир настрой который я читаю по утрам, хочу поделится с вами, может быть вам понравится сама идея, а текст каждый может сотворить под себя.
        "Слово становиться плотью. Мои мысли становятся моей жизнью. Мои сегодняшние мысли создают мое будущее. Я принимаю решение не допускать, негативных мыслей. Наступает новый день, такого прекрасного дня у меня ещё никогда не было.
        Я живу настоящим "забывая заднее простираюсь вперёд" и радуюсь каждому мгновению. Я свободна от страхов и сомнений Бог от рождения дал мне право жить свободной жизнью. Иду по жизни свободно и с удовольствием, выбираю себе замечательные мысли и становлюсь личностью, которой Бог предназначил мне быть. Я обладаю неограниченной способностью создавать добро в своей жизни и испытываю сочувствие, понимание и любовь ко всем людям, включая себя.
        Я высказываю только то, что хочу получить в ответ, не вмешиваюсь в чужую жизнь. Бог создал меня, чтобы я могла достичь совершенства. Я доверяю Богу, и он поддерживает меня. Каждая проблема имеет решение. Всё с чем я сталкивалась в жизни, даёт мне возможность учится, и радоваться. Я обязательно вырасту духовно, потому, что Отец мой сказал "Будьте совершенны, потому что Я совершен." Он не мог потребовать того, что невозможно выполнить.
        Я верю : "Всё содействует ко благу любящим Бога и призванным по Его изволению." Я верю мое будущее светло и прекрасно, потому что "не видел того глаз. И не слышало того ухо, что приготовил Господь любящим Его." Я всегда в безопасности потому, что Бог хранит меня. Он откроет мне всё, что мне нужно знать. Моё дело найти время для общения с Ним. Всё в чём я нуждаюсь - придёт ко мне в нужный день и час, потому что Господь заботится обо мне, а мой любящий Отец никогда не ошибается и не опаздывает. ЖИЗНЬ - это радость и она полна любви. Я люблю и любима. Меня любят мои близкие и друзья, а главное меня любит мой Небесный Отец. Я здорова и полна жизненных сил.
        Всё что я делаю, будет успешным, потому, что всё делаю как для Господа. Я родилась затем, что бы узнать на свете есть только ЛЮБОВЬ. Я прекрасное творение Божье, Он бесконечно любит меня, я живу в потоке этой любви. Она окружает меня со всех сторон, как тёплый водопад, пронизанный солнечным светом. Я открыта и готова к прекрасным взаимоотношениям полным любви, свободно выражаю свою любовь и всюду приношу смех и радость. Я полна любви, эта любовь безусловна и безгранична, полна невероятной радости и безмятежного покоя. Я едина в духе с Богом и живу вечно. Это всё даровано мне Богом – Творцом Вселенной. Я принимаю этот дар и благодарю моего Господа и Создателя Иисуса Христа. АМИНЬ.

        • Любовь Бобровицкая, Опять религия..... Терпеть не могу, когда в житейские дела влазит поповщина, ласково так, с присказками, лилейными рассуждениями сладкими увещеваниями.... Бры-ры-ры-ры.

          • Ю. Лях, вы угадали я очень толстая так, что термин "поповщина" очень уместен.
            Я думаю Бог религию терпеть не может даже больше чем вы.
            Иисуса Христа распяли самые «высокоморальные», знающие закон Божий и добродетельные люди.
            Жизнь несут только Божьи откровения: и жизнь, и радость, и счастье. Только личное общение с Богом может по - настоящему изменить человека изнутри. Если научить человека, что можно, а что нельзя; что хорошо, что плохо - это проблему не решает. Фарисеи знали, что можно и что нельзя. Наверное, за всю историю человечества не было людей лучше знающих закон Божий, чем его знали фарисеи, они даже сделали его более строгим, но все их знание, что такое добро не помешало им распять Сына Божия. Грешники и даже одержимые, смирились пред Господом, а религиозные и порядочные фарисеи почитали Иисуса Христа не достаточно праведным, и обвиняли Его в нарушении закона. Личная встреча с Иисусом Христом привело апостола Павла к тому, что он сказал «Все почитаю за навоз, чтобы приобресть Христа» Фил.3:8, а до того «гнал церковь Божию».

          • Ю. Лях, это не "поповщина", а Вера! Без Веры человек абсолютное ничто. Это только кажется, что есть отдельно Вера, отдельно мы. Это иллюзия. Все вокруг, без "поповщины" превращается в сон.

            Оценка статьи: 5

            • Армен Ананян, Я Вас уважаю, как специалиста в своей области, но сейчас Вы стали на скользкую стезю и начнется "гнилой базар" насчет понятий "вера" и "религия". А если подключатся представители других концессий.... Тем более, судя по стилю, Любовь Бобровицкая - не из православного христианства. Давайте мирское и религиозное не будем смешивать. Я вполне адекватен, когда эти темы обсуждаются по отдельности.

              • Ю. Лях, я вполне согласен - Кесарю - кесарево, Богу - богово! Вера - в душе. Но Людмила не агитирует, не приводит кучами священные тексты, а делится своим отношением к обсуждаемой теме. И пусть он у нее тесно связан с ее верой - она высказывает свою точку зрения, за что я ей безмерно благодарен! Вы имеете такое же право, но им пока не воспользовались - извините за тавтологию - но это тоже Ваше право.
                Я думаю, что адекватно - это когда не переходят на личности и не вешают ярлыки.
                Выражая Вам свою благодарность за участие в обсуждении, надеюсь на Ваше понимание

                Оценка статьи: 5

                • Тимур Нуманов, Ну вот Любовь за меня ответила текстами из "Сторожевой башни". Или вы здесь недавно и не знаете манер этих религиозных (не верующих!!), или второе. Пардон, мне очень интересно, но я вынужден валить из обсуждения Вашей статьи.

                  • Ю. Лях, признаться я слаб в теологии... А встретив малопонятные цитаты из малопонятных источников, даже не чЕтаю.
                    И только я порадовался их отсутствию в комментариях Людмилы, как они не заставили себя ждать...

                    Оценка статьи: 5

                  • Ю. Лях, мне очень жаль что я вас так огорчила, оскорбила ваши или вызвала такое отвращение. На счет "сторожевой башни" вы не правы я не имею к этому ни какого отношения. Просто Библия моя любимая книга и там я нахожу ответы на свои вопросы. С уважением Л.
                    А знаете мне очень интересно что выдумаете по обсуждаемой теме? бывает ли вам скучно и как вы выбираетесь из кризисов если таковые случаются?

  • Интересно... иду читать вторую часть.

    Оценка статьи: 5