• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Махмуд Эсамбаев: как человек в папахе заставил восхищаться собой весь мир?

Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил: «Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…» И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.

Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».

Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.

Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей).

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой. Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд. «Прости старика, сынок, — как-то сказал он Махмуду, — только теперь я понимаю, как я был глуп».

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова. А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда — это законченный балет».

Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним — и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.

В 1957 году, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Эсамбаев оставил академическую сцену и решил обратиться к народному танцу. Он работал в филармонии своей республики. Именно в это время артист стал создавать свои танцы-новеллы, изучая культуру разных народов мира. Спустя два года Эсамбаев со своей программой выступил в Москве.

Вскоре он был приглашен в известный столичный коллектив «Звезды советского балета», который побывал во многих городах нашей страны и за рубежом. Самобытные танцы: узбекский «Чабан», монгольский «Охотник и орел», башкирский «Воин», бразильский «Макумба», колумбийский «Бамбук» — не оставляли никакого равнодушным.

После этих гастролей Эсамбаев решает создать свой коллектив. Некоторые композиции он продолжает ставить сам, используя свой, от природы данный ему шаг и неповторимую мужскую грацию. Махмуд с легкостью мог подчинить себе любую зрительскую аудиторию. В его театре танцев у него не было конкурентов. Его композиции не мог повторить ни один актер. Мало кто знал, что во время репетиции, Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придать ему нужную пластичность и эффектность.

Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир.

При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года, в 76 лет. Его жена пережила его на два года.

Все, кто знал этого великого танцора, навсегда запомнили его добрый взгляд и мягкую улыбку. И сегодня, вспоминая о Махмуде Эсамбаеве, представляешь его в неизменной папахе, такой же приметной, как и предмет его особой гордости — талия, которая была осиной до самой старости…

Статья опубликована в выпуске 15.07.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: