Первые похороны нашей героини случились в конце 90-х, когда популярность набирали «аська», «скайп» и другие мессенджеры первой волны (помните ещё все эти «джабберы»?). Где они сейчас? ICQ растеряла почти всех пользователей, продалась несколько раз и теперь тихо доживает под крылом Mail.Ru. Skype востребован разве что для проведения видеоконференций, но о былой славе приложению остается лишь мечтать. Справедливости ради, проиграли «аськи-скайпы» не электронной почте, а новым мессенджерам. Но об этом позже.
Вторые похороны состоялись после старта социальных сетей. Как только стало понятно, что из «Фейсбука» будет толк, так аналитики-прогнозисты тут же разразились исследованиями, доказывающими: уже через пару лет мы перестанем отправлять друг друг е-мейлы, а современная молодежь и подростки уже никогда не будут пользоваться почтой.
Это прогнозы 2004−2008 годов, и та молодежь с подростками уже повзрослела и… Продолжает пользоваться почтовыми средствами. Ни «Яндекс», ни «Гугл» на спад интереса к почте не жалуются. Более того, уже социальные сети бьют тревогу, что снижается активность пользователей, а подростки предпочитают иные способы общения в Интернете, нежели «Фейсбук» или «ВКонтакте».
Мессенджеры новой волны, «Вотсап», «Вайбер», «Телеграмм», а также рабочие приложения вроде «Слак», по идее, нужно тоже пророчить в убийцы электронной почты, но аналитики, видимо, поумнели, дважды обжегшись на пустозвонных прогнозах. И теперь о смерти электронной почты уже никто не кричит. Тем более что и статистика доказывает: электронные письма — крупнейший канал обмена информацией в мире.
В мире насчитывается почти 4 миллиарда почтовых аккаунтов. У «Вотсапа» сейчас 1,5 миллиарда пользователей, у «Телеграмма» — около 200 миллионов. У мессенджера Facebook — 900 миллионов обычных аккаунтов и 50 миллионов бизнес-аккаунтов.
В 2018 году в день мы отправляли 280 миллионов писем. К 2022 году это число должно вырасти до 330 миллионов. Да, много спама, но даже если поделить надвое, то… Всё равно вдвое больше, чем у самого популярного на сегодняшний день мессенджера: в 2018 году через «Вотсап» ежедневно отправлялось 65 миллионов сообщений.
Конечно, активные интернет-пользователи с удовольствием расскажут, что почтой почти не пользуются, что общение идет через мобильные приложения и прочее бла-бла-бла. Но статистика есть статистика: электронная почта отлично себя чувствует и уделывает конкурентов год за годом.
Причина, на мой взгляд, в открытости инструмента. Вы можете отправить почту с «Яндекса» в аккаунт «Гугла» или Mail.Ru. А вот из «Вотсапа» в «Вайбер» отправить сообщение не получится. Протокол SMTP объединяет все почтовые сервисы в единую систему, и пользователю не приходится заморачиваться с проблемой совместимости между серверами. Всё везде одинаково!
А вот тот же «Вотсап», например, основан на открытом протоколе XMPP. Это именно на нём делались те самые джаббер-мессенджеры (было их много, вспомню только «Миранду»). Однако разработчики «Вотсапа» протокол изменили и сделали закрытым, хотя идентификация пользователя осталось «джабберской»: [номер телефона]@s.whatsapp.net.
«Телеграмм» использует собственный протокол MTProto, а «Вайбер» работает на Proteus — измененном открытом протоколе Signal. Тоже взяли свободную разработку, перекорежили под себя и пошли «деньги делать», как говорится.
В заключение стоит, пожалуй, рассказать о важном недостатке электронной почты. Но речь пойдет не об интерфейсах приложений или уязвимостях в протоколе. Электронная почта давным-давно стала бесплатной, а интернет-гиганты с радостью предоставляют и обслуживают миллионы аккаунтов, не требуя никакой платы.
Откуда такая щедрость? И откуда альтруизм у создателей независимых почтовых сервисов? Таких ведь немало!
Всё просто. Сбор данных! Анализ ваших писем даёт интернет-кампаниям кучу данных. Используются эти данные в основном для показа нужной рекламы нужному пользователю. Начали переписываться насчет поездки за рубеж, тут же получили рекламу визового центра, дешевых авиабилетов, гостиничных сервисов
А умрёт электронная почта разве что с исчезновением Интернета вообще.
Меня изумило откровение президента Лукашенко о его беспокойстве, что ИИ (искусственный интелект) выйдет их-под контроля и приведёт к...