В отличие от Крыма Анапа не может похвастаться уже отложившимися в сознании яркими брэндами. Были, правда, в предлагаемом ассортименте и громкие туристические приманки, типа Ялты, Абхазии, Керчи. Но нам они показались дороговаты. Например, однодневное путешествие в Ялту стоило около 3500 рублей на одного.
В целом уровень туристического обслуживания в украинском Крыму показался нам на порядок выше, чем в «ридной» Анапе. Во всяком случае, исключая всякие естественные нюансы и отличия, ни одного прокола с украинскими турфирмами мы припомнить не в состоянии. С анапскими же «служителями Одиссея» они были на каждом шагу: то группу не соберут и не сообщат вовремя, то время поездки перенесут, то опоздают на полчаса, то важную информацию о поездке сказать забудут.
К чести анапчан, все-таки, следует сказать, что такого уж провального отношения к туристам не наблюдалось. Более того, мы на собственной шкуре убедились, что в помощи представители турфирм не откажут. Когда одна наша девушка, по ротозейству, забыла в автобусе свои драгоценные купальные принадлежности (стонала так, как будто купальник был от Кардена!), на следующий же день, по первому запросу, драгоценная вещь в торжественной обстановке растеряше была возвращена.
Конечно же, самый сильный вклад в общий имидж турсервиса Анапы делают экскурсоводы. Ввиду слишком частого обращения к услугам различных турфирм во время своего отдыха, мы смогли познакомиться с самыми различными типами представителей этой неумирающей профессии и можем позволить себе сделать кое-какие обобщения.
Во-первых, четко следует разделить тип женщины-экскурсовода и мужчины-экскурсовода. Первые, как правило, чутки к разного рода «хотениям» своих подопечных, отрабатывают все «от и до», стремятся как можно больше нагрузить туристов всякого рода информацией и впечатлениями. Вторые же более прагматичны, расчетливы, нередко концентрируют внимание на собственном «Я», могут откровенно схалтурить. Нам запомнился некий Алексей, сопровождавший нас в город-герой Новороссийск. Мало того, что автобус опоздал на полчаса, он еще и пытался как можно скорее свернуть всю программу, не давая ни «чаю попить», ни поесть, ни в туалет сходить, да еще и слегка хамил при этом. Все в темпе, в темпе! Почему?! Нужно было побыстрее избавиться от одной группы и перейти к другой. «Бабки» не ждут!
Во-вторых, следует отличать экскурсоводов, которые ведут свою программу пусть и качественно, но не слишком интересуясь личными особенностями тех, кто сидит в автобусе. Рассказывают и рассказывают, глядя в огромные лобовые окна транспортного средства. Полная аутентичность. Зато другие, наоборот, стремятся и место в автобусе выбрать так, чтобы видеть живые глаза собеседников. Так нам запомнился представитель фирмы «Визит» Александр Федорович. Всю дорогу от Анапы до Геленджика он исключительно играл на публику. Рассказывал байки, истории, анекдоты, всячески юморил и подзадоривал. Неизгладимое впечатление оставил его душещипательный рассказ о старике со старухой, отведавших молодильной воды из одного анапского источника. Причем старик, обнаруживший источник, сделал лишь три глотка, сбросив лет так шестьдесят и превратившись в стройного, гибкого юношу, легко передвигавшегося по горам. Старуха же пренебрегла техникой безопасности и напилась до того, что превратилась в розовощекого, беспомощного младенца. Что оставалось делать старику? Удочерить бывшую жену и, подобрав себе девушку, снова жениться.
Но как не был хорош Александр Федорович, к середине поездки он явно сдал, а к концу и оставшаяся энергия этого крупного по габаритам мужчины истекла в неизвестном направлении. Зато «формалисты», экономя на душевном «бензине», могли вести экскурсию, до самого конца оставаясь в хорошей спортивной форме.
Впрочем, всем экскурсоводам, повстречавшемся на нашем пути в Анапе, большое спасибо. Поучили, что называется, уму-разуму. Без них мы бы этот регион так бы и не прочувствовали до конца.
... А как не понравилась французам марка "Жигули" и как выкрутились из положения? Оценка: 5