• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Были ли советские компьютеры лучшими в мире?

Юрий Визбор когда-то написал песенку, слова которой до сих пор то и дело поминают: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А также в области балета мы впереди планеты всей». Песенка была хоть и ерническая, но перечисленными достижениями Советский Союз, в самом деле, гордился. Было чем гордиться.

Фотография фрески с изображением Сергея Алексеевича Лебедева в ИТМиВТ Петушков Игорь, ru.wikipedia.org

Существовала еще одна отрасль, в которой Советский Союз лидировал. Такой отраслью была вычислительная техника. Возможно, многим сегодня этот факт покажется невероятным. Так же как-то, что в начале 1950-х годов на Европейском континенте было всего два работающих компьютера. Один из них, построенный К. Цузе, работал в Швейцарии, а второй — в Киеве, в Институте электротехники АН УССР. Компьютер этот назывался Малой Электронной Счетной Машиной (МЭСМ). Его создал коллектив ученых под руководством Сергея Алексеевича Лебедева (1902−1974).

С. А. Лебедев — из первого поколения тех студентов, что начали учиться уже при советской власти. В 1921 году он поступил на электротехнический факультет МВТУ. В 1928 году уже преподает на этом факультете, который в скором времени выделился в отдельный вуз, Московский энергетический институт. Одновременно молодой ученый становится научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института и спустя 10 лет уже возглавляет там лабораторию электрических сетей, а потом — отдел автоматики.

Работа С. А. Лебедева была связана с проблемами устойчивости энергосистем. Эта проблема возникает при объединении электростанций для совместного использования и передачи электроэнергии. При этом неисправность в одном месте (например, из-за аварии на электростанции) вызывает по всей энергосистеме мгновенный скачок электрического тока, который может вывести из строя не только линии электропередач, но и другие электростанции, иной раз очень отдаленные. В результате возникает целая цепь аварий, ведущая к последовательному отключению электростанций и развалу всей энергосистемы. Можно ли придумать какие-то устройства, защищающие энергосеть от повреждений, подобно тому, как это делают известные всем бытовые предохранители?

Оказывается, можно, хотя и не так просто. С математической точки зрения скачки мощности в энергетических сетях описываются системой обыкновенных дифференциальных уравнений. Если очень быстро и очень точно решить эту систему, можно предсказать последствия аварии. А значит, предотвратить катастрофические последствия, своевременно изолировав аварийные участки и переключив имеющиеся мощности так, чтобы избежать нарастания дисбаланса в энергосети между потреблением и производством электроэнергии.

Ключевые слова здесь: «быстро» и «точно». Еще до войны в лаборатории С. А. Лебедева создавались специальные электронные схемы, дифференциальные анализаторы, справлявшиеся с этой задачей в течение всего 1/50 секунды и отдававшие необходимые командные импульсы для устройств управления.

Война прервала эти работы. Отдел занялся военной тематикой. Одна из его разработок — система стабилизации танковой пушки, позволявшая танкистам вести прицельный огонь без остановки боевой машины. Кстати, при решении сходных задач для зенитчиков «чистому математику» Норберту Винеру (1894−1964) пришла в голову мысль о том, что необходима наука об общих принципах управления, которую он назвал кибернетикой. А у «технаря» С. А. Лебедева возникла идея о необходимости создания универсальной электронной вычислительной машины. Эту мысль он и его сотрудники начали воплощать в жизнь в 1947 году в Киеве, в институте электротехники украинской Академии наук. Машина «задышала» в ноябре 1950 года, а уже в начале 1951 года заработал действующий макет электронного программного вычислителя.

Как раз в это время «партийные руководители» науки разделались с генетикой, объявив ее буржуазной лженаукой. Теперь они с подозрением приглядывались к не менее буржуазной кибернетике, всерьез обсуждавшей вопрос, может ли машина мыслить. Хотя даже простым рабочим и крестьянам ясно: машина мыслить не должна, машина должна ездить.

Но у новорожденного советского компьютера появились сильные защитники. Уже в мае 1951 года МЭСМ продемонстрировали группе крупных советских математиков, которые занимались расчетами термоядерной реакции, а также управлением полетами ракет. Работа коллектива С. А. Лебедева была признана чрезвычайно важной, а вычислительные машины — необходимейшим научным инструментом. Началось производство Больших Электронных Счетных Машин (БЭСМ). Их производительность достигала 20 тысяч элементарных операций в секунду. То есть, современным языком говоря, процессор работал на частоте около 20 КГц. В 200 тысяч раз медленнее любого из нынешних персональных компьютеров! Но тогда эта производительность казалась ошеломляющей.

Излишне говорить, что создавались эти машины по оригинальным советским схемам из советских же комплектующих. Сборка тоже была отечественная и соответствовала советским стандартам. Первые вычислительные машины были прочными, словно танки. Говорят, что среди инструментов для их обслуживания имелась даже кувалда.

Первые машины из семейства БЭСМ были собраны на лампах. Но как только появились советские полупроводниковые приборы, их тут же внедрили в электронное машиностроение. И уже в начале 1960-х годов вычислительные машины стали существенно меньше размером. Надежность же их при этом повысилась на два порядка. Ни по качеству компьютеров, ни по их количеству Советский Союз тогда не уступал главному своему конкуренту, США.

Хотя аварийные остановки были обычным делом. Говорю об этом с полной ответственностью, поскольку на одном из таких монстров мне удалось поработать. Впрочем, тогда это чудовище казалось мне сказочной красавицей. Я бы даже сказал, культуристкой с накачанными бицепсами. Так быстро она расправлялась с задачами, которые никто кроме нее решить уже не мог.

Статья опубликована в выпуске 31.01.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну да ещё в времена товарища Хрущева мы могли догнать и перегнать, но как и в других областях ...

  • Спасибо за статью, вот уж не знала, что наши компьютеры чего - то стоили в мировой технике, а я думала, что наши компьютеры - самые большие компьютеры... Ну, а если серъезно, проработала 14 лет на благо нашей вычислительной техники, сначала на АВМ в яшике, и 10 лет на ЕС ских машинах...вот уж, действительно, ломалась эта техника очень редко по - серьезному, так небольшие сбои, в основном не контакт, почистишь, тестик прогонишь, поговоришь с ней по - хорошему, иногда и вдаришь, правда не кувалдой, а так пяткой и опять в работе и работала круглосуточно без устали

    Оценка статьи: 5

  • Мне помнится что-то, что Висбор пел эту песенку на стихи Олешковского, автора тоже известных строчек "товарищ Сталин, Вы большой учёный". По теме статьи далеко от Копегагена,увы.

  • Владимир И Читатель 31 января 2013 в 15:38 отредактирован 27 мая 2018 в 20:17 Сообщить модератору

    Россия сейчас начала производство процессоров "Эльбрус" в вики есть его характеристики - кстати не слабые

    • Владимир И, дай бог. Но при технологических нормах 130нм (при современных 33нм) на больших частотах он будет греться как электроплитка (вот овеклокерам будет раздолье!!). А вообще - китайский подход - пусть хуже, но свое. Может, раз существует в мире устоявшаяся специализация, использовать лучшие мировые образцы и двигаться вперед??

      Оценка статьи: 5

  • Антон Ковтун Читатель 31 января 2013 в 11:24 отредактирован 27 мая 2018 в 20:17 Сообщить модератору

    Как и многие разработки, наши передовые ЭВМ были засекречены. А кувалда шла в комплект, как средство уничтожения плодов советского гения, дабы в случае чего, они не достались супостатам.

  • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 31 января 2013 в 09:17 отредактирован 31 января 2013 в 09:18 Сообщить модератору

    Насчёт кувалды, не знаю. А вот небольшие молоточки с резиновыми наконечниками, для простукивания плат, видел висящими на внутренних поверхностях дверок шкафов. Правда не разу не видел, чтобы ими пользовались. Стучали просто ребром ладони. (1976-1978гг)Или передёргивали.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Васильев Сергей Васильев Читатель 31 января 2013 в 10:48 отредактирован 31 января 2013 в 10:49 Сообщить модератору

      Вячеслав Чермных, к вопросу о "кувалдах"
      Пришлось мне одно время работать на Электронике Д3-28.
      Это что-то среднее между настольным калькулятором и Персональной ЭВМ. И появилась одна неисправность. При длительной работе, кратковременно , на мгновение, гас дисплей, естественно терялась вся информация, которую не успел сохранить. Мастер долго не мог понять в чем дело, пока не стал аккуратненько простукивать молоточком с резиновым наконечником. И при простукивания эл.движка подачи ленты, наблюдалась эта неисправность.
      Оказалось, что при работе движка, нагретая обмотка цепляла стенку, возникала утечка тока и срабатывала защита. Движок остывал и потом опять работал какое-то время без сбоев.

      Да и сейчас, аккуратное простукивание позволяет определить ненадежный контакт.

      • Сергей Васильев, помню, помню это "чудо" советской Анжинерной мыШли. С ленточным вводом парились не только на этом калькуляторе, но и везде, где он был. Я имею ввиду ленточный ввод на кассетвх. Ленточный ввод на широкой ленте (болгарский)работал без проблем.

        Оценка статьи: 5

  • А это вот портрет другой буржуазной лженауки, генетики. Которая, как известно, была публичной девкой на ложе американского империализма. Художник А.Косолапов, 1987 год.

  • Любопытно. Продолжайте. ;)
    Про деда помню рассказы как буржуазной лженаукой кибернетикой они с коллегами в те времена занимались строго секретно, в нерабочее время, да ;))

    Оценка статьи: 5

  • Надо же, никогда не думала о том, что наши эвм были хорошими. Хотя программистов наших и тогда ценили за рубежом. Мне пришлась в 70-х поработать на Минск-32. Перфокарты, перфоленты...ужас. Но кое-что мы делали для бухгалтерии и для других отделов. Вспоминаю, как к вычислительным центрам относились некоторые службы. Мягко говоря мы их раздражали, уж очень многие тогда боялись, что эвм все посчитает и работы не останется. Вдруг сокращение. Если что-то не получалось в работе ВЦ, так нас и старались уколоть-больше зарабатываем,толку от нас мало, и т.д.

    • Вспоминаю, как к вычислительным центрам относились некоторые службы. Мягко говоря мы их раздражали, уж очень многие тогда боялись, что эвм все посчитает и работы не останется. Вдруг сокращение. Если что-то не получалось в работе ВЦ, так нас и старались уколоть-больше

      Как некоторая служба, имею заметить что раздражали преизрядно.

      Чтобы пропустить задачу через ВЦ = танцы с бубном на нескольких планерках, дешевле (по трудозатратам) и быстрее обработать как обычно, с помощью счет, арифмометра, калькулятора и той же логлинейки, с ведомостью вычислений на нескольких листах, в 2 руки и подписями читано/слушано.

      Вобщем, жлобье еще то вы были. Много позже, когда работа на ВЦ стала менее престижной и персонал сменился с блатных и волосатых на обычных инженеров и техников, с вами стало как то можно работать.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей В. Воробьев, Просто мы с вами разговаривали на разных языках. Зачастую вы просто хотели автоматизировать беспорядок. Ввести сомнительные данные, а на выходе получить то, что вам нужно было. Не обижайтесь зря, мы в ВЦ пахали, а блатных у нас не так и много было. Если только начальство. Бестолковым там делать нечего было. Когда ИВЦ развалились в начале 90-х никто из работающих со мной не пропал. Конечно те, которые действительно специалистами были. После работы на больших ЭВМ, за компами мы просто отдыхали, а не работали. Ну а другие сотрудники вместо того, чтобы обучаться, в игрушки на компах на работе начали играть.

  • Скуповато, но вопрос поднят серьезнейший.

    Возможно, были лучшими, но

    в 70-е и начале 80-х рядовому инженеру были доступны счеты и логлинейка,
    затем его осчастливили калькуляторами, в т.ч. программируемыми - и мне сейчас жаль тех бессонных ночей,
    в которые мы пытались, и небезуспешно, вбить наши нужды насущные в эту убогость - в то время как уже существовали вполне приличные ЭВМ.

    Подрастающая поросль в виде студентов изучала это дело посредством доски, мела и мокрой тряпки.

    Как следствие, мы имеем то что имеем - все умное и полезное пришло из-за бугра.

    Оценка статьи: 4

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 31 января 2013 в 23:01 отредактирован 31 января 2013 в 23:03 Сообщить модератору

      Сергей В. Воробьев, а куда Вы у инженера забрали логорифмическую линейку?

      В середине 70-х на мену счетам и "феликсам" пришла счетная машинка "Быстрица"
      Калькуляторы были уже в конце 70-х. Цена правда кусалась.

      Оценка статьи: 5

    • Сергей В. Воробьев, собираюсь продолжить. Развитие и смерть советского электронного машиностроения - интересная и неординарная тема. Погубили отрасль не враги-чужеземцы, а свои шпионы и администраторы. Одним из главных ударов была попытка "содрать" IBM 360, как привыкли "сдирать" вражеские разработки. Второй удар - попытка загнать развивавшуюся информационно-вычислительную систему под крыло военных. Не развались Союз, персональные компьютеры раздавали бы по разнарядке Госплана-Госснаба и на заводах к ним строилась бы очередь. Тут уж в "Тетрис" (не говорю про CS) не поиграешь! В общем, читайте "Принц Госплана" В.Пелевина.

      • Юрий Лях Читатель 31 января 2013 в 15:08 отредактирован 31 января 2013 в 15:27 Сообщить модератору

        Марк Блау, ну да, когда начали разрабатывать системы управления для ракет, чтоб не было разнобоя ( возможно, для удобства написания софта) декларативно было принято, что, что будет использоваться система IBM 360 (по крайней мере - система команд).
        Кстати, спарка БЭСМ-6 работала для целей моделирования полетов до начала 90-х, когда все ухнуло. А спарка ЕС-1050 - всего лишь для работы с телеметрией - не тянула, как понимаю. И многие системные решения (блок предсказания переходов и др) из БЭСМ-6 были позже использованы в интелловских пентиумах.

        Тема очень интересная - и в техническом, и в политическом планах.

        Оценка статьи: 5