• Мнения
  • |
  • Обсуждения

Константин Кондратьев

В России мораль и закон всегда были сильно разведены. Помните: "Суди нас, батюшка, не по закону, а по совести!" Что, собственно и означает, закон есть закон, а мораль -совершенно другое. Дмитрий, мне кажется, то что вы называете кодексом чести - это мораль, принятая в определенных группах ("групповая мораль"). Ведь мораль - это система запретов и одобряемых поступков в определенном конкретном обществе. Она может не иметь ничего общего с нравственностью ("личной системой ценностей"). Так, в Советском Союзе, Кодекс строителя коммунизма (мораль) не соответствовали нравственным установкам многих людей. Они тогда становились диссидентами или тихо томились на кухне.

Надежда, виноват, наверное, я вас тащу в сторону от темы статьи, но промолчать почему-то не могу. Сильный и слабый тип нервной системы не имеют отношения к темпераменту. Это классификация нашего отечественного психолога Теплова и обозначает, грубо говоря, какой силы стимул нужен, чтобы организм среагировал. Слабый тип - "человек без кожи". Но при этом он может иметь несгибаемую волю. К слабому типу относились Ахматова, Мандельштам и сам Теплов.

Творческий человек может пить от нереализованности, а может - потому что у творческих людей слабый тип нервной системы ( это не оценка, а физиологический термин), а может особый обмен веществ...Это не важно. Я же говорю не о том, что есть на самом деле, а о том, что в обществе существует такой миф , оправдывающий пьянство. И он не единственный. Поэтому далеко не все его рассматривают с точки зрения морали . По большому счету, в этом есть сермяжная правда. Поскольку, алкоголизм - действительно болезнь. Причем, болезнь не только у самого алкоголика, но и у членов его семьи. Они, как бы все вместе играют в определенную игру. Психиатры утверждают, что такой тип отношения к пьющему человеку закладывается в детсве, если в семье страдал зависимостью любого рода: пил, был трудоголиком, фанатичным филателистом и т.д. Но даже если взять только семью алкоголиков - какой это процент населения...Эти люди будут осуждать пьянство, но мораль тут не причем... Они будут его осуждать совсем по другим основаниям. Где-то очень глубоко, для них это норма жизни. Они по другому и не могут и стараются это рационализировать для себя и окружающих. Тогда такие люди и говорят: "А кто у нас не пьет. Все пьют..." Общество у нас больное... Не все!

За "манипупулиции" прошу прощенья. Кегль у меня очень мелкий, все сливается и опечатки иногда не замечаю. А грань - чего ее искать? Это ж не научная статья. Русский язык так устрен, что одно и то же слово может быть и ругательством и выражением восхищения. И все-таки интересно, кто придумал это слово: мужчины или женщины?

Э. Брагинский : " В женщине должна быть стервинка - это привлекает." Хотя, в описываемых им героинях, стервинка - это здоровое чувство юмора и ироничное отношение к жизни. Автор статьи, как следует из заключительного афоризма, понимает под этим совершенно иное. Стервы - это те, которые, так или иначе, используют мужчин как инструмент для сексуальных манипуляций и для получения материальных благ. Это две большие разницы!

Свежий взгляд неосведомленного - это такая удивительная штука! С одной стороны, "незамыленный взгляд" способен увидеть оригинальные развороты, или пропущенные ньюансы. Но, с другой стороны, иногда читаешь изложение какого- нибудь специального вопроса или пересказ чьих-нибудь идей- и волосы становятся дыбом. Думаешь, хоть бы нашелся добрый человек, объяснил, что подход к фактам вовсе не оригинальность, а поверхностность и "дремучесть" Это безотносительно к данной статье, поскольку классификафия в ней дана сугубо житейская. Вобщем, она даже забавная, хотя не слишком убедительная, немного "случайная".

Виктория, я с Вами в корне не согласен!!! Журналист просто обязан разобраться в вопросе!!! Пусть не глубоко и досконально как профессионал в описываемой области. Если он не понимая и не зная темы пишет о чем-либо, то что тут может быть интересно профи? Может быть, я ошибаюсь, но профессионализм журналиста в этом и состоит - разобраться в проблеме и популярно ее осветить, чтобы другие тоже могли разобраться, удивиться, ужаснуться или восхититься. Иначе конфликтов и судебных разбирательств не миновать...

За что же, Дима, Вы (вместе с В. Быстровым) так не любите женщин? Бедные чудачки-то Вам чем не угодили? Ничего стервозного в их описании я не нашел. Особенно, если стрерва - это " женщина, превращающая мужчину в гибрид вибратора и банкомата». Кстати, "дело, видите ли в том, что и Молдованка и Пересыпь обожают Костю моряка", сказал Костя в ответ на слова: "Все Вас знают, а я так вижу в первый раз". Это он от растерянности так сказал, потому что почувствовал себя дураком. В ком же проблема - в мужчинах, которые доводят бедных женщин до кидания сковородками? Или в женщинах, которые уже устали говорить Первого мая: "Вынеси елку, вынеси елку" . Если все женщины - стервы, то кто тогда все мужчины?

Номер четыре - не такой уж миф! Карьеру можно понимать по-разному. Если понимать ее как реализацию своего творческого и интеллектуального потенциала, то, конечно, Москва перелагает несравнимо больше возможностей, чем Иваново, или даже Красноярск. Москва, пожалуй, единственный город в России, который имеет не только пороки урбанизации, но и ее блага, одним из которых является богатство выбора. Кроме того, темп жизни в любом провинциальном городе на несколько порядков ниже, чем в Москве. Если ты молод, полон сил и замыслов, то в Барнауле тебе просто скучно. Что касается военных, депутатов и министров, то их представление о том, что в Москве карьеру делать лучше, достаточно обосновано - к престолу ближе. Отношение к Москве в России отличается от западного отношения к столице по многим причинам. Одна из них - в России практически не получила развития традиция городов-республик. Их было очень мало, и существовали они не долго, в отличие от европейских. Для России традиционна "жесткая вертикаль власти". От этого никуда не деться. Другое дело - отношения между стольным градом и провинцией. Почему они так не любят друг друга - это тема для отдельной статьи, а может и не одной

Пьянство в нашей стране - особый случай. Разумеется, его осуждают, поскольку очень многие так или иначе страдают от него. Но, на самом деле, для русского человека пьянство лежит за пределами морали. Это болезнь, беда, напасть, уход от реальности... Например,говорят: "Все творческие люди - алкоголики, потому что..." Ну, и далее возможны варианты.То есть, у пьянства существует некий романтический ореол. Конечно, не все пьянчужки под него попадют, но все же.... Я думаю, большинство россиян считает, что пьяницы не могут быть ответственны за свое пьянство.

Анатолий, Вы так страстно бичуете этот общественный порок! Как-то создается впечатление, что, в основном, брошенные дети зачаты в лифе, и там же происходит массовое заражение СПИДом.Но, мне кажется, Вы несколько преувеличиваете социальную опасность этого явления. Да, случайные связи - это риск заражения СПИДом, но по данным статистики, набольший процент этих связей происходит с коллегами. А квик находится на последнем месте. А если Вы счтаете его наибоее опасным -и я с Вами в этом соглашусь- то думаю все же, что он не так уж широко распространен. Может быть - это проблема мегаполисов. Но, в целом по стране, далеко не каждый застревал в лифте именно с тем, с кем хотелось бы, и на столько, на сколько хотелось. Чаще это из разряда армейских рассказов: "А в соседней части молодая, красивая медсестра. Один зашел к ней за бинтом, и тут такое..." Хотя всем известно, что во всех частях медсестры и библиотекарши старые или страшные. Но даже, если такое счастливое стечение обстоятельств случилось, далеко не все мужчины и, тем более, не все женщины (они более брезгливы) на это пойдут.

То количество комментариев, которое вызвала статья, уже говорит о том, что вопросы морали живо интересуют нас, россиян. А это само по себе вселяет оптимизм. Что касается статьи, то я считаю, что социаологические исследования - это интереснейшая, бездонная тема. Однако, я согласен с теми, кто высказывался о некорректности интерпритации статистических данных. Все зависит от того, какой методикой пользовался ВЦИОМ. Если речь идет о выборе чего-то наиболее или наименее , то чаще всего, опросники предлагают выбрать из длиннго списка три, максимум - пять вариантов ответа. Если у женщины сын наркоман, а муж и соседи алкоголики, то вряд ли она всерьез озабочена проблемой безбилетников. А это согласитесь, несколько меняет картину. Не приветствуют сопротивление милиции, а просто не считают это
самым аморальным. Если же ответить предлагалось по каждому пункту, то, вероятно, вводились какие-то градации - не просто "да-нет" . Это тоже не предполагает такой прямолинейной интерпритации.
И еще. Вряд ли можно говорить о ценностях нации. Возникает вопрос:"О какой нации идет речь?" Разве в опросе это учитывалось каким-то образом. Говорить можно о морали, нравственных ценностях и культурных идеалах какого-то общества. А, кроме того, всегда существовала большая разница между моралью (то есть нормы и ценности принятые в обществе) и нравственными ценностями ( то есть личностные ценности и установки). А выявить нравственные ценности людей - одна из наиболее трудных задач социологии, поскольку люди предпочитают их закрывать от посторонних, подменяя моралью. То есть тем, чего от них в данном обществе ждут.
Вот такой длинючий и нудный будет у меня комментарий. А статья мне понравилась. Только хотелось бы чуть больше анализа, чуть меньше эмоций, когда имеешь дело с коварной социологической статисткой.

Собачки Павлова были моделью для изучения ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ рефлексов и человеческого поведения.

Отличное замечание! Спасибо! Ну, конечно, человек ведь особый вид животного мира. Поэтому к стимулам внешним, добавляются другой, особенный вид стимулов. Его можно назвать "внутренний мир". Но это уже более сложный уровень восприятия партнера. Думаю, он включается не всегда, а если включается, то и уровень отношений становится более сложным.

Ну, что Вы, Егор! Разве это секрет? Это всем известная игра! Разумеется речь идет не о долговременных отношениях. Настоящая близость строится совсем на других механизмах. А вот тот крючок, который зацепляет первый взгляд, привлекает внимание и удерживает его, чаще всего (не всегда!) основан на неосознанных, инстинктивных процессах.