• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Эвелина Ахматова Профессионал

Что вы знаете о пластилиновой живописи?

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», — поется в известной песне из одного советского кинофильма. Когда мы слышим о пластилине, то в нашей памяти появляются яркие картинки из детства. Почему же наша память обращается именно к детству?

Kolidzei , Shutterstock.com

Именно в детстве впервые все мы о существовании пластилина и узнаем. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.

Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Что же такое пластилин?

Из чего состоит эта тающая в руках волшебная масса? Если обратиться к словарю Ожегова, то можно прочитать следующее: «Пластилин — это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию.»

Наши современные пластилины по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотные по своей твердости. А есть наоборот, мягкие, нежные, легко плавящиеся. Так же, как и мягкость, разнообразен и цветовой спектр пластилинов, предлагаемых в магазинных наборах.
Но используя пластилин в качестве красок, можно нужный оттенок получить путем смешивания одного цвета пластилина с другим.

Как правильно смешивать разные цвета пластилинов?

Палитра смешивания красок может быть такой же, как и при обычном смешивании, например, масляных красок, только сам процесс отличается тем, что кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Нелишним будет предупредить, что смешивать более двух, в крайнем случае, трех разных цветов нежелательно, так как яркость цветового оттенка может слегка пожухнуть, то есть приобрести некоторую «забитость». С помощью смешивания разных цветных пластилинов можно получить более сложные цветовые оттенки.

Так, к примеру, если цветной пластилин смешать с небольшим количеством черного, то получится более глубокий насыщенный темный тон того цветового оттенка, с которым мы соединили черный. Если же цветные пластилины смешивать с белым, то все они приобретут пастельные тона. Например, при однородном соединении белого и цветного пластилинов, красный станет розовым, зеленый — салатным, синий — голубым, а фиолетовый — сиреневым.

Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой так называемый стиль, или почерк, по которому можно узнать автора. Здесь хотелось бы остановиться и рассказать немного подробнее о некоторых техниках и приемах рисования пластилином.

Давайте вспомним произведения художников-импрессионистов. Чем именно их картины отличаются от работ других мастеров?

Художники-импрессионисты используют необычную методику накладывания мазков на холст. Они большими сочными мазками передают желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.

Приблизительно так же можно рисовать и пластилином, нанося пластилиновые мазки на грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для живописи.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно».

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Все зависит от художественного замысла автора. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты. Также можно попробовать использовать для получения более тонких пластилиновых нитей стеклянные или пластмассовые шприцы без игл, можно шприцы для кондитерских нужд.

Для этого нужно извлечь поршень из шприца и туда поместить пластилиновую «колбаску». Затем с края вставить поршень, закрывая доступ в полость шприца. Теперь нужно хорошо нагреть шприц под струей горячей воды. Если выдавливать поршнем размягченную пластилиновую массу, получаются изящные линии, которые придают композиции грациозную утонченность.

По форме составляющие пластилиновой картины могут быть шарообразными, сферическими или цилиндрическими кусочками или мазками, и при общем визуальном восприятии выглядят как мозаика. Пластилиновая живопись чем-то напоминает масляную живопись.

Что лучше использовать в качестве фона для своей картины?

Обычно художники применяют для фона водонепроницаемую пленку цветную или нейтральных цветов. А можно фон просто закрасить пластилином.

Что лучше рисовать?

Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей!

Статья опубликована в выпуске 7.01.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Большое спасибо за статью!

    Я сам недавно начал осваивать этот вид живописи. Могу выложить некоторые свои работы. Кстати, можно дополнять произведения разными интересными деталями: золотой или серебряной фольгой, стразами, фурнитурой и т.п.

    Оценка статьи: 5

    • Виктор, благодарю Вас за отзыв, и интересные творческие идеи!
      Думаю, что стоит обязательно попробовать поэкспериментировать с разными дополняющими деталями.
      Хочется пожелать Вам, Виктор, больших творческих успехов, и нового яркого вдохновения!

  • А я сначала увидела наборы для рисования пластилином в магазине, а потом уже пришла к вашей статье Теперь поняла, что и зачем. И обязательно куплю племянникам... и себе тоже

    Оценка статьи: 5

  • ух, спасибочки)) Очень интересно. Даже и не знала, что такое существует Теперь знаю, чем займусь с 4х летней крестницей по ее приезду

    Оценка статьи: 5

  • Это искусство отлично развивает у малышей мелкую моторику рук)))
    Разумеется, кроме фантазии, вкуса и ощущения цвета)))
    Спасибо за статью))))

  • Все так!

    Техника, с которой знакома моя внучка и чуть-чуть я.
    Реклама ей нужна. Техника понятна малышам и
    их продвинутым родителям. Оценка отлично.

  • Эвелина, супер! В смысле, и сама техника - супер, и написано так, что хочется взять и немедленно попробовать (причем, с уверенностью, что все обязательно получится!).

    Но у меня тоже вопрос по сохранению. Не "поплывет" ли, не "взмокнет" ли пластилиновое изображение при высоких температурах? Скажем, если висеть будет на кухне (а там ведь температурный режим при работающей духовке - ого-го каким может быть). А летом? А если денек выдался 35-40 с плюсом? Да еще, если картинка-композиция на стене по солнечной стороне размещена?... Вопросы...

    А вот вопрос защиты от пыли, кстати, у меня как-то не возник. Надо просто упаковать пластилиновую картину под стекло. Вот и все. Заказать в багетной мастерской рамку-коробку - и нет проблем. С высокой температурой же сложнее бороться, мне кажется...

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Ольга!
      Да, Нужно признать, что пластилиновые картины необходимо хранить осторожно, особое внимание уделяя температурной стороне окружающей их среды. Ну, и конечно же, ясно, что никто не будет картины, выполненные в пластилиновой технике держать рядом с батареей. ) А, вот, если на солнечной стороне, думаю, что, если она будет под прямыми солнечными лучами, то дальнейший эффект непредсказуем. Наверное, может расплавиться, и потечь. Не проверяла пока.
      Конечно, в плане выгорания, картина, исполненная в любой технике, если висит под прямыми солнечными лучами, то со временем начнет выгорать. И, думаю, что пластилиновые работы тоже не исключение.
      А вот, хранить такие работы под стеклом очень замечательный способ. Просто я его пока не могу исполььзовать по причине своих личных временных затруднений.
      А вообще, есть такие "задумки", и при удобном случае хотелось бы оформить свои работы именно под стекло, в рамки.
      Да, Ольга, Вы, действительно, правы, что стекло- самая лучшая защита и от пыли, и от сырости, и думаю, что в какой-то мере, от не очень сильных температурных перепадов.
      Мои эксперименты продолжаются, и надеюсь, что со временем смогу найти самые оптимальные решения и подходы в вопросах сохранения пластилиновых картин. Если будет интересно, могу позже поделиться результатами своих творческих поисков.
      Удачи и успехов, Вам, Ольга! С Рождеством!

      • Конечно, интересно. Обязательно поделитесь результатами, Эвелина.

        А я еще вот что подумала. Можно ведь совмещать увлечение «рисования» пластилином и фотострасть, например. Даже если картина и не сохранится на долгий период, то фотография останется. Тоже эксклюзив. Тоже можно дальше с ней «работать» (новых технологий масса) - распечатать на полотняном холсте большого формата, скажем. И на стену. Ну, а хранение принтов не вызывает столь острых вопросов

        И Вас, Эвелина, с прошедшим Рождеством! Всех благ.

        Оценка статьи: 5

        • Ольга, спасибо за интересную мысль по поводу совмещения пластилиновой живописи и фото- страсти.
          Я уже об этом думала. А Вы подкрепили мою новую идею своей убедительностью в этом, еще совсем недавно для меня, открытом вопросе. )
          А насчет результатов сохраниенения работ, конечно, сообщу позже. Договорились.

  • Эвелина Ахматова, фантазии человеческие неисчерпаемые! Правда, очень здорово!

  • Алина Даниэль Алина Даниэль Мастер 7 января 2009 в 03:06 отредактирован 7 января 2009 в 03:07 Сообщить модератору

    Эвелина, замечательная статья! Мне давно хотелось узнать какую-нибудь новую технику. Завтра же куплю пластилин и попробую! Я как раз сейчас веду курсы рисунка и живописи и сегодня размышляла о смешивании красок. Ваша статья - просто подарок!

    Вот только непонятно, как сохранить картину. Я помню, что мои детские фигурки со временем сохли, трескались и разваливались.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Алина, за добрый отзыв!
      Вопросами сохранения пластилиновых работ занимаюсь в данное время, и пока провожу эксперименты по двум направлениям.
      Первый способ. Сейчас пробою использовать в качестве сохраняющего пластилиновую картину от запыления и постепенного выгорания обычный лак для волос. Пока не могу ничего утверждать о том, что это можно назвать самым правильным решением из всех других. Но, нужно время, чтобы понять и убедиться. А тем более, что по ходу всех этих экспериментов возникает еще много разных вопросов.
      Следующий способ. Можно попробовать наносить очень тонкий слой бесцветного лака для древесины. Но, опять же нужно время, чтобы проверить не будет ли он давать со временем трещины.
      Есть, конечно, еще более простой способ. Это очень тоненькая пленка, та самая, в которую в магазинах упаковывают скоропортящиеся продукты, типа сыра, колбасы, и др.
      Я пробую эту пленку использовать в качестве защищающего слоя от пыли, влаги и выгорания. Обернув само изображение, таким образом, чтобы пленка была натянута, а на задней стороне нужно закрепить концы, чтобы пленка крепко держалась, и вот, так пока я сохраняю свои картины.
      Эксперименты же с лаками пока у меня на этапе изучения. Как только буду полностью уверена в их низкой погрешности со стороны побочных эффектов, то конечно же, с радостью поделюсь с Вами, Алина, своим опытом.
      А, вообще, современные пластилины совсем уже другие, не те, которые выпускали раньше, еще лет двадцать назад, в моем детстве. есть свои плюсы и, конечно же минусы.
      Желаю Вам удачи, Алина, и солнечных успехов в Вашей интересной творческой работе!

  • Благодарю, Жанна.
    Очень приятно получить такой вдохновляющий отзыв!

  • Эвелина, просто супер! Талант есть талант - что в картинах, что в написании статьи.

    Оценка статьи: 5

  • Можно накладывать "мазки" и в один прием (а-ля прима) мастихином... и фактура интересная, и цвет - сплошной импрессионизм...

    Оценка статьи: 5