• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Колбенева Профессионал

Не «корочек» ради, а науки для. Когда поют об образовании?

Бывает так: ребёнок исправно ходит в школу, выполняет домашнее задание и даже получает «пятёрки». А спросишь его: «Нравится ли тебе учиться?» — высока вероятность услышать отрицательный ответ. Хорошо бы, чтобы студентов педагогических колледжей и вузов учили умению формировать в детях позитивное отношение к образованию как процессу.

Pressmaster , Shutterstock.com

Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я…

Скажите, вам нужен диплом без знаний? А вашим детям? По некоторым данным три четверти российских студентов учатся в вузах ради «корочек». Ох, как не хочется в это верить! А хочется почему-то обратного — верить, что медицинские институты выпускают врачей, для которых клятва Гиппократа не пустой звук; что дом, спроектированный выпускником строительного вуза, не обрушится; что молодой педагог знает, как произносится слово трамвай… Вот это — последнее — кажется особенно важным.

Когда-то, очень давно, с экранов телевизоров звучала песня, которую сейчас мало кто помнит:

Понимаешь, мама, я — учитель!
Видишь: я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их —
Сорок душ и восемьдесят глаз.

Как бы хотелось, чтобы студентов педагогических колледжей и вузов учили в первую очередь ответственности перед будущими учениками и умению формировать в детях позитивное отношение к образованию как процессу. Если у младшего школьника учёба ничего, кроме отвращения не вызывает — значит, ему сильно не повезло с первым учителем. А в старших классах ситуацию будет не исправить. Правда, остаётся надежда на влияние семьи. Мудрые родители, возможно, найдут доводы, объясняющие, зачем необходимо получать знания. Но дело в том, что на вопрос ребёнка «Зачем мне это образование?» маме или папе проще тоже ответить вопросом: «Ты что, не хочешь стать человеком?» Или даже так: «Ты что, хочешь меня расстроить?» Раньше нерадивых учеников было принято пугать ПТУ, сегодня — маленькой зарплатой.

А если попробовать не пугать? Если попытаться объяснить, что образование в самом деле повышает шансы человека на успешную карьеру, а вместе с ней и на стабильную, обеспеченную жизнь. Уж этот аргумент современным детям должен быть понятен.

Все мы слышали истории про очень богатых людей, которые весьма посредственно учились в школе и не особо «заморачивались» получением высшего или даже среднего образования. Но большинство из них — и об этом не надо забывать — заработали свой капитал в эпоху перемен, когда предпринимательская жилка, умение «делать деньги» ценились куда выше образованности. А сейчас лидерские позиции во многих отраслях вновь занимают специалисты, имеющие багаж необходимых теоретических знаний.

Хорошо бы попробовать объяснить детям, что этот багаж они начинают получать уже в начальной школе.

Нагружать всё больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.

Этой «Песне первоклассника» лет 30, не меньше. Помните, о чём она? О задачах с иксами, о сочинениях, которые и Льву Толстому не снились, и ещё в ней упоминается страшное слово «синхрофазотрон». Можно себе представить, что изучают современные первоклассники!

На самом деле нет никакой беды в том, что родители зачастую не в силах помочь своим детям с домашним заданием. Ну не «проходили» они такого ни 30, ни даже 20 лет назад! Значит, всё идёт как надо — жизнь не стоит на месте. А если у ребёнка что-то не ладится с обучением, не стоит сразу же обвинять в этом педагогов, сложную программу или в целом образовательную систему. Попробуйте взглянуть на проблему трезвым взглядом самокритичного ученика волшебника:

Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,
Всё, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.

Но вот школа окончена, экзамены худо-бедно сданы и кажется, что все мучения позади. Как бы не так!

Когда уйдём со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса…

Сегодня выпускникам школ впору петь: «КУДА уйдём со школьного двора?»

В России ежегодно сокращается число высших учебных заведений. Закрывают, в первую очередь, вузы, которые не в состоянии дать нынешним студентам качественное образование. А таких, увы, немало. Причём по числу «несоответствующих» вузов на душу населения лидируют наши крупнейшие города — Москва, Санкт-Петербург, Казань…

Кажется, недалёк тот день, когда снова актуальным станет «Гимн студентов», написанный, между прочим, вагантами — средневековыми западноевропейскими бардами! Это уже потом, в 60-х годах прошлого века он приобрёл вторую жизнь:

На французской стороне,
На чужой планете
Предстоит учиться мне
В университете.

Отчего бы не поучиться и на французской стороне? Не так уж важно, в какой стороне будет получено высшее образование. Лишь бы оно действительно было качественным и позволяло вчерашним студентам быстро становиться профи в своём деле. Куда ещё можно уйти со школьного двора? В колледж или техникум, получать начальное или среднее профессиональное образование. Ничего в этом зазорного нет.

Кто, по-вашему, принесёт большую пользу себе и обществу — ас-автослесарь или тихо ненавидящий свою работу «менеджер среднего звена»?

Что касается высшего образования, то я за то, чтобы его получали только те, для кого знания самоценны. Диплом, полученный за стоящие знания, дорогого стоит. И, кстати, как-то не хочется называть такой документ пренебрежительным словом «корочка».

Статья опубликована в выпуске 25.04.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если бы, да кабы - вот и вся статья...

    Меня в университете научили учиться - почти жил в читальных залах библиотек. Только конспекты и записи, и всё вручную.

    Преподавал в общеобразовательной школе - сильно жалел, что отменили учебные дисциплины и розги, как главную методику преподавания.

    Будучи взрослым и очень свободным художником, продолжаю самообразование - нравится учится. А главное - приходится учиться. Но делаю это с удовольствием, потому что получается.

    Это я к тому, что каждому своё. Нет вселенской трагедии в отсутствии повального увлечения познаниями. Или - в отсутствии некого перманентного российского всеобуча и ликбеза.

    Оценка статьи: 5

  • • О «корочке»:
    Получение диплома – это как отмена крепостного права в 1861 году. Ты вроде бы свободен, но не имеешь ни малейшего понятия о том, что теперь делать.
    • О логике:
    Наиболее логичные люди уверены, что стакан наполовину ста, наполовину кан*._________________________________________
    * Реалист это тот, кому пофиг, полон ли стакан наполовину или же наполовину пуст...

    • Мимоходом: Связь между интеллектом и богатством не удалось доказать даже Перельману.

    Оценка статьи: 5

  • Менеджер среднего звена, такая работа загадочная, и где учат на это? высококвалифицированный слесарь, токарь как то более понятно мне. Недавно отремонтировали мне швейную машину, совсем уж древняя, еще бабушкина, но кожу прошивает, так вот я нашла мастера в таком закутке-подвальчике, что дивом дивилась, по знакомству ясно дело нашла, дядя такой совсем уж простецкий, есть ли у него хоть среднее образование, но вот руки золотые, а в дорогих салонах ремонта с лицензиями на мою машинку смотрели с таким недоумением))))))

    А вот к врачу без диплома я бы поостереглась идти, хотя и диплом, конечно же, не гарантирует мне ничего, но мне как то везёт с этим делом.

    Понравилась мне статья. Трудная и очень ответственная работа - воспитание детей, а объяснять надо, без этого никак. и хороший вопрос - А что ты сам хочешь?

    Оценка статьи: 5

    • Ирина, до сих пор жалею, что при переезде выкинула такую вот швейную машинку , как у вас... Не оказалось у меня нужного знакомства)).
      По поводу врачей. Вернее, их дипломов)).
      Вот реальная история, рассказала подруга моей старшей дочери, студентка мед. вуза. Весь последний школьный год перед поступлением в вуз она не вылезала от репетиторов по химии и биологии. Баллы по ЕГЭ были очень высокие и всё равно прошла еле-еле. В её группу попали ребята "купившие " ответы по ЕГЭ, и пришедшие поступать практически с максимальным количеством баллов. Через год все эти "умники" были отчислены - не потянули - нагрузка ого-го, дисциплина в плане пропусков строжайшая. Лично мне этот случай внушает надежду, что оставшиеся студенты станут хорошими врачами.

  • Патанатомы утверждают, что мозг гения и обычного человека ничем не отличаются, а главное, вероятно, - функциональность работающего ансамбля.
    Любителям истины: Наружная оболочка ничего не значит, главное, что внутри...
    Спешу сообщить - электрическая зубная щетка и вибратор внутри имеют одинаковые моторчик и аккумулятор. А какая разная судьба...

    Оценка статьи: 5

  • Оксюморон.
    Слово оксюморон почти так же красиво, как и диффенбахия. Как то завораживает.
    Вот так же завораживает и система образования. Да ладно, если бы только завораживало, а то ведь она, эта система, своим оксюмороном мозг разрывает. Причём, не какой-то абстрактный мозг рвёт, а детский.
    Детям говорят, что учиться нужно, полезно и обязательно. А в то же время, с каким удовольствием, талантливо и вкусно рассказывают о каком-нибудь Гилле Бейтце. Который наплевал на всякое образование и стал самым богатым человеком на Земле. Или почти. Больше того, знание ещё дюжины таких примеров, делает тебя модным.
    Что это за комплекс Золушки с татуировкой на пояснице: "По щучьему веленью"? Это что за неистребимое желание - из грязи в князи ничего не делая. И ведь проблема в том, что утерев слюни, после таких рассказов, детям потом пытаются втолковать, что нужно обязательно много учиться.
    Может уже хватит рвать детский мозг и как-то определиться. Либо мы засовывает все концы в прорубь и шепчем: "Ловись рыбка, маленькая и большая", либо мы идём в школу и изучаем рыбную ловлю, как отрасль промышленности.
    Может хватит говорить о чудесных превращениях на пустом месте, а расскажем, что Билл Гейтц - это человек, который следовал только своим желаниям и никогда не предавал себя, не изменял самому себе.
    Может мы, просто, спросим: "Деточка, а ты-то сам что хочешь", поинтересуемся желаниями ребёнка, а не будем навязывать свои амбиции о мешке с деньгами.

    Оценка статьи: 5

    • Сева, а ещё каждый школьник знает, что Эйнштейн был двоечником
      Да ведь ссылаться на Эйнштейна - только утешать лентяев Ну были проблемы у мальчика с французским языком, так ведь любимую физику он всегда сдавал на отлично! Про Гейтса точных сведений не имею, но, наверняка, и у того с мозгами, "заточенными" на определённые знания, в детстве всё было в порядке.
      По поводу наших, отечественных деток могу, с сожалением, констатировать, что учёба многим из них "по барабану". Большинство учится потому, что заставляют взрослые. Которые, соглашусь с вами, не умеют или не хотят объяснить детям истинную ценность образования.

      • Вот вы сейчас, Юлия, сами идёте по накатанной дорожке. Дело не в умении объяснять, а в самой парадигме образования. Вы только вслушайтесь в то, что вы говорите: "...объяснить детям истинную ценность образования." Осталось только поставить вас на броневик или, на крайний случай, высокую трибуну. Да от этих слов меня ещё в детстве тошнило.
        Тогда уж, сначала, объясните детям, что такое "образование". Я думаю, вы потратите на это часа четыре, а потом сами собьётесь. Потом объясните детям, что такое "ценность" и, чтобы в конце убить у них всякое желание учиться, объясните им, что такое "истина".
        А так то, оно просто, почти в рупор просвещения крикнуть: "Дети, образование - это истинная ценность!" (долгие и продолжительные аплодисменты).
        У Эйнштейна и у Гейца мозги не были ни под что-то "заточены". Мозг - это вам не карандаш. Они гениальны только тем, что не повелись на истину образования, а остались верные своему интересу, делали то, к чему душа лежала, воплощали свои желания в жизнь.
        Если уж не ясно, чего хочет ребёнок сам, то, хотя бы, стоит попытаться выяснить, что его больше всего интересует. А уж ценность истины он найдёт сам. А когда найдёт, можно будет считать, что родился новый Эйнштейн.

        Оценка статьи: 5

        • Сева, а вот не соглашусь с вами! Сколько их - Эйнштейнов и Гейтсов? Гениям то уж точно ничего объяснять не надо, на то они и гении, что сами доходят до нужного. А всем остальным - уверена, объяснять необходимо. Объяснять - это совсем не одно и то же, что кричать "в рупор просвещения в рупор: "Дети, образование - это истинная ценность!" .
          Я ведь всё это не голословно говорю, Сева. Мне приходится продираться через всё это вместе со своими детьми. А не было бы наших разговоров, так девчонки бы просто "забили" на учёбу, потому как заставить их учиться я бы не смогла -не те у нас в семье отношения. Никаких своих приоритетов я детям не навязываю и не жду от них воплощения собственных нереализованных амбиций. Однако, я уверена, что моя помощь, заключающаяся в разговорах о нужности образования, им необходима.Может, мои слова про истинную ценность прозвучали и пафосно, но по существу я именно это и хотела сказать.

          • А вот сейчас, Юлия, мы подошли к самому главному.
            Главное в том, что ваша уверенность, что им необходимо объяснять, попросту, порочна. Как порочна и сама система образования, истинную ценность которого вы несёте с пафосом.
            Никому и ничего не нужно объяснять. Шея сломается, носит корону главного объяснялы. Пусть все они живут так, как они живут, хотят они этого или нет. Это уж, точно, не ваша проблема.
            Всё что нужно вам, как любящему родителю, маме, - это разговаривать со своей дочерью. Разговаривать о том, что её интересует. С высоты своего жизненного опыта, корректировать, оберегать от ненужных шагов. Вот и всё образование.
            Тогда, ваша дочь найдёт друзей по своим интересам, она выберет учителя, который будет для неё авторитетом, а потом, сама дойдёт до нужного. Хоть вы и не считаете её гением (фу-фу-фу, как не стыдно-то маме ), раз считаете необходимым что-то ей объяснять.

            Оценка статьи: 5

            • Сева, если бы вы не были Севой, я бы обиделась Уж, поди мне лучше знать, что и как объяснять своим дочерям. Обо всех детях страны я не заикаюсь.

              Кстати, про систему нашего образования в статье не было вообще не слова, я говорила лишь о ценности образования, как такового. И остаюсь на своих позициях. Несмотря на всю, присущую женщинам, дипломатичность.

              А противостоять мужской категоричности в высказываниях - гиблое дело.

              • Именно потому, что вы Юлия, а я Сева, мы можем спокойно и без обид обмениваться своими мнениями.
                При этом, не обращать внимание на тактику, которую использует каждый, ведя дискуссию. Вам нравится сдержанная дипломатия, и я это уважаю, не пытаясь усомнится в её правильности. Вам, Юлия, я уверен, так же не свойственно защищать свою точку зрения, умаляя мою тактику категоричности. И уж тем более, бежать с поля нашей дискуссии, оправдываясь гиблым делом противостоять моим методам.

                А что касается по существу вопроса, я категорически заявляю:
                1. Под любым образованием, всегда лежит система, метод его достижения;
                2. Если система образования построена таким образом, чтобы выпускать деревянных человечков, она всегда будет противна живому уму ребёнка;
                3. Образование, полученное на основе такой системы, никогда не будет иметь никакой ценности. Ни-ко-гда, и хоть заобъясняйтесь;
                4. Я рад за наших, как вы говорите, отечественных деток, за их прямой и косвенный саботаж такого образования. Это говорит только о том, что не всё у нас потеряно.

                Ответ закончил.

                Оценка статьи: 5

                • Сева,!

                  Ну, вы то сами ведь наверняка получили какое-то образование, а? Рады этому обстоятельству? Только не пишите, что раньше было образование -ого-го!, а сейчас -тьфу. Сейчас у ребят есть выбор, где и какое образование получать. Я об этом, между прочим, упоминала статье. Лишь бы было это желание -учиться. И если уж наша школа -как часть системы -не может такое желание породить, то кому, как не родителям объяснить детям, что получение знаний может приносить удовольствие, если относится к этому процессу не как к повинности.

                  • Юлия, я надеюсь, мы тут только вдвоем и нас никто не слышит.
                    Я открою вам тайну - у меня нет никакого образования. Аттестат, просто дали. Сами подумайте, а куда бы они делись. И не потому, что их пытали, просто я сам понял, что им никуда не деться. Диплом вручить были вынуждены, чтобы самим не опозориться. Раз дело дошло до диплома, как уж ту не дать - неудобно как-то. У меня даже есть трудовая книжка, заполненная уже от корки до корки (сразу скажу, я ещё в самом расцвете ), . Если я чему-то и научился, то только потому, что мне это было интересно самому. Я прочитал, что мне было интересно, я читаю, только то, что мне самому интересно и необходимо. Я никогда не верил и не поверю в просвещение и образование, как задекларированный социальный институт.
                    Всё это потому, что там все пытаются тебе объяснить. Тебя там не принимают за человека, тебя там держат за балванчика, которому можно только объяснять. Кто же будет разговаривать с дураками на равных.
                    Вот в этом проблема образования, и раньше, и сейчас.

                    Оценка статьи: 5

                    • Юлия Колбенева Юлия Колбенева Профессионал 15 апреля 2015 в 14:08 отредактирован 15 апреля 2015 в 14:10 Сообщить модератору

                      Сева, искренне за вас рада!
                      А знаете, есть у меня любимый автор песен - Михаил Щербаков. В миру таких людей называют бардами - но Щербаков, на мой взгляд, стоит особняком (хотя против бардов я ничего не имею). Любим он мной исключительно за умные тексты и виртуозное владение словом. (Он, кстати доктор филологических и, кажется, биологических наук). Так вот, помните знаменитое: «Если надо объяснять, то не надо объяснять», приписываемое Зинаиде Гиппиус? А вот у Щербакова:

                      А если что-то надо объяснять,
                      То ничего не надо объяснять;
                      Но если всё же стоит объяснить,
                      То ничего не стоит объяснить.


                      Если мне ребёнок задаёт вопрос: "Зачем нужна эта школа?", я не отвечаю: "Ты что, хочешь меня расстроить?". А пытаюсь объяснить, потому что моё объяснение, каким бы оно не было, будет куда лучше, чем уход от вопроса.

                      • Юлия, вот видите, ни я один против объяснений.
                        Об этом говорил и Гришковец в своём спектакле: "Если ты довёл до того, что нужно что-то объяснять женщине, тебе уже не объяснить."

                        А от вопроса уходить не нужно. Если не хочешь отвечать, просто не отвечай. А если ты считаешь необходимым ответить - отвечай. Тем более, что это твой ребёнок. Кому ему ещё вопросы задавать.
                        Но на вопрос надо отвечать прямо и однозначно, а не объяснять. Любое объяснение - это умничанье, типа, - Видишь ли, глупый детёнышь, каждый человек в своей жизни, рано или поздно, столкнётся с такими проблемами, как, тупо, пожрать.....
                        Нет, на вопрос: "Зачем", а это вопрос "Цели", нужно конкретно и категорически отвечать. А для этого, вы должны знать, что интересно вашему ребёнку. С этим и увязывать ответ. Абстракция тут не прокатит, дети умнее взрослых.

                        Оценка статьи: 5