• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентин Карелин Дебютант

Пронзительная грусть проектов «Fable». В чем же она?

Современный игровой мир изобилует множеством интересных проектов. Но серия «Fable»… Что-то выделяет ее среди других подобных разработок и осколком болезненно врезает в душу, заставляя мысленно возвращаться и возвращаться к происходившим там событиям. Но вот что?

Barone Firenze, Shutterstock.com

Вы начинаете первую игру мальчиком 5−6 лет и выполняете простенькие детские задания: что-то отнести кому-то, заступиться за малыша перед хулиганом, для кого-то что-то передать на словах. Персонажи благодарят вас, радостно смеются, ваша репутация растет, звякают монетки в кошелечке. И вроде бы все хорошо, и вроде бы все рады, но появляется едва уловимая грусть.

Вы не сразу даже понимаете, когда она впервые обозначилась. Просто чувствуете, как что-то изменилось, стало уже не так. Грусть очень мягко и вкрадчиво выступила из ниоткуда, неслышно подкралась и «присела» рядышком с вами. Да, с самого начала вас везде сопровождает очень красивая, нежная и столь же печальная музыка. Но вы не видите связи пока. «Ну,. мало ли что», — думаете вы, бросая «взгляд» на присевшую около вас тихую гостью. Да и сидит она скромненько, на самом краешке дивана.

И вы спешите за новыми заданиями, забывая о ней. Перед вами мелькают идущие своей чередой игровые события. Вы из мальчика превращаетесь уже в молодого человека, учитесь, приобретаете навыки и уважение людей, принимаете разные решения, порой не всегда красивые…

Но вот по сюжету вы опять возвращаетесь в родной городок, откуда вас забрали много лет назад. Вы снова видите такие знакомые и родные места, только лица людей незнакомы. И вдруг к вам подбегает хорошенькая девушка лет семнадцати, она рада вам. Но кто это? Откуда она знает вас? И из ее слов вы смутно вспоминаете историю о том, как когда-то, давным-давно, трехлетняя девочка поведала вам о своем горе. Она потеряла верного друга — плюшевого мишку и просила его отыскать. Вы помогли ей и быстро забыли об этом. Но она, помня тот случай столько лет, пронесла всю чистоту детской благодарности через годы, узнала вас и первой бросилась навстречу.

Тут тоска сжимает сердце. Музыка выходит на передний план и заполняет все вокруг, а вы в первый раз осознаете всю мимолетность жизни. Вчерашняя девочка стала красавицей. И бросив взгляд на грусть, вы замечаете, что она уже не сидит на краешке дивана, она комфортно откинулась на спинку. Много лет жизни, пролетевших как один день, но вы только сейчас это заметили.

Не так ли есть на самом деле? Мы спохватываемся в тридцать: ведь только на днях закончили школу! Всего «пара дней» — и в пятьдесят обжигает мысль: ведь только вчера все вместе праздновали окончание института! Но где вы, шумные и веселые друзья и подруги? Оглядываетесь… Нет никого. Разбрелись по жизни, «утонули» каждый в своих проблемах и заботах, создали семьи, затерялись в череде последующих лет, а кто-то и покинул уже этот мир.

Но вот мелькнуло знакомое лицо… «Постой!», — хватаете вы за руку силуэт. Человек оборачивается. «Обознался!» — сжимает сердце тоска. Но как же так? Вы растерянно смотрите по сторонам, но кругом лишь безразличные взгляды и незнакомые лица, спешащие куда-то. А дальше… Дальше только нечеткие тени и призрачные контуры фигур, растворяющиеся в тумане десятилетий…

В чем же эта пронзительная грусть проектов «Fable»? Откуда появляется в самом начале? Почему сжимает сердце и не отступает, даже когда игра закончена? Может быть в том, что, начиная игру маленьким мальчиком, завершив последний квест, вы видите в финале уже почтенного старца с седой бородой? Снова жизненная аналогия? Куда ушел беззаботный мальчик, которым вы были когда-то, откуда взялся этот старик с болью в глазах? Почему боль? Но… Но почему он так похож на вас… Не может быть! Вы?.. Нет, это невозможно! Ведь даже не было времени взглянуть на себя в этой круговерти событий!

Жизнь, на протяжении которой, как и в квестах, вы совершали те или иные поступки, принимали различные решения, пролетела как один день. А в финале у вас в руках остается только чаша, Чаша Грехов. Она полна до краев, ведь вы всю жизнь собирали капельки, и ни одна ее не минула. И вот капать уже некуда — вы собрали все, что было отведено во испытание. Значит — Итог. Значит, пришло время держать ответ. Каких капель будет больше, чистых и светлых или мутных и черных?

Пронзительная грусть проектов «Fable»… А может быть, она возникает из-за того, что на протяжении всех игр с вами близкие персонажи. Некоторые знают вас с «пеленок», некоторые присоединились к вам в ходе сюжета. Но они, помогая вам идти дальше, на определенном этапе покидают вас. Ибо «мы в этой жизни только гости».

А может быть, в том печаль, что в конце перед вами встает тяжелый выбор. Вы должны забрать жизнь самого близкого по игре человека. Забрать, чтобы выиграть. А ведь он был возле вас все время, спасая в трудную минуту. И умирая у вас на руках, он прощает вам. Прощает потому, что вы сделали такой выбор — значит, так было нужно. Прощает и уходит, а вам остается триумф победителя. Уходит, а вам жить дальше с осознанием того, то триумф такой ценой — не триумф вовсе, а тяжелейший груз. Ведь мысль о вашем выборе будет преследовать всю жизнь, но назад ничего не воротишь! Будет преследовать до момента, когда и вы, взяв свою Чашу Грехов, предстанете пред дверью, ведущей на Суд.

Не полная ли жизненная аналогия? Разве мало примеров такого сложного выбора? Отказаться от того, к чему шел годами, но оставить доброе имя или «опустить свой меч» на голову того, кто всю жизнь вел тебя, и пойти дальше, забрав приз? «Что наша жизнь? Игра!»…

И музыка… Еще потрясающая по красоте музыка «Fable»… Она сопровождает вас повсюду, то наваливаясь шквальным ураганом, то становясь серебряно-хрустальной, то затихая в призрачной дали переборами струн арфы. Но особо остро она звучит в роковые моменты, когда меч занесен и секунды, как метроном, отстукивают время жизни близкого человека. Но как же поступить? Какое же решение принять? Честь или злато? А злато совсем рядом. Оно сверкает и переливается. Вы же так долго шли к нему, но вот оно, осталось протянуть лишь руку…

Так в чем же пронзительная грусть проектов «Fable»?..

Статья опубликована в выпуске 5.12.2011

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В игру не играла, даже не слышала никогда о ней!Но эссе удивительное, я такого давно не читала.Так редко бывает, когда с первых же строчек возникает ощущение сопричастности, соучастия, как будто дышишь с автором одним и тем же воздухом, испытываешь одни и те же чувства..Браво!

    Оценка статьи: 5

  • Перечитал два раза! Огромнейшее спасибо, Вы написали о моей любимой игре! Я чувствую облегчение...

    Оценка статьи: 5

  • Ну ниче себе… Не успел вырасти – деревеньку спалили, всех поубивали, сестрицу в полон уволокли – действительно, и откуда ж эта грусь-печаль у сиротки взялась, окаянная…
    Грусть, должно быть, просто потому, что это реально как бы маленькая жизнь. А в жизни особо не поулыбаешься – волка ноги кормят, тем более сиротку. Лазишь поначалу неприкаянный, всем на тебя пох. Умения, авторитет набираем – плохую славу или хорошую, как захочешь.
    Да и вообще – фирменное очарование проектов Питера Мулинье, че там… И музыка что надо, да.
    Когда сам играл, был хорошим, а малого заставил плохим быть. Чисто посмотреть потом на ключевых чекпойнтах, как сюжет пойдет. Например, когда спустя годы встретил ослепшую сестрицу, которая стала провидицей, не убил ее крутой силы для, а вот малый зарубил, изверг.
    ЗЫ: Бордель доставил, однако:
    www.youtube.com/watch?v=VeP-8dxubc8
    Ниче так себе просвещение для деток.
    ЗЗЫ: Когда первый раз туда попал, денежек только на старенькую Полли и хватило!
    ЗЗЗЫ: Кто-нибудь, зарубите б-гомерзкого торгаша. Спасибо.

    Оценка статьи: 5