• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

О чем плачут стены?

Стена Плача. Когда на древний Иерусалим опускается ночь, на площадь перед Стеной Плача тихо въезжает грузовик. Из него бесшумно вываливается бригада арабских рабочих (Спи, Ерушалаим, мы тишком!), и начинается еженочная «операция по зачистке» Стены. Тысячи записок с обращениями и молитвами, всунутые в немыслимые расщелинки 156-метровой стены, извлекаются рабочими, чтобы освободить дефицитные укромные щелки и выбоинки для новых толп верующих и туристов. Никто не знает в Иерусалиме, дошли ли обращения до адресата. Поэтому израильские циники называют Стену Плача кладбищем надежд.
Но истинно верующие иудеи всего мира обращают при молитве свой взор в сторону Израиля, израильтяне — в сторону Иерусалима, а иерусалимцы — в сторону Стены Плача или, а Катель аль-Маарави. Иудеи приходят к стене снизу, с площади. А над стеной возвышается Храмовая гора, почитаемая мусульманами как Харам аль-Шариф.

К ней приходят молиться мусульмане, но только сверху, с горы. Это место является самым оспариваемым религиозным сооружением в мире. Миллионы паломников из всех сторон света стекаются сюда. Станет ли когда-нибудь этот священный уголок местом мира и согласия? Местом Добра, к которому призывают и Тора, и Библия и Коран? А пока плачь, Стена. И ты, новая стена, возводимая сейчас, разделительная. Что потомки о нас подумают, дорожных картежниках?!

Стена дома Капулетти. Из Мадрида в Верону мы добирались на взятом в прокат драндулете. Машина чихала, кашляла и, наконец, заглохла на полпути. Пока ждали приезда сменного авто, успели перенервничать и разругаться. Продолжили наш путь к заветному домику Джульетты с надутыми физиономиями. С трудом припарковали машину и отправились по разным сторонам улицы к воротам дома. Маленький двор был как всегда забит туристами, правая бронзовая грудка скульптуры возлюбленной Ромео сверкала вызывающим блеском от тысяч прикосновений паломников, туристы стояли в очередь, чтобы прикоснуться к груди Джульетты и запечатлеться для вечности под ее балконом.

В противоположном углу на подносе лежали маленькие полоски бумаги и ручки: туристы бодро бежали туда, быстро писали свои записки и закладывали их в стены арки, ведущей к дому Капулетти. Влюбленные взаимной или неразделенной любовью паломники развешивали сердечки, пронзенные стрелой, на стенах арки. «Пора мириться», — подумала я и пристроилась в очередь записочников. Стена разверзла для меня свои щербины. К другой достопримечательности Вероны — Городской Стене — мы уезжали уже счастливыми.

Городская стена, окружавшая когда-то вечно затопляемый город, выложена из красного кирпича характерным способом кладки, называемым «ласточкин зубец». По этому способу кладки отличали замки знатных веронцев-гибеллинов — противников Папства.

Стены московского Кремля. Еще одними противниками Папства были бородатые московиты. И когда итальянцы возводили московский Кремль, не зря они использовали диссидентскую кладку «ласточкин зубец» для зубчатых стен московского Кремля. Когда-то просто оборонительные, они превратились сначала в тюрьмы, а затем в самое престижное кладбище страны. Плакать стены начали еще при Иване Грозном, когда в Благовещенской башне стены разместилась тюрьма, где пытали узников, рвали железом члены, а для полного устрашения народа жертв затем казнили и четвертовали на Красной (от крови!) Площади перед стенами плацдарма монаршей власти.

На пролитой крови возведено Лобное Место, и на крови же, стекающей к кремлевским стенам, возведена первая коммунистическая часовня «Мавзолей» с непогребенным безмозглым покойником (мозги этого трупа хранятся в первом отделе Института Мозга). А тут уж лиха беда начало! За Мавзолеем в кирпичах кремлевской стены пошло и поехало запихивать настенных покойников — от истинных героев до злодеев. Первым породнился с кирпичами Лев Шейнфинкель (партийное погоняло — Лева), прославившийся погромами продналогов и продразверсток и дослужившийся до наркома продовольствия и финансов России. Грохнули и его, но именно Лева положил начало партийному колумбарию.

Плачьте, стены, названные метко «азиатским ошейником России», где на главной площади страны позорит страну непогребенный покойник. Где на территории кладбища проводятся торжественные парады и все главные тусовки страны. Так площадь парадов или кладбище и пытошная? Ох, и скифы же мы! Тризнуй на капищах, гуляй, люд, под бой курантов на погребище!

Великая Китайская стена. Если по кремлевским стенам можно только ходить, то по Великой Китайской можно ездить. 6400 километров стен Поднебесной плачут о погибших за 400 лет великой стройки полумиллионе ее строителей. По сути эта великая стройка плачет и по своим первым политзаключенным — закованным в кандалы при императоре Цинь Ши Хуане ученым-конфуцианцам, первым в истории всех времен и народов политическим зекам. За опытом Гулагу ходить было недалече — и Сиблаги и Дальлаги — вот они, близехонько. Плачь, гордость ЮНЕСКО, и Великая ты, и Китайская. Так плодиться — скоро стенки треснут.

Не менее великая Берлинская. При моей жизни произошло четыре «стенных» события: были возведены чешская (о ней ниже) и берлинская стены, и обе же с треском разрушены. Угораздило ведь меня пересекать на станции Александерплац границу между нашими немцами и немецкими немцами именно в день падения позорной берлинской стены. Вот так, вдоль стены товарищей Хрущева и Хоннекера, поезд и пилил на Париж какое-то время, а во мне стучал пепел Клааса — голоса погибших на этих стенах узников совести, пленников ГДР. Оставленные в назидание пару километров фрагментов Стены Плача Германии пусть останутся уроком нашим потомкам. Кусочек бетона храню, внукам завещаю. Пусть помнят, в какое смутное время их бабка жила!

От великого до смешного: чешская стена. Если по кремлевской можно ходить, а по китайской ездить, то с чешской стеной сподручно было воровать автомобили. Стену эту возвели сами немцы по периметру границы между их Неметчиной и ручной, обломанной Чехией. Доски, обитые стальной полосой. Дорожная карта Европы. Им, сентиментальным, не Гете бы читать, а учиться, как ловкачи-славяне угнанными машинами стены каждую ночь таранят и исчезают на просторах Чехии. Братки-славяне вошли в Шенгенскую зону в декабре 2007 года. Техника угона престижных машин сентиментальных немцев отныне по-шенгенски упростилась. Не плачь, стена — теперь у мерседесов передки не биты!

В городишке Чикаго на углу улиц Милвоки и Пуласки — самая реальная Стена Плача чикагщины. Американский язык липок, как банный лист: как прилепят кликуху — не отлепить. Каждое утро у стены собираются сотни нелегальных иммигрантов в надежде заработать детишкам на молочишко. (Люди без права на работу. Люди, обреченные на голод. Они не пошли воровать, они стоят и плачут по работе. Поклон вам, люди, и простите.) Нужен поденщик на день, приезжай и ходи вдоль стенки, подыскивай раба. Выбрал, договорился — и вези на объект. Утром стулья — вечером деньги. А можешь вообще не расплатиться: кто он такой, этот бесправный? В полицию жаловаться не побежит!

Погоди плакать, Америка. Объясни мне, бестолковой, почему человеку для того, чтобы жить, нужны документы? Разве у птиц перелетных, у божьих нарушителей границ документы есть? И кто как не нарушители границ тебя создали? Молчишь? Стыдно? И мне за тебя стыдно.

Вопрос в никуда: для чего стены нам? От кого городимся? Вместо того, чтобы родниться и сближаться… Неужели мы вправду от животных произошли, а не высший разум вдохнул в нас жизнь физическую и духовную? От животных, возводящих стены путем метки своей территории своими же экскрементами. Может, пришло время не собирать камни, а, наконец, разбрасывать? Давайте думать.

Статья опубликована в выпуске 24.05.2008
Обновлено 4.02.2019

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ай, нехорошо. Ай, некрасиво.
    Тащить у "почти что классиков" - не есть здорово.
    Это я о пассаже о Стене Плача. Практически слово в слово передрано у господина Кунина. Нет, ну я понимаю, там художественная литература, а у вас тут - почти историческое исследование... Но... нельзя же так!
    И о Красной площади любопытно. Тут уже с исторической точки зрения а-яй. Кто вам сказал, что Красная - потому как от крови? Фи-иии. К тому же, поинтересуйтесь исторической статистикой. И количеством людей, казненных на Красной площади. Исходя из этого, если Красный - Кровавый, то в любой столице любого европейского государства есть площади и улицы, которые с гораздо большим правом должны были бы называться Красными-Кровавыми. Россия в этом плане была еще весьма и весьма либеральна.
    Понимаете, все бы хорошо... Ну, свое мнение у вас и о Красной площади, и о России. В конце концов, каждый имеет право на собственное мнение. Даже если я с ним не согласна Нда... Но зачем же передергивать исторические факты? Или философские концепции? Вот этого я понять не могу. Чтоб красивее под мысль уложились? Но это совсем, совсем не здорово.

    Оценка статьи: 1

    • София, ссылочку можно на Кунина? Или хотя бы название произведения. А то не с чем сравнить текст.

      • Ссылки нет, я это на бумаге читала. В смысле - обычная книга. Если не ошибаюсь, "Русские на Мариенплац". Но в первую очередь проверьте другое: Эфраим Севела, "Остановите самолет, я слезу". Увы, он у меня тоже "бумажный".

        Оценка статьи: 1

        • Я сейчас Кунина просмотрела, указанную книгу - автоматом, поиск по "стен" - ничего не нашла.
          У Севелы:

          читать дальше →



          Тоже вроде - лишь описание, притом в разной тональности, одного и того же факта.

          Оценка статьи: 5

          • Ага, это тот самый кусок, о котором я вспоминала. Значит, не Кунин, а Севела.

            А что до тональности, так я предпочитаю тональность Севелы.
            Тем более, с точки зрения начала статьи - Стена Плача... и финал - "От животных, возводящих стены путем метки своей территории своими же экскрементами"... Нда... То есть, Стена Плача - это животные останки в нас, да? Стена Плача - это метка территории экскрементами? Слов нет... Одни буквы. Не особо, кстати, печатные. Можете считать это помидором!
            И, кстати, Стена Плача - это, собственно, не совсем чтоб стена. По крайней мере, это не стена для ограждения, защиты etc. Это вам не Великая Китайская... и даже не Кремль московский... Это - остатки прошлого и зародыш будущего Храма. И - "метка территории"... Как-то совсем нехорошо звучит

            И еще, два слова о "мире и согласии"... такой вопрос был в заметочке о Стене Плача. Один мой хороший друг сказал как-то, что пока величайшую святыню иудейского мира и вторую святыню мусульманского мира разделяет всего-то 600 метров, о мире и согласии вряд ли договорятся даже самые гениальные политики.
            Это уже не критика Это вот, вспомнилось... Что-то вроде дополнения к мысли автора статьи.

            Оценка статьи: 1

            • София, ведь вы заявили, что в статье у Лауры нечто "практически слово в слово передрано" из названного вами источника. Проверяем - выясняется, что вроде бы и не слово в слово. Да еще и не передрано. То есть ваши претензии насчет плагиата снимаются?

              Насчет финала - к чему передергивать. Финал - таков: "Может, пришло время не собирать камни, а, наконец, разбрасывать? Давайте думать." И смысл статьи - в житье совместном, без преград - каменных ли, ментальных ли.

              Автор реализовал свое право высказаться по избранной теме, редакция статью приняла и опубликовала, вы высказали свое отношение - это я о "тональностях". Бездоказательные обвинения в чем угодно - вот это как раз и "не есть здорово".

              Оценка статьи: 5

              • Знаете, лично я считала, что здесь гораздо жестче требования к плагиату, чем то, что вы изложили. Но ежели принимается за собственное вот такое "приближенное следование линии", то - о плагиате речи нет. Хотя мне неоднократно приходилось видеть, как подобное признавалось непредумышленным плагиатом - то есть, автор написал сам, просто ему в голову пришла та же мысль, что и другому, только другому - раньше. Но - везде свои требования. И, как уже было сказано, если здесь требования таковы, то это - не плагиат. А лишь следование аналогичной мысли.
                Кстати, "практически слово в слово" и "слово в слово" - разные вещи

                А вот о "разбрасывании камней"... Да, автор высказал свое мнение. Его право. А я с этим мнением не согласна. Тоже - мое право. Видите ли, я никак не могу согласиться с тем, что камни Стены Плача нужно разбрасывать. Ну - никак. Равно как и с тем, что святыню иудейского мира сравнивают с экскрементами животных. Увы...
                И еще. Финалом является последний абзац, как концентрация мысли, заключительный пассаж. Так что о передергивании с финалом я бы так не торопилась - называть это передергиванием. С моей точки зрения, передергивание - у автора. Но, как и было сказано, это - мое мнение. На которое я тоже имею право

                Оценка статьи: 1

                • София, два человека описывают даже одно и то же явление. Где здесь "приближенное следование линии"? Линии, на мой взгляд, отчетливо различаются. Я, например, не вижу здесь и "следования аналогичной мысли".

                  Можно было бы высказываться о другом - о том, например, как же действительно чистят Стену Плача. Каждую ночь, раз в месяц, два раза в год, раз в год - в и-нете полно описаний этого процесса. Кто у кого что списывает? Все - у Севелы? Кто кого опровергает?

                  Укажите же, где вы усмотрели плагиат. Покажите:
                  вот цитата из источника - "..."

                  вот цитата из плагиатора - "...".

                  Чтоб все сразу стало ясно и понятно. Либо снимите обвинения.

                  Оценка статьи: 5

                  • Видите ли, Люба, мы с вами руководствуемся разными требованиями. Я уже написала - если здесь требования таковы, то плагиата нет (см. выше).
                    А ведь требования бывают разными... мне приходилось видеть, как непредумышленным плагиатом признавался текст, который являлся сюжетным продолжением текста другого автора. Художественный текст. И признавался весьма уважаемыми профессионалами. С оговорками, что автор не виноват, но тем не менее это - тоже вид плагиата. Именно поэтому я и говорю - все зависит от требований. От установленных правил. Это я пытаюсь вам объяснить свою позицию в данном вопросе

                    Оценка статьи: 1

                    • София, здесь требования - не допускать совпадений ТЕКСТА и упоминать автора методики, например. Рерайт, пересказ - допускается. читать дальше →

                      • Это я уже поняла. Иногда допускается перевод с русского на русский, и не признается плагиатом, иногда - нет. Собственно говоря, у каждого издания - что бумажного, что электронного - свои требования.

                        Оценка статьи: 1

                    • Вот с такими же собственными требованиями посмотрите свою статью, например, о цимесе. Нет ли среди прочих книг домашней библиотеки у вас книжки Н.Д. Зубарева "300 блюд еврейской кухни", Вече, 2000 г. изд.?

                      Оценка статьи: 5

  • Отложу помидоры в сторону. Поэтому просто три. Как я понимаю, ШколаЖизни.ру - это способ поделиться ЗНАНИЯМИ, которые могут кого-то заинтересовать. А вот такой всплеск эмоций - это в какой-нибудь ЖЖ, или на личный сайт. Ведь пишут же и Леонтьев, и Пучков свои СОБСТВЕННЫЕ мнения. Но им место - не здесь. Это так, без помидоров.

    Оценка статьи: 3

    • Сейчас разделаю, защищайтесь. Но не из-за тройки. А за немотивированную амбициозность человека, не написавшего ни одной статьи и уже решившему, что другому пишущему автору где-то нет места. Это вы что, парковочный полицай по ШЖ? И четко знаете где чей паркинг? "Ведь пишут же и Леонтьев, и Пучков свои СОБСТВЕННЫЕ мнения. Но им место - не здесь".. И с какой стати и в каком статуте ШЖ говорится, что автор не может иметь собственное мнение, а только ваше? (Пучковых-леонтьевых не имею чести знать, дай бог, и без них проживу как-нить), по которому своих мнений авторам иметь низзя). Напротив, авторские статьи, а не рерайты, имеют преференции в очередности опубликавания. Именно за собственыые мысли, собственный слог и стиль. А также за авторскую эмоциональность. И почему информация о разделительных стенах, о которых ваше поколение имеет отдаленное представление, не является информацией. Я уже не задаю вопроса и философско-гуманистической направленности моей статьи - не рассчитываю на такие глубины анализа со стороны оппонента. Нет у оппонента помидоров. Никаких. Уж лучше бы были - была бы видна позиция. А так просто звук в лужу получился, прилюдно и неприлично. Я всегда писала о СОБСТВЕННОМ мнении, СОБСТВЕННЫЕ статьи и пока что места для обитания я себе выбираю сама. Если хозяева этих мест не возражают. А редакция пока знай публикует. Попробуйте начать с этого. Вашим трояком просто любоваться надо, буду носить его как орден. Ржунимагу! Жаль, что сарказма моего вам не догнать, бедный оппонент.

      • Я тоже в растерянности, уважаемый Константин Кононов .........."Для знаний" существуют школьные и прочие учебники. Которые систематически переписываются, переделываются с точностью до наоборот. Вы хотите, чтобы здесь пересказывали прописные истины? Изложение на тему "Волга впадает в Каспийское море"?
        Особенности, эмоциональность стиля, неожиданный ракурс, свой взгляд и прочие "ненужные вещи" и превращают лист (или вордовскую страницу) в эссеистику, литературу - в общем то, что читается. И иногда даже помнится.

        Оценка статьи: 5

  • 5
    Комментарии тоже прочла. Смотрю, без помидоров обошлось

  • Немного о стилистике

    От животных, возводящих стены путем метки своей территории своими же экскрементами.
    А чьими же еще?

  • 5 баллов, хотя и предвзято несколько.

    Оценка статьи: 5

  • Я тоже с очень многими выводами не согласна, но это мнение автора, я его уважаю. Потому и не оцениваю...

    • Вот-вот, и я тоже. Хотя с удовольствием поставила пятерок за другие статьи.
      А то тут заметила такую закономерность - уже с месяц наблюдаю за рейтингом статей. Висит себе статья пятерочная-висит, а потом вдруг бац - и нету ее. Стала наблюдать. Вот было, положим, пятерочных оценок штук 15. Вдруг статья исчезла из рейтинга. Нахожу ее, гляжу, куда делась. И представьте -кто-то забацал пару или тройку! Без комментов, просто так. А статья ну явно не троечная, не говоря уже о более низких оценках.
      В этом как раз и проявляется наше неприятие к чужой позиции. Имеешь свое мнение - дык и слава Богу, имей. Хочешь - озвучь. И другому позволь. А оценивать надо не позицию, а качество изложения на родном русском. Лучше вообще не оценивать, чем ставить пары за то, что люди думают по-другому...

      • Аксинья! сколько уже об этих оценках говорено! У любой медали есть и другая сторона - посмотрите внимательно на сегодняшний список ОТЛИЧНЫХ статей. Откройте на выбор несколько - посмотрите количество просмотров и все станет ясно. Их просто никто не читает - неинтересно. Чаще всего в этот рейтинг попадают узкоспециализированные статьи, которые никого не задевают. И оценки ставят свои же, друзья, родные и т.д.- дабы автора поддержать. Если же статья цепляет, интересна - обязательно найдется черный глаз - завистливый или тот, кто ничего не понял - влепит пару, даже не поздоровается. Так что все субъективно.

        Несколько раз пыталась почитать пятерочные статьи из рейтинга и поняла, что это пустая трата времени. Хотя, конечно, и там бывают исключения...

        • Ну да, Жанна, все так. Я просто тут не слишком давно, и хожу как кошка по пространству, осваиваю. Заметила такую тему - и стала наблюдать. Так-то согласна, что когда цепляет - гораздо интереснее. Твоя статья, или тебя чья-то. Вообще эта поляна интересна тем, как разные люди себя проявляют.
          А среди тех рейтинговых статей встречала и действительно достойные. Но у них и количество прочтений соответственное. Кстати, порой они вылетали не потому, что цепляли темой, а потому что цепляли местом в рейтинге. Потому как темы-то вроде не спорные и добрые, к чему там вязаться.
          Впрочем, это не по теме статьи. Извините, Лаура.

          • А мне то-че? Я знаю о чем вы и о чем Жанна. Мудрая и старая я. Бармен мне мой хорошо сказал: " Опять в Европе была, опять не обсчитать?" Мою рожу в ответ видеть надо! Муж грохнул! Сейчас остался один импорт из Европы в Новую землю - взгляд. Мы ж тут тихие, непуганные идиоты. А из Европы привозишь домой этакую долю стирхнина в крови. Давешнего. Глзастого и боевитого. А Гумилев врал, что пассионарности у нас нет. Есще польска не сгинела!

  • Читать статью интересно в первую очередь тем, что в ней живо трепещет Ваша личная эмоциональная оценка этим архитектурным разделителям-стенам. От душевного тепла до гневного осуждения и неприятия...
    Не могу сказать, что по всем позициям с Вами имею согласие, но понимание безусловно есть. Подход Ваш интересен.

    • Спасибо. Я уже готова к помидорам за Красную Площадь: не тронь святое, руки прочь! Но пусть мне кто-нибудь объяснит зачем парады и гулянья с салютами на кладбище и Лобном месте устраивать. А если она не кладбище, то зачем там труп лежит неприбранный и зачем в стенках покойников насовано? Здоровому человеку придет в голову на кладбище салют палить или молодоженский тур устраивать? Не сходятся у меня мухи с мясом. Если это - главная парадная площадь страны, то зачем там лобное место, где приговоры исполняли палачи выставлено? Для устрашения подданых? Снимите, отнесите в исторический музей на той же площади - кто интересуется - сходит и посмотрит на плаху, где Пугачеву голову рубили. Предайте своих героев и злодеев земле, как это положено у русских. И Ленина, злодея или героя, похороните, наконец - человек же был, каким бы он ни был. Аморально и чудовищно водить экскурсии смотреть на непогребенного покойника. Когда Сталина нужно было выкинуть, быстренько спроворились и предали земле. Обяъснение, что они боятся актов вандализма на Волковском кладбище, если Ульянова к матери подхоронят я не покупаю - не убоялись же вандализма, когда Сталина захоронили. Это же какая жуткая картина - в красные дни влезает правительство России на могильник с мумией и приветствует праздничный люд с могилы, а люд шествует мимо позорного Лобного места и влюбленно кричит ура. Была бы я мистиком, просто в пору сказать, что оттого и беды, что люди земле не преданы и происходит постоянное трупонадругательство. Ведь даже детей туда таскали в пионеры принимать, прям на кладбище!

      • Гы, я тоже опасалась помидоров.

        О Лобном месте - о том, что там казни совершались - распространенная ошибка, миф.

        Лобное место — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой трибуну, окружённую каменной оградой.

        По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. Под одним из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло оттого, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы». В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с иудейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится Лобное место, в средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России).

        Также распронено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV — XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте никогда не производились, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Непокорных бояр, мятежных стрельцов и бунтовщиков (в том числе Степана Разина) казнили на достаточном расстоянии от Лобного места. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, т. к. имеется ввиду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

        Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

        Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также навес или шатер на столбах. В 1786 году Лобное место было несколько смещено в восточном направлении и перестроено по проекту Матвея Казакова по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части — вход с железной решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крестным знамением. Во время «Входа в Иерусалим» патриарх с духовенством восходил на Лобное место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 году Лобное место нередко называлось в актах «Царевым» как царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нём объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 году сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 году лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 году Никита Пустосвят «с товарищи»; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.

        1 мая 1919 года в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды на Лобном месте был установлен деревянный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный.

        25 августа 1968 года у Лобного места прошла сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословакии.

        О мумиях и прочем. Вот здесь как раз все правильно. В церковь ведь люди ходят? Ходят, по самым разным надобностям. А там, во-первых, культ умершего и воскресшего Хреста, во-вторых, культ орудий его казни, в-третьих, одно из главных священных изображений - Распятие - предс тавляет собой момент этой казни.

        Кроме того, в том же православии активно почитаются мощи - как лежащие под спудом, так и помещенные в раках. Существует обряд омовения мощей святых - кажется, в Страстную неделю это совершается с древности.

        Ростовский святитель Игнатий, например, как и Ленин, остался без погребения.

        При виде чудес, которыми Господь прославлял Своего угодника, было решено не предавать земле тела почившего. Св. мощи угодника Божия покоились открыто у северной стены Ростовского Успенского собора для всеобщего молитвенного чествования.

        Так что с точки зрения православия и стена, и мавзолей - все ОК (ох, батюшки, ненароком зарифмовала!).

        Оценка статьи: 5

        • Стало быть я оказалась жертвой мифа. Но суть-то одна. Какая разница: метром ближе - метром дальше от Спасских ворот головы рубили. Головы стрельцов на кремлевские стены на колях выставляли. Да и с мощами тоже - одно дело мощи святого угодника, а другое дело цивильный покойник. Не уверена, что православие одобряет непогребение цивильного лица. Да еще и публичное обозрение трупа. Я не дока в этом, но на мой взгяд по православию труп должен быть зарыт в землю. Наш епископ даже отпевать запрещает при кремации, только в исключительных случаях, когда прах надо самолетом заграницы отправлять. Сама столкнулась с этим в октябре когда умер зять - батюшка испрашивал благословения владыки на отпевание перед кремацией.

          • одно дело мощи святого угодника, а другое дело цивильный покойник

            В том-то и дело, что для нас с вами - цивильный покойник, для "правоверных" - такой же святой угодник, как, скажем святитель Димитрий Ростовский.
            И там - вера, и тут - вера. И там - святые, и тут. Система ценностей иная, а механизм становления ценности - тот же, механизм возникновения культа. Ведь большевики вышли из того ж лона церкви православной. Отказываясь от формы, они архетипически не могли освободиться от содержания.

            А насчет зарытия в землю, предания земле - ну точно-точно, святитель Игнатий, по житию, погребен не был!

            НАсчет кремлевских стен, украшения их головами стрельцов, - по-моему, опять мимо. Не на этой площади казнь была. Не надо верить Сурикову.
            Повешенными стрельцами украшали стены Новодевичьего монастыря - чтоб помещенная туда сестрица Софья видела.

            Оценка статьи: 5

            • Может Цветаева именно это имела в виду:
              Отказываюсь быть
              В Бедламе нелюдей.
              Отказываюсь жить
              С волками площадей
              Отказываюсь выть...
              У меня, наверное, это генетическая некрофилия - головы на колья насаживать. Много-много лет назад купила для Хеллоуина головы для балконной рещетки. Моя персональная мини-Герника.Теперь жаба душит что-то новенькое менее кровожадное подкупить. Так вот раз в году как сестрица Софья живу - на головы любуюсь, а мой Голицын их терпеть не может. Представьте себе групповую композицию членов Политбюро на моем балкончике. А многие приобретают даже висельников. По темному времячку, бывает и шарахнешься. В Питере знаю точно, что казнили на месте Ситного рынка. Люба, а Ушаковская пытошная (раз уже Сурикову верить нельзя! - вот пидманул то) в Тайном приказе разве не на территории кремля была? Это не прикол - честный вопрос честной пацанки в натуре. Все мы где-то трупоеды и живоглоты. От Мавзолея к говядине. Такой просто вираж мысли.

  • А думать не получается. Получается - строить и строить.

    Оценка статьи: 5