• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Людмила Белан-Черногор Грандмастер

Как появилась богиня Флора и что такое флоралии?

Слово «флора» ассоциируется у натуралистов с миром растений, у астрономов — с астероидом, у историков — с древнегреческой богиней, у медиков — с микрофлорой человека. Список можно продолжить. Давайте познакомимся с этим термином поближе.

Луиза Аббема, «Флора», 1913 г. Фото: ru.wikipedia.org

Интересна судьба древнеримской богини Флоры. Бытует несколько мифов о её происхождении. Так, древнеримский поэт Овидий (первое десятилетие нашей эры) в поэме «Метаморфоза» говорит устами самой богини:

Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Интересный момент: древнегреческая нимфа Хлорида — не богиня. После вступления в брак с римским божеством Зефиром, западным ветром, происходит метаморфоза — она становится одной из значимых римских богинь.

Люди издавна почитали приход тепла, весны, начало сельскохозяйственных работ, и, как следствие, в культурах разных народов появляются свои символы, божества, боги Весны.

Хлорида, или Хлория, в переводе с древнегреческого означает «жёлто-зелёный, бледно-зелёный, бледный». Как гласят мифы, Хлорис жила в Элизии (Загробный мир) на Елисейских (блаженных) полях, где царит вечная весна. Хлорис была прекрасна. Однажды вестник весны, бог западного ветра Зефир, пролетая над Елисейскими полями, увидел нимфу цветов и был покорён её красотой. Зефир женился на Хлорис, что сделало её богиней.

Сандро Боттичелли, «Весна» (фрагмент), Убегающая нимфа Хлорида, преследующий её Зефир — и Флора, в которую превращается Хлорида, 1482 г.
Сандро Боттичелли, «Весна» (фрагмент), Убегающая нимфа Хлорида, преследующий её Зефир — и Флора, в которую превращается Хлорида, 1482 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Такие вот превращения происходили в мире богов. Римляне не отвергали греческих невидимых существ, а нимфа Хлорис отлично подходила на роль богини цветов, весны, молодости, возрождения.

Знакомясь с верованиями древних людей, с их богами и прочими бестелесными существами, вспоминаются слова из Библии о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Но ведь множество богов в разных культурах сотворено человеком, и тоже по образу и подобию, в данном случае — своему, человеческому.

Вернёмся к Хлорис, которая после замужества стала богиней Флорой.

В одном из мифов говорится, что у супругов родился Карпос, бог плодов. В другом мифе Карпос появляется от союза Хлориды (Хлорис) и Зевса. Этот вариант кажется более подходящим, поскольку Карпос, Зевс, Хлорида — греческие существа.

Погружаясь в мифологию, всё чаще вспоминается поговорка: чем дальше в лес, тем больше дров — переплетение представлений, образов обезоруживает, и порой думается, что невозможно разобраться в них.

Люди, живя в гармонии с природой, поклоняясь ей, не могли сделать зримыми, осязаемыми её проявления. Так и рождались в воображении человека невидимые сущности.

Ян Брейгель Старший и Питер Рубенс, «Флора и Зефир» (фрагмент), 1618 г.
Ян Брейгель Старший и Питер Рубенс, «Флора и Зефир» (фрагмент), 1618 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Объект для поклонений и жертвоприношений появился. Богам строили алтари, возводили храмы, назначали из числа смертных фламинов (жрецов), ведавших культом определённых божеств.

Так и богине Флоре в Риме был установлен алтарь, ей назначался фламин, ведавший её культом, ей приносили жертвы арвальские братья. Арвальскими братьями в Древнем Риме называли коллегию из 12 жрецов, которые молились богам о щедрых урожаях и процветании всех граждан страны.

Со временем сфера влияния Флоры расширяется: она уже является не только богиней цветов, но и весны, юности, расцвета, красоты, удовольствия. Поэты часто величают её матерью цветов — по легенде, грудь Флоры источала цветы.

В честь богини Флоры ежегодно устраивались игры, называемые флоралиями. Эти игры были учреждены в середине III столетия нашей эры, проводились они в течение нескольких дней — с последних дней апреля по первые дни мая.

Двери домов в эти дни были украшены цветочными гирляндами, женщины одевались в нарядные, разноцветные платья. Народ веселился, пировал, предавался весёлой распущенности, прославляя Флору. В один из дней устраивались состязания.

Флора на протяжении столетий была любимым образом живописцев и скульпторов. Наиболее известным полотном с изображением Хлориды является картина «Весна» итальянского художника Сандро Боттичелли, написанная в 1482 году. Художник показывает Хлориду, преследуемую Зефиром, и богиню Флору, в которую она превращается, став супругой бога западного ветра.

Франсуа Гаспар Адам, «Флора и Зефир»
Франсуа Гаспар Адам, «Флора и Зефир»
Фото: commons.wikimedia.org

Позднее было модно изображать на картинах реальных женщин в образе богини Флоры. Среди них большой известностью пользуются три варианта портретов дочери Петра I, царевны Елизаветы Петровны в детстве, написанные французским художником Луи Каравака.

Было написано несколько балетов, в которых главными персонажами являются Флора и Зефир.

Декоративные цветочные часы часто называют часами Флоры. Открытый в 1847 году астероид главного пояса получил название Флора.

Богиня Флора олицетворяет цветы, весну, юность, возрождение, саму жизнь, и не случайно она так прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Немецкий философ Гегель сказал:

Там, где вырождаются цветы, не может жить человек.

Статья опубликована в выпуске 19.07.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: