Если честно, не хотела бы я быть современным ребенком! Слишком уж много информационного хлама сваливается нынче на неокрепшие детские головы.
4. Будьте любознательны, это воодушевляет.
Если вы истерите, вместо того чтобы ответить на вопрос, то не удивляйтесь подобной реакции и на свои вопросы. Если вы когда-то поленились объяснить ребенку что-то для него важное, отмахнувшись с помощью «потом», «устал» или, того хуже, «отстань», то поздравляю: для вас наступило время собирать камни, запущенный вами бумеранг возвратился вам прямиком в лоб. Объясняйте свои требования, не скупитесь на слова.
Спокойно, но настойчиво требуйте объяснений и от ребенка. Это развивает мышление, заставляет грамотно формулировать мысли, учит понимать свои желания и сопоставлять их с необходимостями. И еще неизвестно, кому из вас это полезней. Очень помогает после выяснения причин того или иного действия ребенка, выяснить цели таковых. Мало знать, почему он не будет делать «дурацкую алгебру», но и какие цели он при этом преследует. Пусть объяснит. В итоге он поймет, что им руководят эмоции.
Если несмотря на всю вашу дипломатию, перед вами хлопнули дверью, задумайтесь, возможно, конфликт выходит далеко за рамки уроков и его корни зарыты глубоко. Тогда организовать процесс обучения можно только после разрешения основного конфликта.
Не избегайте неприятных моментов в общении с детьми, аккуратно, но скрупулезно выясняйте причины нервного, депрессивного состояния ребенка, не ройте могилу внутрисемейному доверию.
5. «Смотри туда, где страшно».
Поддерживайте ребенка в том, что у него получилось, а в том, что не получается, поддерживайте вдвойне.
Сейчас нас призывают активно развивать в детях таланты. Это выгодный лозунг для тех, кто занимается развитием способностей за наши деньги. На этом месте я всегда вспоминаю слова гения сетевой поэзии Чена Кима: «Талант всегда пробьет асфальт своею буйной головой». При условии если он, талант, наличествует в ребенке как факт, а не является вашим настойчивым воображением. Некоторые родители сперва развивают свое воображение, а потом одержимо развивают в ребенке таланты, которых нет, ставят на кон всё в угоду им.
Именно то, что НЕ получается, делает наших детей замкнутыми, занижает самооценку, отдаляет процесс полного безоговорочного самопринятия, без которого процесс взросления не завершится, и ребенок рискует зависнуть в детях до старости.
Поэтому пусть ваш ребенок трижды гуманитарий, ничего страшного не произойдет, если вы подарите ему мастер-класс по математике. Самое главное — у отличного преподавателя, в кругу отличных ребят. И его ужаса перед математикой поубавится. Повторюсь: как только он начнет разбираться в том, что ему непонятно, его интерес к предмету возгорится с новой силой.
Два слова о зависимостях. Это очень печально, но некоторых отпрысков пинками не выгонишь на улицу, не то что за уроки не посадишь. И виною этому компьютеры, телефоны, телевизоры, словом — индустрия развлечений (не путайте с техническим прогрессом). Что тут скажешь: без достойной замены от зависимости не избавишь. Дозировать игры, устанавливать правила — это половина дела. Предложите замену: позвать друзей домой, покататься на велосипеде, сделать что-то руками в доме, выполнить взрослое поручение. Не думайте, что получится ему просто запретить играть.
Если средств достаточно, то извлеките из зависимости пользу: отправьте «больного» на курсы по 3D-моделированию или робототехнике. Он так же проведет 3 часа за компом, но при этом получит реальные навыки. Ручаюсь, ему такая учеба понравится. Ребенку трудно понять, что он оказался затянутым в иллюзорный мир и начать осознанную борьбу с этим, поэтому он просто должен быть занят.
Важно помнить: каждый ребенок приходит к нам со своим стаканчиком знаний. Кто-то приходит с баночкой, с бидончиком. И сколько бы ведер знаний мы не заливали в них, он уйдет с той же тарой, которую принес.
Вкладывая в ребенка силы, деньги и самое важное — жизненное время, не требуйте отдачи незамедлительно. Не вынимайте клещами у него изо рта знания, чтобы проверить их остаток в его голове. Не приставайте с вопросами из серии: «Здравствуй, Вася, а как тебя зовут, Вася?» Если после экскурсии, театра, прочитанной книги он молчит, значит так надо. Его молчание — не блажь и не вредность. Он просто думает и, не сомневайтесь, непременно продемонстрирует свои знания в самый неожиданный момент. Вам еще придется покраснеть, стоя рядом со столь эрудированным человеком. Так что не торопите время и придержите свою одержимость выжать из ребенка гения, займитесь лучше собой.
И никогда, слышите, никогда не говорите ребенку в пику ему, каким усидчивым, покладистым вы были в детстве, ибо это лучший демотиватор. Ведь если бы вы и в самом деле были столь потрясающи, то не сидели бы сейчас у монитора, а писали очередное послание Федеральному Собранию, сжимая свободной рукою ядерный чемоданчик.
Удачи нам всем, дорогие родители! И помните, что процесс обучения — это не жизнь. Это трамплин, за которым надо долго и тщательно ухаживать, прежде чем прыгнуть с него в жизнь и не разбиться.
Лидия Богданова, это что за новости? Это кто мне тут будет указывать - что выносить на обсуждение, а что не выносить? Еще раз - для тех, кто...