• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Чья смерть считается самой загадочной в истории XVIII века?

2 июня 1743 года (в некоторых источниках 8 июня), 265 лет назад, в Палермо родился мальчик, который через несколько десятилетий, без всякого преувеличения, поставил на уши всю Европу.

Он жил относительно недолго, но и его смерть, 26 августа 1795 года, окутана большой тайной, во всяком случае, существует сразу несколько ее версий.

По одной из них он раздал всем своим слугам по рукописному экземпляру своего завещания за сутки до смертного часа и строго-настрого наказал, чтобы похоронили его на родине, в Палермо, в родовом склепе. Через день дворецкий с женой нашли своего хозяина бездыханным, они же приготовили его к похоронам и повезли в семейный склеп, но по прибытии на место ни склепа и ни единой живой души, знавшей об именитом семействе, не обнаружили…

Джузеппе Бальсамо
Фото: ru.wikipedia.org

По другим версиям: он умер в заточении от апоплексического удара (пневмонии, яда, подсыпанного истязателями) и настоятель близлежащего монастыря, попросил тюремщиков, чтобы ему выдали тело, которое он похоронил перед сараем с провизией. Из этого ветхого сооружения местные жители воровали еду. Он рассчитывал на то, что, зная, чье тело покоится здесь, жулики навсегда забудут сюда дорогу…

Любимец Дюма, Гете и Шиллера

Александр Дюма-отец посвятил этому человеку сразу несколько романов, причем вывел его под настоящим именем, и признавался неоднократно, что этот граф является его любимым героем периода Великой французской революции. Не менее великий Гете искал его могилу на кладбище в Палермо, да так и не нашел. Кроме того его почитателем был и Шиллер.

Думаю, читатели уже догадались, о ком идет речь: это Джузеппе Бальсамо, он же граф Калиостро, а также Тискио, Мелина, граф Гарат, маркиз де Пеллегрини, маркиз де Анна, граф Феникс, Бельмонте.

Мальчик появился на свет в обычной набожной семье, его отец торговал сукном и шелком, а мать помогала ему в лавке. Уточнить правильную фамилию его родителей не представляется возможным, кто-то указывает, что это Калиостро, другие настаивают на Бальсамо, третьи уверены — ни то, ни другое. И даже ссылаются на каббалистическую расшифровку фамилии Бальсамо…

Одно ясно достоверно: с малых лет ум мальчишки был очень живым, изобретательным, а самое главное, юный сицилиец не имел никаких моральных тормозов, его интересовали только деньги. И даже обучение в семинарии мало, что изменило: Бог был сам по себе, и Иосиф (Джузеппе) тоже. Из семинарии он сбежал, но был пойман и определен на перевоспитание в монастырь, где настоятель устроил его в ученики к монаху-аптекарю.

Здесь юный Калиостро (давайте его называть привычным для уха именем) долго не задержался: его обвинили в мошенничестве, после чего он сбежал. Парнишка занялся тем, что изготавливал приворотное зелье, придумывал записки о кладах и наставлениях по их добыванию, подделывал театральные билеты, официальные документы, паспорта, квитанции, однажды «развел» золотых дел мастера и ростовщика Мурано так виртуозно, что этот случай стал классикой мошеннического жанра.

Вокруг пальца

Под большим секретом Джузеппе сообщил старику, что в одной из горных пещер, неподалеку от Палермо, находится клад, который охраняется нечистым духом. Когда они подошли к пещере, Джузеппе заявил, что есть условия взятия клада, о которых Мурано сообщат духи пещеры. И тут же из глубины пещеры послышался голос, он вещал, на каких условиях и кому именно может быть выдан клад. Разумеется, всем этим требованиям удовлетворял Мурано. Старик не хотел выполнять только одно условие: положить перед входом в пещеру 60 унций золота. Но, в конце концов, алчность взяла свое.

Когда на следующий день Мурано вошел в пещеру, из темноты на него накинулись четыре черных демона. Они тормошили и кружили несчастного в адской пляске, а потом избили. После чего приказали ростовщику пролежать час неподвижно, после чего они объявят ему место клада. И только спустя несколько часов Мурано понял, что его одурачили.

А дальше Калиостро познакомился с восточным магом Альтотасом, который называл себя восточным магом и очень быстро понял, что в качестве ученика и помощника парень очень даже пригодится. Вдвоем они отправились в Египет, где выделывали окрашенные под золото ткани, пользовавшиеся большим спросом. Во время пребывания в Александрии Джузеппе близко сошелся с уличными факирами, овладел элементами гипноза, вызубрил магические формулы, научился довольно сложным фокусам, собрал коллекцию экзотических предметов из Мемфиса, Каира, Мекки.

Потом был остров Родос, Мальта, наконец снова Италия. С помощью рыцарей Мальтийского ордена у Джузеппе появились богатые покровители, его ввели в круг влиятельных людей, для которых авантюрист за большие деньги делал различные эликсиры. Они нужны были, в основном, старым богачам, которые мечтали любить молоденьких красоток. Образно говоря, Калиостро изготавливал нечто подобное современной виагре. Знание химии и свойств различных растений оказалось как нельзя кстати.

В Риме Джузеппе женился на девушке-служанке Лоренце Феличиани, надеясь время от времени продавать ее богатым любовникам и потом выкачивать из них денежки в обмен на молчание. Кандидатуры подбирались из числа тех, кто меньше всего желал огласки…

На всякого мудреца довольно простоты

Но осуществиться этим планам было не суждено: знакомство с маркизом Альято, мастером подделывания почерков, закончилось тем, что последний ограбил Джузеппе и Лоренцу и скрылся. А молодожены вынуждены были без гроша в кармане покинуть Италию и отправились в пешее путешествие…

Впрочем, это была не самая приятная для воспоминаний страница в жизни Джузеппе, хотя и не очень продолжительная. Простаков, жаждущих чуда, в Европе того времени было хоть отбавляй. Оставалось только искусно поддерживать свое реноме да избегать больших проколов. С этой целью он брался далеко не за всех клиентов, а очень избирательно. Но глаз у Калиостро к тому времени уже был наметан, он умел определить степень доверия потенциального клиента и возможности его выздоровления…

А еще он стал излюбленным персонажем для комедиографов своего времени. Не обошла эта страсть и Екатерину II, которая посвятила Калиостро сразу две пьесы: «Обманщик» и «Обольщенный» под именем Калифалкжерстона.

В Париже Калиостро пробавлялся тем, что вызывал духов умерших людей, стараясь перебить интерес парижан к «живому магнетизму», который в то же самое время проповедовал Антон Месмер. Но и во Франции великий Калиостро не прижился, «погорев» на истории красочно описанной Дюма-отцом в романе «Ожерелье королевы».

Отложенная смерть

А закончил свой век Джузеппе на родине предков, в Италии, где был первоначально приговорен к смертной казни, но потом эта суровая мера была изменена на тюремное заключение. Или на отложенную смерть…

Где все-таки похоронен Калиостро? На это «почетное» звание сегодня претендует не одно место. По идее, и в крепости Сан-Лео, и в городке, лежащем у ее подножия, наиболее вероятные варианты. Но, с другой стороны, хранители в замке Сен-Анджело в Риме показывают наивным туристам небольшое квадратное отверстие, выходящее из камеры, в которой, как говорят, был заключен и «умер» Калиостро?

Не требуйте ответа от автора. Загадка на то и загадка, чтобы будоражить умы…

Статья опубликована в выпуске 2.06.2008
Обновлено 23.01.2019

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: