Вспомним, как развивалось строительство мостов. Самые древние, сохранившиеся до нашего времени, мосты имеют арочную архитектуру и сделаны из камня. Арочные мосты из камня и бетона искусно строили в Древнем Риме. Для постройки таких мостов было необходимо уметь делать довольно сложные инженерные расчеты, просчитывая архитектуру арок, да к тому же необходима работа искусных каменотесов, правильно обтесывавших камни, из которых делали арку.
В Древнем Риме изобрели искусственный камень, бетон. Делать арочные мосты стало намного легче, но расчеты в строительстве оставались столь же сложными.
С гибелью Рима культура строительства сильно откатились назад. Но уже в Средние века на Темзе, Сене, на каналах Венеции люди снова стали строить мосты. Это по-прежнему были каменные арочные мосты. В Лондоне — через Темзу, в Париже — через Сену.
Часто такие мосты были настолько широки, что под их арками могли пройти катера и даже маленькие суденышки, а сверху на таких мостах даже строили дома!
Увы, большого распространения мосты арочного типа не имели — каждый мост на реке означал конец судоходству по данной реке, ибо арки не могли быть очень большими, а тогдашние парусные суда имели весьма высокие мачты.
Чтобы решить эту проблему, были созданы разводные мосты — когда появились необходимые материалы, обеспечивающие создание пролетов в виде единого элемента достаточной ширины для пропуска судна. Камень для этого не годился. А вот железо, когда его стало много и когда оно стало недорогим, подошло вполне.
Мы все помним подъемные мосты в рыцарских замках — в романах про рыцарей и про те древние времена, когда богатые, а тем более благородные люди, дворяне, вынуждены были держать дружины воинов и жить в замках с высокими стенами, рвом, опоясывающим стены, и подъемным мостом, который в случае осады замка поднимали — дабы враг не мог ворваться в ворота.
Но такие мосты поднимались и опускались достаточно редко — в случае войны, их механизм был очень дорог и сложен и нуждался в постоянном досмотре и периодическом ремонте.
На реках первые разводные мосты (XIX век) делали вначале обычно поворотными. Повернуть дорожный пролет было проще, чем заставить его подниматься и опускаться. В наше время поворотных мостов осталось мало, поворот пролета моста по сравнению с подъемом моста — не очень зрелищно. Но вот пример поворотного моста-путепровода, сделанного недавно в Китае.
В наше время в Европе разводные мосты делают не только просто «разводные», как, скажем, мосты Санкт-Петербурга, но очень разные по принципу действия.
Вот, например, разводной Мост Тысячелетия в Гейтсхеде (Великобритания):
И очень экстравагантно, и технологически не слишком сложно. А как это действо заманивает туристов!
А вот мост Слауэрхофф в Нидерландах:
Пока плита опущена, мостом можно пользоваться тем, кто на машинах да на велосипедах. А стоит механизму моста поднять в воздух свою проезжую часть — и проходом по реке могут пользоваться те, кто на яхтах и прочих корабликах.
Существуют мосты, в которых пролет не разводится или поворачивается, а поднимается вверх, делая возможным проход под ним больших судов. Во Франции в городе Бордо над рекой Гаронна в 2013 году был построен мост имени Жака Шабана-Дельма, в котором пролет длиной 110 метров поднимается на 50 метров вверх, чтобы под ним могло пройти любое речное судно.
В городе Киле через Кильский фьорд проложен складывающийся мост «Рог» (Hörn Bridge). Мост складывается раз в час, давая проход среднетоннажным судам и всевозможным паромам и речным трамвайчикам.
А у нас в Петербурге — не то. Ни парабол качающихся, ни гармошек через канал. Вот посмотрите на Дворцовый мост.
Да, красиво, да, все просто и строго — но такого гламура, как, скажем, в Гейтсхеде, нет! Просто работает уже больше века, открывается-закрывается, зимой ремонтируется, коли надо, а в навигацию с весны до осени каждую ночь по два раза разводится и по два раза сводится. Год за годом. Уже больше века. Перенес и блокаду, и артиллерийские обстрелы, и вековую эксплуатацию — и работает. Смотреть красиво.
В наше время Петропавловскую крепость запирают от посетителей на ночь, а во времена СССР там ворота не запирались. И те, кто хотел белыми ночами посмотреть разводку мостов, мог забраться на крышу Государева бастиона и оттуда увидеть разводку сразу 6 мостов — Литейного вдалеке, Кировского, Дворцового, Моста Строителей и Моста Лейтенанта Шмидта (тоже — вдалеке).
И как же это красиво, когда они один за другим поднимают крылья, будто взлететь собираются, и под распахнутыми крыльями начинают бегать суда — те, что из порта на Ладогу и дальше идут, и те, кто им навстречу, из Ладоги в морской порт. Солнце чуть-чуть за горизонтом, небо у своего края — розовое с краснинкой, просто тихое чудо.
Экстравагантные разводные мосты — это приманка для туристов. Но для пропуска транспорта и для сокращения путей от города до города все же оказались необходимы огромные мосты. Они неразводные, но их высота позволяет пройти под ними любому океанскому судну.
Начало постройки таких мостов стало возможно после того, как появились новые технологические материалы для постройки — качественные стали и железобетон.
Вообще-то, первыми были Запорожцы - м 965 и 966. У них запаска под капо том спереди. А вот про Ниву с запаской спереди - я не слышал, спасибо за...