• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как появилась фотография?

Сейчас, когда жизнь всё ускоряется, цветные бумажные фотографии из нашего недалёкого прошлого кажутся чем-то архаичным. Что уж говорить про чёрно-белые снимки из альбомов наших родителей? Однако бумажные (отпечатанные) снимки так долго искали своё место под солнцем, что об этом следует рассказать ещё.

П. М. Шмельков, «Купец перед фотографом» Фото: общественное достояние

Интересно, что появление фотографии некоторые наиболее рьяные историки связывают с именем… Аристотеля. И вот почему.

Оказывается, этот древнегреческий философ впервые описал любопытный оптический эффект, который стал много позже применяться в фотографическом деле.

Аристотель заметил, что свет, проходящий через щель в ставнях, падает на стену и даёт изображение предмета, который находится перед ставнями. Такой примитивный проекционный аппарат.

Это явление позднее стали использовать в создании тёмной комнаты — камеры-обскуры. Такая камера позволяла легче рисовать людей или неподвижные объекты. В каком-то смысле в данном случае рисование сводилось к повторению линий, проецируемых лучами.

Камера-обскура, схема
Камера-обскура, схема
Фото: Anton (rp) 2004 Nutzungsrechte freigegeben, по лицензии CC BY-SA 3.0

Такая камера-обскура, как ни странно, вызывала недовольство у «настоящих» художников. Они полагали, что вот у них есть настоящее умение рисовать, а камера, мол, это уже не то, она для ленивых, и так далее, и тому подобное.

Впрочем, между камерами-обскурами и первыми фотографиями лежала огромная пропасть длиной во многие годы.

Приятно сознавать, что наш соотечественник — дипломат Бестужев-Рюмин — сделал интересное открытие, пригодившееся затем в фотоделе. Бестужев-Рюмин заметил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа меняют свой цвет. Было это в 1725 году, кстати.

Опыты со светочувствительными составами скоро привели к тому, что в 1727 году немецкий химик Шульц удостоверился в светочувствительных свойствах раствора серебра в азотной кислоте.

В 1802 году англичанин Уэджвуд получает первое изображение на слое тех самых солей серебра. Однако удержать изображение на поверхности (бумаге либо выделанной коже) не удаётся, и Уэджвуд продолжает свои эксперименты с означенными материалами.

Жозеф Нисефор Ньепс
Жозеф Нисефор Ньепс
Фото: общественное достояние

В 1822 году француз Ньепс разрабатывает способ гелиографии. А в 1826 году он из своей мастерской с помощью камеры-обскуры делает первый в мире фотографический снимок. Этот француз, кстати, тоже придумал, как изображения размножать с помощью специального клише.

«Вид из окна» — старейшая из сохранившихся фотографий Ньепса, сделана около 1826 г.
«Вид из окна» — старейшая из сохранившихся фотографий Ньепса, сделана около 1826 г.
Фото: общественное достояние

Однако заслуги Ньепса отчего-то позабылись, а вот французский художник Луи Дагер вошёл в историю фотографии. Именно он научился с помощью химических манипуляций получать позитивное изображение предмета на пластинке. Такие изображения и стали называть дагерротипами.

Минус этих изображений состоял в том, что нужно было несколько минут, чтобы картинка осталась на светочувствительном элементе. Кроме того, дагерротип получался в единственном экземпляре, копировать его не получалось.

Дагеротипный портрет Дагера, 1844 г.
Дагеротипный портрет Дагера, 1844 г.
Фото: общественное достояние

Здесь как нельзя кстати пригодились опыты англичанина Тальбота. Он фиксировал изображения на бумаге, пропитанной хлористым серебром, и получал негатив, то есть в этом случае можно было делать копии.

Уильям Генри Фокс Тальбот в 1864 г.
Уильям Генри Фокс Тальбот в 1864 г.
Фото: John Moffat, общественное достояние

В общем, совсем скоро фотография прочно вошла в жизнь человека. И хотя мы догадываемся, что русскими учёными в этом направлении было сделано немало, давайте хотя бы вспомним некоторых из них:

  • Эйлер разработал в 1747 году принципы ахроматической оптики, без которых трудно себе представить объектив.
  • Греков усовершенствовал в 1840 году французское изобретение — дагерротип.
  • Левицкий проявил себя, применив в 1840-х годах на снимках ретушь, а также электрическое (искусственное) освещение.
  • Александровский создал в 1854 году первый в мире стереофотоаппарат.
  • Езучевский сконструировал в 1879 году многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором, а в 1880 году собрал первый портативный фотоаппарат.
  • Варнерке сконструировал в 1880 году первый в мире катушечный фотоаппарат.
  • Учёный Юрковский в 1882 году создал моментальный шторно-щелевой затвор.

И этот список можно ещё продолжить…

Статья опубликована в выпуске 26.12.2019
Обновлено 18.08.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: