• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто первым попытался заработать на телевидении?

25 февраля 1928 года, 80 лет назад, в Вашингтонском патентном бюро появился руководитель одной из лабораторий по имени Чарльз Френсис Дженкинс. Это был довольно известный человек, всю жизнь посвятивший проблемам телевидения. Можно было сказать, что Дженкинс был помешан на своем детище, ибо последние сорок лет занимался именно этим.

Чарльз Френсис Дженкинс Фото: en.wikipedia.org

Хапуга Эдисон

Конечно, молодые сотрудники бюро не помнили того скандала, который разгорелся за 37 лет до описываемых событий. Тогда в их бюро обратился все тот же мистер Дженкинс, молодой инженер, предложивший кинопроектор собственной конструкции, который назвал фантаскопом. Изобретательный Чарльз мало что соображал в коммерции и имел слабое представление о том, как продвигать собственное детище. Поэтому в помощники он взял очень шустрого и пронырливого инженера Томаса Армата, который, хотя и не слыл докой по части технической мысли, но открывал дверь ногой в те учреждения, в которые Дженкинс не посмел бы и сунуться.

Итак, Чарльз появился в бюро со своим фантаскопом, желая получить на него патент. Но сотрудники почему-то отнеслись к изобретателю очень настороженно. Они долго «ковырялись» в бумагах, изучали чертежи, а потом выдали заключение: этот аппарат уже запатентован под названием «витаскоп» и все права на его копирование и продажу принадлежат знаменитому изобретателю Томасу Эдисону. Дженкинс так и остался стоять с раскрытым ртом: он-то был уверен, что плоды его труда еще долго никому не удастся не то, что повторить, даже приблизиться к ним…

После первого шока Дженкинс попытался выяснить, каким образом могло случиться, что его идея оказалась уже запатентованной. Сотрудники такой информации не давали. И только один из них, видя, что Чарльз совершенно убит, встретился с ним уже после работы и рассказал, что Эдисон «изобрел» витаскоп по… чертежам Дженкинса. Оказалось, что ушлый Томас Армат скопировал чертежи, переименовал аппарат и продал все права на него своему тезке Эдисону.

Дженкинс, естественно, подал в суд. Но какие претензии были к мистеру Эдисону? Он просто купил то, что ему предложили. Попытались объясниться с мистером Арматом, но того, как вы, наверное, уже догадались, и след простыл. В общем, ни на первом, ни на втором, ни на пятом суде настоящему изобретателю так и не удалось доказать свои права…

Из спасателя в изобретатели

Несколько слов о самом Чарльзе Дженкинсе. Он появился на свет 22 августа 1867 года близ Дейтона (штат Огайо) в многодетной семье фермера. Затем Дженкинсы перебрались на ферму неподалеку от Ричмонда (штат Индиана), где и прошли его детские годы. Надо сказать, что родители сразу разобрались, что из Чарли будет толк, а потому его обучению они уделили повышенное внимание. Он учился как в начальной школе, так и в колледже, а в возрасте 23 лет он отправился в Вашингтон, где устроился стенографистом в службу спасателей. Пять первых лет, проведенные им в столице, окончательно определили выбор Чарльза — он всерьез увлекся фотографией, а через нее возможностью передачи не просто статичных изображений, а движений.

Как вы уже знаете, патент на первый кинескоп достался Томасу Эдисону. Но Томас так и ограничился покупкой патента, всерьез не продвигая дальнейшие разработки. А Чарльз продолжал двигать телевидение. Уже в 1892 он проецирует движущиеся изображения на экран перед группой пораженных друзей. И не беда, что в качестве экрана он использует шелковый носовой платок. А спустя год он добавил в свой проектор ламповые дуги, что обеспечило гораздо более мощное освещение, картинка стала видна гораздо более отчетливо.

В 1894 году он впервые начертил схему электрической передачи изображений. В этом же году он изложил свое видение проблемы в журнале «Инженерия электричества». А дальше громких изобретений не было, происходило накапливание и разработка темы. Ведь самой идеи мало, под нее нужны еще новые материалы, которые чаще всего приходится самому же изобретать и изготавливать. Но это ушло без малого 20 лет, пока, наконец, 27 сентября 1913 года Чарльз не предложил беспроводное продвижение картинки новостей из одного населенного пункта в другой.

Смерть президента как способ продвижения идеи

Но только в 1923 году, десять лет спустя, во время трагедии с президентом США Уорреном Гардингом, когда тот скончался от обширного инфаркта (официальная версия) или от отравления женой (предполагаемая версия), Дженкинс рискнул отправить фотографии президента Гардинга по электротехническим каналам из Вашингтона в Филадельфию. Расстояние между этими двумя городами 130 миль. Снимки в Филадельфии получили, чему были несказанно рады.

А спустя год, в декабре 1924 года, изображение факсимиле Герберта Гувера, министра торговли США, было отправлено из Вашингтона в Бостон, на расстояние в 450 миль.

13 июня 1925 года Чарльз Дженкинс в Вашингтоне продемонстрировал первый опыт механического сканирования с использованием системы оборотного диска и обода, которое производилось с крошечных линз. В следующем, 1926 году он в Арлингтоне (штат Вирджиния) представил для ВМС США специальные мигающие сигналы, которые позволяли четко отслеживать изменения погодных карт для судов в море.

В том же году он основал компанию Charles Jenkins Laboratories, и уже мог транслировать на небольшие расстояния силуэты различных предметов. А в 1928 году, с получением лицензии на трансляцию, изобретатель основал Jenkins Television Corporation, которая могла передавать изображения из штата Мэриленд в Вашингтон. Единственными зрителями, правда, были служащие «Лабораторий Дженкинса».

Но в лаборатории Дженкинса был построен первый передатчик, W3XK, в Вашингтоне, а потом коротковолновые станции начали передачи «радиомувиков» по всем восточным штатам на регулярной основе 2 июля 1928 года. Правительство выделило Дженкинсу 10 млн. долларов на развитие телевизионной связи. К концу 1928 года по всей Америке действовало уже 18 станций вещания.

Однако, чтобы расширить аудиторию, нужно было новое устройство для накопления заряда в телевизионной трубке. Именно его и предложил Дженкинс. Суть его идеи заключалась в том, что к каждому фотоэлементу светочувствительной панели подключался конденсатор С. Свет падал на фотоэлемент, и образующийся ток заряжал конденсатор в течение всего времени передачи кадра. Затем с помощью коммутатора конденсаторы поочередно разряжались через нагрузку RH, с которой снимался сигнал, то есть в качестве видеосигнала Дженкинс предполагал использовать разрядный ток.

Это была очень трудоемкая идея, ведь приходилось думать и о том, где и как разместить десятки, а то и сотни тысяч маленьких конденсаторов (ведь каждая отдельная ячейка экрана должна была иметь свой конденсатор), затем требовалось создать коммутатор, который бы с нужной быстротой и синхронностью мог производить разрядку всех этих конденсаторов. Никакое механическое устройство не могло справиться с этой задачей.

И только спустя 5 лет Владимир Зворыкин на съезде общества радиоинженеров в Чикаго объявил, что его десятилетние усилия по созданию действующей телевизионной трубки завершились полным успехом.

Но в новую эру телевидения Чарльз Френсис Дженкинс так и не добрался. 5 июня 1934 года изобретатель скончался в возрасте 67 лет. А миллиарды долларов на его изобретении «пожинали и пожинают» другие…

Статья опубликована в выпуске 25.02.2008
Обновлено 21.11.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: