• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как развивалась пневматическая почта?

За тысячелетия своего существования почта претерпевала различные изменения. Появлялось что-то новое, уходило нечто старое, неактуальное. Одним из таких нововведений в почтовом деле стало появление пневматической почты. Которая, впрочем, многих удивляет и в наше время.

Из истории почты известно, что в 1853 году под руководством английского изобретателя по фамилии Кларк в Лондоне, мировой финансовой столице, была сооружена первая в мире линия пневмопочты. Она соединяла главный телеграф и фондовую биржу. Тут, в общем, всё понятно: по телеграфу приходили всякие финансовые сводки, а местные денежные воротилы стремились поскорее применить их в целях личного обогащения.

Историки сообщают, что первая пневмопочта была несовершенна. Диаметр труб был 1 метр, внутри них по специальным рельсам двигалась тележка с почтой (посылками). Эта тележка двигалась из-за того, что с одной стороны воздух давил на неё, а с другой был вакуум.

Через несколько лет непрерывных проблем с эксплуатацией описанной почты её существенно модернизировали.

Теперь послания клали в специальные металлические цилиндры, плотно входившие в трубы. Сами же трубы имели диаметр не более 150 миллиметров. Известно, что участок пути длиной в 800 метров цилиндры преодолевали за одну минуту.

Позднее появилось ещё одно нововведение. Вместо цилиндров стали использовать (но не всегда и не везде!) полые металлические шары. Внутри трубы была полоска полированной стали, и теперь трение шаров о трубу (полоску) сильно сократилось. Расстояние в 350 метров такой шар преодолевал буквально за 10 секунд!

Пневмопочта в Филадельфии в 1893 г.
Пневмопочта в Филадельфии в 1893 г.
Фото: Общественное достояние

В Нью-Йорке также появилась своя пневмопочта. Разумеется, все линии этой почты начинались на главном почтамте, откуда эдаким веером расходились по почтовым отделениям. Американцы пошли несколько дальше своих английских коллег, поскольку у них имелись станции с длиной почтовых труб до 5,5 км!

Самый большой участок нью-йоркской пневмопочты имел пропускную способность до 2500 кг писем в день.

Вскоре европейцы вновь обставили американцев в смысле развития пневматической почты.

Установлено, что в Австрии к 1899 году находились в эксплуатации 43 станции пневмопочты, причём общая протяжённость всех участков доходила до 60 км.

Официальное австрийское издание «Правительственная венская газета» с 1896 года получила исключительное право получения правительственной корреспонденции прямиком из рейхстага именно по трубам пневмопочты!

В Берлине пневматическая почта появилась в 1865 году, и она сразу соединила 15 местных отделений. Спустя годы историки подсчитали, какого размаха достигло развитие пневматической почты в Германии.

Генрих фон Стефан — новатор пневматической почты в Германии, 1876 г.
Генрих фон Стефан — новатор пневматической почты в Германии, 1876 г.
Фото: ru.wikipedia.org
  • Выяснилось, что в 1877 году под землёй (по трубам) доставили более миллиона писем, в 1892 году — примерно 5 миллионов, а в 1913 году — около 12 миллионов!

Кстати, помимо Берлина описываемая экзотическая почта существовала также в Лейпциге, Мюнхене, Бремене и Гамбурге.

В разгар Первой мировой войны Всемирный почтовый союз напечатал доклад о развитии почтового дела в мире. Согласно данным, опубликованным в этом докладе, общая длина труб европейской пневмопочты доходила до 1000 км. Причём трубы в Старом Свете были маленького диаметра.

В Америке, напротив, использовались трубы большого диаметра. Здесь общая длина труб почты доходила до 300 км.

Германская автоматическая почта эксплуатировала в эти годы 300 км почтовых труб, а вот Франция лидировала в этом списке, так как имела на своей территории почти 400 км почтовых труб.

В наши дни автоматическая (пневматическая) почта вполне успешно развивается. Крупные корпорации с большими офисными зданиями и солидные банки также используют этот вид сообщений, экономя своё время и деньги.

Статья опубликована в выпуске 22.03.2020
Обновлено 15.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: