• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как отличить тракт от шоссе, а проезд от переулка?

Мы живем в окружении множества объектов и явлений, воспринимаемых нами как само собой разумеющиеся. Это часть нашей среды обитания, настолько привычной, что мы обычно и не задумываемся, ни как она устроена, ни почему те или иные объекты так называются. Одно из таких привычных явлений — улицы.

Фото: по лицензии PxHere

Или переулки. Или шоссе. Или проезды, проспекты, линии… Смотрите, как много названий у элементов дорожной инфраструктуры! Давайте попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга и почему, например, всякий проспект — улица, но не всякая улица — проспект?

И начнем с улицы — как основного элемента дорожной инфраструктуры, имеющегося в каждом населенном пункте. И условимся, что все вышеперечисленное — это улицы. И разные названия означают разные типы улиц.

Слово это, кстати, русское, происходящее от праславянского «улъ» («ula») — русло, ложбина. Проще говоря, улица — то, по чему направленно двигаются. Есть и четкое определение: улица — мощёная дорога внутри населённого пункта.

Самая узкая улица в России — улица Шейха Тажудина в Хасавюрте, в районе примыкания к улице Тотурбиева
Самая узкая улица в России — улица Шейха Тажудина в Хасавюрте, в районе примыкания к улице Тотурбиева
Фото: общественное достояние

А с сельскими грунтовыми улицами как быть? Вот англоязычная Википедия определяет улицу, как общественную магистраль в застроенной среде.

Но мне больше нравится такое определение:

пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними.

Правда, тогда улицами являются и проспекты, шоссе, бульвары, переулки и вообще все дороги в населенных пунктах. И даже, возможно, площади. Это, кстати, тоже слово славянского происхождения, от «ploskědь» — «плоский». Хотя есть и версия происхождения от греческого «πλατεῖα» или «платэйа́дэс» — «широкий».

Сути это не меняет, и современная площадь — это большое незастроенное место в пределах населенного пункта.

Рискну высказать личное мнение, что площади в современном городе не очень-то и нужны. А вот раньше они — места проведения ярмарок и народных собраний, центры общественной жизни — были центральными элементами городской дорожной инфраструктуры. Улицы, в общем-то, служили не больше чем путями передвижения от городских ворот к городской площади.

В современной жизни в городе роль улиц неизмеримо возросла. И, в принципе, улицами можно назвать все городские дороги. Но это было бы скучно.

Загородное шоссе
Загородное шоссе
Фото: по лицензии PxHere

Например, чем шоссе не улица? А если улица, то почему называется по-другому? Потому, что, классифицируя и выделяя типы улиц, мы всякий раз акцентируемся на разных признаках. И шоссе, в отличие от улицы, должно соединять крупные населённые пункты.

А в пределах города шоссе становится магистральной улицей, направленной на выезд из города.

Вот, кстати, ещё один термин: магистральная улица — та, что связывает основные районы города между собой и с центром города.

А магистраль в широком смысле — это всего лишь главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.

В более же узком значении, автомагистраль — это многополосная автомобильная дорога с высокой пропускной способностью), не пересекающаяся с другими дорогами или путями, как автомобильными, так и трамвайными, железнодорожными и любыми иными.

Точнее, пересекаться они могут, но не на одном уровне и не чаще, чем через 5 километров. Встречные потоки тут должны быть разграничены разделительной полосой либо ограждением.

Близка к автомагистрали скоростная дорога. Вот к ней могут примыкать другие дороги в одном уровне — но не чаще, чем через каждые 3 километра.

А чем это отличается от шоссе?

Шоссе в городе
Шоссе в городе
Фото: по лицензии PxHere

Возьмем два определения шоссе:

  1. Широкая городская дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения автотранспорта.
  2. Длинная автомобильная дорога, соединяющая большие населённые пункты.

Объединяем их и получаем дорогу с покрытием (обычно твердым), ведущую за пределы города и соединяющую города или иные крупные населенные пункты.

Тут ничего не сказано ни о разделителях полос, ни об отсутствии пересечений с другими дорогами. Получается, автомагистраль может являться шоссе. Но не всякое шоссе — магистраль.

Предшественниками же шоссе и магистралей в России были тракты.

В чем отличие? Видимо, в названии: тракт — от немецкого trakt (большая дорога), а шоссе — от французского chaussee. И chaussee восходит к латинскому calceata, «обутая дорога», тогда как tract — к tractus (волочение).

А если серьёзно, то тракт, шоссе, автомагистраль — это термины из разных исторических периодов.

Первым российским шоссе стало Петербургско-Московское, частью которого стал и старый Новгородский тракт.

Санкт-Петербургское шоссе с аэросанями в XXIII веке на открытке 1914 года из цикла «Москва в XXIII веке»
Санкт-Петербургское шоссе с аэросанями в XXIII веке на открытке 1914 года из цикла «Москва в XXIII веке»
Фото: общественное достояние

Принципиальное отличие, видимо, в наличии у шоссе твердого покрытия. Тракты были грунтовыми дорогами. Ту же Большую Московскую дорогу, предшественницу Петербургско-Московского шоссе, мостили бревнами, глиной, фашинами. А шоссе она стала после спрямления, укорочения и сплошного мощения гравием.

И в России шоссе некоторое время существовали параллельно с трактами, постепенно сменяя их. Но хотя тракты эволюционировали в шоссе и магистрали, их все ещё можно увидеть на карте современной России.

  • Во-первых, в память о старых маршрутах трактами называются некоторые улицы и участки современных автотрасс.
  • И во-вторых, некоторые маршруты так и обозначаются как тракты: например, федеральная автодорога Р256 (Чу́йский тракт) и часть трассы А310 (Челябинский тракт).

Но давайте вернёмся к городским дорогам. Помимо улиц и шоссе, здесь есть еще и проспекты.

Вообще-то, отнесение улицы к проспектам достаточно условно. В общих чертах, это длинная, прямая, широкая улица, всегда с проезжей частью. И это именно городская улица: ни в селе, ни за городом проспектов не бывает.

Причем обычно проспект располагается в центральной части города, выделяясь размерами и интенсивностью движения. И зачастую не только автомобильного, но и пешеходного.

Как, например, Ленинградский проспект. В центральной части города это самая широкая улица Москвы.

Ленинградский проспект ночью, на заднем плане Стадион Динамо
Ленинградский проспект ночью, на заднем плане Стадион Динамо
Фото: общественное достояние

А приближаясь к периферии, он разделяется на два шоссе: Ленинградское и Волоколамское, «вылетающие» за пределы города и соединяющие столицу с одноименными городами.

Другие распространеннейшие типы городских улиц — переулки и проезды.

Но градостроительство — наука точная. И если некая дорога называется переулком — это должно быть обосновано.

Итак, переулком обычно называют дорогу, соединяющую две соседние улицы. А есть ещё, например, проулки. Хотя не знаю, присваивают ли им названия. Но в речи это название присутствует.

Есть тупики, но им и названия дают, и на карты наносят, и всем очевидно, что это «слепая», то есть не имеющая сквозного проезда, улица.

Самый же интересный тип российских улиц — это проезды. Вот самое, наверное, популярное определение:

Проездом называется переулок, улица, который соединяет две параллельные улицы.

Здесь проезд и переулок практически приравниваются друг к другу. В этом случае основное их отличие — что переулок может не иметь проезжей части, а проезд целево предназначен именно для движения автотранспорта.

Хотя вот, например, переулок. Чем он отличается от проезда и чем — от улицы?

Согласно одному из определений, проезд отличается от улицы меньшей интенсивностью движения, что он вообще уже и меньше улицы: с одной полосой и, возможно, без тротуара.

Ещё есть мнение, что проезд — обычно не самостоятельный объект, а часть улицы. Ну и традиционно проезд, как и переулок, служит для соединения улиц.

Но это было раньше. Сейчас многие улицы реконструируются, так что проезды могут выглядеть по-разному.

А кроме того… Вот это тоже проезд.

Бесединское шоссе в северо-восточном направлении
Бесединское шоссе в северо-восточном направлении
Фото: Brateevsky по лицензии CC BY-SA 3.0

Точнее, сейчас это Бесединское шоссе, раньше бывшее Проектируемым проездом № 5396. Так что словари и классификации не всегда успевают за реальными изменениями.

О каких объектах городской дорожной инфраструктуры мы забыли? Кажется, об аллеях и бульварах.

Иногда эти названия могут быть синонимами, обозначая полосу зеленых насаждений. Но чаще зеленая зона на на аллее располагается по сторонам дороги, а на бульваре — посередине, разделяя две проезжих части и обычно превосходя их по размеру.

И еще в России есть дороги.

Вот определение дороги в словаре Ушакова:

Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

И у Даля:

ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода.

Как отличить тракт от шоссе, а проезд от переулка?
Фото: по лицензии PxHere

Справочник терминов нормативно-технической документации более конкретен:

обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Но есть и такое определение. Между прочим, вошедшее в Википедию:

Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.

То есть, как в известном анекдоте о том, что в России дорогой называют место, где собираются ехать

Статья опубликована в выпуске 7.12.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: