• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто из писателей ушел, а кто появился на свет ровно 100 лет назад?

3 июля 1908 года, век тому назад, был по большому счету обычным днем. Небогатым на запоминающиеся действия общемирового масштаба. И тогда история решила отметиться небольшим «финтом ушами» — в двух разных точках планеты произошли знаковые события. В американской Атланте (штат Джорджия) упокоился знаменитый сказочник Джоэл Чэндлер Харрис, а во французском местечке в Рошфор-сюр-Мер появился на свет Поль Эро, который впоследствии взял себе литературный псевдоним Том Нарсежак. И хотя француз в полном понимании слова сказок не писал, но был обожаем королем «ужасов» Альфредом Хичкоком, который по роману «Среди мертвых» поставил фильм «В холодном поту», в юбилейный, 50-й год рождения Тома, снял ленту «Наваждение» по сценарию Буало-Нарсежака.

Есть ли что-то общее у людей, которые спаяны между собой одним днем? Любители эзотерики, пожалуй, начнут говорить, что произошло обычное переселение душ. Уставшая душа Харриса, чуть-чуть не дотянувшая до 60-летия, вселилась в юную душу Поля, который, таким образом, был обречен на писательство. И даже начнут копать корни в биографии Джоэла, чтобы доказать, что сей факт был возможен.

Отца и мать заменили старые афроамериканцы…

Хочу их несколько разочаровать: да, отец Харриса был европейцем, он нанялся на плантацию богатого американца простым сельскохозяйственным рабочим, но приехал не из Франции, а из Ирландии. Тогда как француз Поль никогда пределы своей страны не покидал. И путь их в писательство был очень разным. Но каждый верит в то, во что хочет верить…

Начнем с биографии Джоэла Чэндлера Харриса. Он появился на свет 9 декабря 1848 года близ городка Итонтон того же штата Джорджия. И сказочником ему помогли сделаться обстоятельства. Отец будущего писателя бросил его мать еще до рождения ребенка, так что молодой женщине приходилось тяжко трудиться, чтобы прокормить малыша. С собой на плантации она не имела возможности его брать, а потому всегда оставляла в хижине, в которой жили негры-рабы. Молодые мужчины и женщины уходили на работу с рассветом, а дома оставались пожилые леди и джентльмены, как они себя называли. Так мальчишка находился под присмотром.

А вскоре он старался удирать к своим новым друзьям даже тогда, когда мама была дома. Очень уж хотелось послушать новые рассказы о приключениях братца Кролика, братца Лиса, братца Медведя и других жителей сказочной страны. Позже Харрис изложит все в красивых сказках дядюшки Римуса.

То, что талант рассказчика у Джоэла присутствует, стало ясно уже в 1863 году, когда 14-летний мальчишка решил устроиться репортером в местную газету. Его взяли, очень уж понравились читателям его «жизненные наблюдения», сдобренные изрядной долей юмора, они пользовались большим спросом. С другой стороны — многие мужчины были заняты сражением друг против друга в ходе Гражданской войны, так что парню предоставили шанс, который он блестяще использовал. Помимо рассказов и фельетонов юный газетчик публиковал и стихи собственного сочинения. В родном городе Харрис провел еще несколько лет, пока его не пригласили в Атланту, куда он приехал в 1876 году. С тех пор он так там и поселился.

Любовь с первого рассказа

В его «родной» газете «Конституция» и были опубликованы первые сказки дядюшки Римуса. Случилось это спустя пять лет, в 1881 года, сборник назывался «Дядюшка Римус, его песни и присловья». Народ так проникся этим добрым юмором, что немедленно потребовал «продолжение банкета». И через два года вышел новый сборник «Вечера с дядюшкой Римусом», который также тепло был встречен читателями.

Харрис писал очень много, полное собрание сочинений составляет порядка 40 томов, наиболее известными из романов считаются «Сестра Джейн» и «Габриель Толливер», но, бьюсь о заклад, если кто-то из читателей держал в руках эти книги. Зато в середине 60-х — 70-х годов ХХ века у советских детей одним из любимых героев был братец Кролик, постановки по сборникам Харриса часто передавали по первой Всероссийской программе радио. Честно говоря, я тогда полагал, что весь сборник «Сказок дядюшки Римуса» по толщине не уступает «Войне и миру», но когда в середине 80-х он мне впервые попался, оказалось, что он очень тоненький. Разве ж я мог знать тогда, что это далеко не все, и что впервые с братцем Кроликом советские дети познакомились в далеком 1936 году?!

В 1892 году вышел сборник «Дядюшка Римус и его друзья». Харрис поспешил заверить читателей, что этот сборник «точно последний». Но читателей это не остановило, и они потребовали от издателей все новых сказок. Грех было не воспользоваться таким спросом: Джоэл не сдержал собственного слова и с 1895 по 1905 годы выпустил еще четыре книги. А в действительности последние две вышли уже после смерти писателя. Кстати, «сага» дядюшки Римуса переведена на 27 языков народов мира. Если вы хотите почитать часть этих увлекательных сказок детям или внукам, их можно найти по адресу: www.skazka.com.ru/article/harris/harris.html

Легко ли писать вдвоем?

А теперь вкратце расскажем о «младшем брате» Харриса — Поле Эро. В отличие от американца он получил прекрасное образование, окончив философский факультет университета. И дальше профессиональная карьера Поля складывалась весьма успешно, уже через некоторое время он читал лекции по философии в родном университете.

В свободное время профессор увлекался чтением детективов, а в 1938 году, когда четвертая книга Пьера Буало получила Гран-При французской приключенческой литературы, решил попытать счастье сам. Но встал вопрос: как подписывать свои произведения? Если своим именем, его могут не понять студенты. И тогда Эро вспомнил детство, небольшую реку Нарсежак возле деревеньки Тома, где он летом удил рыбу. Вот так и появился писатель Том Нарсежак.

А в 1947 году Пьер Буало купил книгу «Эстетика детективного жанра» (автор — Нарсежак), в котором обнаружил анализ своего творчества. Между ними завязалась переписка, а в 1948 году писатели познакомились на церемонии присуждения Гран-При уже Нарсежаку за его четвертый (мистика какая-то!) роман — «Смерть в отъезде».

Писатели обнаружили много общего в своих взглядах на детектив, сошлись во мнении, что он переживает «кризис жанра» и что им сам Бог велел исправлять все ошибки, допущенные предыдущими авторами. Но стать соавторами они решили только два года спустя, в 1950 году. Правда, такой автор, как Буало-Нарсежак, родился еще позже, потому что первая совместная книга «Тень и жертва», написанная в 1951 году и увидевшая свет спустя семь лет, была подписана псевдонимом Ален Буккарже. А вот вторая книга «Та, которой не стала» была экранизирована и стала отправной точкой в творчестве писателей.

Они нашли правильный алгоритм творчества: Буало придумывал сюжеты, а «философ» Нарсежак разрабатывал психологические портреты героев. Они редко переступали границы, а потому ссорились нечасто. И как результат — написали более 30 романов, повестей, и, как ни странно, книжек для детей. Может быть, и в самом деле душа Харриса переселилась в Нарсежака?!

Но самое удивительное: оба соавтора детективного жанра прожили долгую жизнь. И только смерть Буало в 1989 году, на 84-м году жизни, поставила последнюю точку в их совместном творчестве. Последняя книга — «Солнце в руке» — вышла в 1990-м. А сам Поль Эро скончался 7 июня 1998 года, не дотянув четыре недели до своего 90-летия…

Статья опубликована в выпуске 3.07.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: