• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Корнилова Мастер

Жизнь цыганская: какая она? Часть 1

Однажды на одном из сайтов женской социальной сети я упомянула, что живу с детства буквально среди цыган — в нашем поселке их ОЧЕНЬ много, половина соседей по улице — цыгане. И язык их я понимаю, и т. п. И мне стали задавать множество вопросов о том, что ж они за люди, как живут… Ну, я и пообещала сделать «живое» интервью с кем-нибудь из них, слегка сомневаясь, согласятся ли.

И вот обещанное интервью с цыганкой готово, и я с удовольствием представляю его на ваш суд, но вначале — вот кусочки той информации, которую я зачерпнула по пути в цыганский дом в интернете:

 — В России цыгане являются самым угнетаемым нацменьшинством!
 — Всего на Земле их 8−10 млн.
 — Исповедуют обычно религию того народа, среди которого живут.
 — В разных странах зовут из по-разному: египтяне, богемцы, чехи, фараоново племя, черные и, наконец, рома.

А уважаемый В. Даль иначе, чем «Обманщик, плут, барышник, перекупщик» о цыгане не говорит в своем толковом словаре.

И именно такие слова приходят на ум почти каждому из нас при упоминании этих людей, черноволосых, шумных, веселых, непонятных нам. Очень странное у нас отношение к цыганам: то мы песни цыганские слушаем и плачем чувственно от такого волнующего душу вокала, то мы ругаем их зло, едва завидев в вокзальной толпе цветастые юбки и грязные мордашки маленьких цыганят.

Кто из нас, женщин, не завидовал страстной любви Будулая к обычной деревенской женщине? А кто не замирал от проникновенного голоса цыганской певицы Валентины Пономаренко, когда она пела: «А напоследок я скажу…»?

Откуда в нас эти прямо противоположные эмоции к ним, цыганам? Откуда такой интерес? А они совсем недавно у нас поселились, всего лишь в 18-м веке появилось первое официальное упоминание о них (1733 г.). Мы их просто не знаем еще. И хотя большую часть российской истории жили неплохо, в последнее время вдруг стали изгоями. Да, да, по мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане.

И как их только не называют, этих непонятно как заблудившихся выходцев из Индии! И живут эти десять миллионов человек на нашей планете как инопланетяне, по своим законам, законам выживания. (В Беларуси, кстати, их всего лишь семнадцать тысяч!).

Я знаю цыган не понаслышке, я жила и живу с ними по соседству. Я, пожалуй, не знаю таких людей, которые бы не отзывались о них чаще всего с пренебрежением и даже ненавистью.

Но оказалось, они все же есть: «Мне всё интересно, особенно, история народа. Где-то читала, что цыгане — выходцы из Индии. Правда ли это? А ещё, у меня такой вопрос, может, наивный, но это — по незнанию. Как быть женщине, когда всё время кочуешь с табором? Ведь нужны какие-то элементарные условия чисто гигиенические. И можно ли верить цыганскому гаданию? Я бы хотела узнать побольше о них. Отношусь с огромным уважением и сочувствием. Этим людям много незаслуженных обид приходится терпеть. А о цыганских баронах — это правда? А можно я ещё вопросы придумаю? Очень хочется пообщаться.»

Когда люди на сайтах стали писать мне вопросы для интервью с цыганами, я даже растерялась. Ну, как можно ТАКОЕ спросить у человека, даже у какого-то абстрактного человека, без признаков нации и национальности?

Некоторые вопросы, заданные пользователями двух сайтов, я приведу здесь. Но сразу же оговорюсь, что не все я смогла произнести. Листок с вопросами, скопированными из интернета, я закрывала ладонью, когда мы сидели и беседовали за столом в цыганском доме. Ники пользователей, понятно, убираю, многие просто-таки неприличные вопросы игнорирую.

— Как часто вы моетесь?

Вопрос такой я задать не могла, потому что от Жанны-домохозяйки пахнет той туалетной водичкой, которую может себе позволить только женщина, ну, по крайней мере, со вкусом. А в ванной комнате у них порядок, не так часто встречаемый в квартирах нецыган…

Я этот вопрос перефразировала так: «Жанна, а когда цыгане были кочевыми, как они гигиену поддерживали, как мылись и т. п.»?

 — Старые цыганки и до сих пор знают, и нам, молодым, рассказывают о травах и разных снадобьях. На костер ставился большой чан, в котором готовилась настойка, заменяющая шампунь и что-то вроде мыла или антисептика. Я уже практически ничего не знаю и не умею — нет необходимости. Если ты имеешь в виду вшей, то ведь лет пятьдесят назад эта зараза была знакома не только цыганам, но и всем другим. Каждый боролся по-своему. Конечно, у кочевых людей не было таких условий, как у оседлых. Но одна бричка всегда была наполнена всякой утварью. На стоянке табора в палатках цыгане старались какой-никакой комфорт организовать для себя. В общественные бани ходили в больших поселках и деревнях, платили за это хорошо, потому что пускать-то никто не хотел.

— Считают ли необходимым давать своим детям образование? В нашем городке есть школа для цыган, обучаются по своей азбуке, как же весело и вместе с тем трудно, их обучать. Имею к этому непосредственное отношение.

 — Конечно! Саша наш хочет на юрфак поступать, но мы агитируем получить какую-нибудь техническую, чисто мужскую профессию. Может, строителя… А цыганских детей образованных наши очень все уважают и ценят. Гордятся такими. В Витебске у нас, знаю, есть цыганская школа. Но мы ж своей письменности не знаем. Ты не видела, как, интересно, алфавит цыганский выглядит?

 — Не-а. Посмотрю в интернете, самой интересно. Покажу тогда, Жан.

— Как проходит их старость? Заботятся ли о них их дети?

 — Старость проходит так, как ты ее заложил. Забота о родителях, о их благополучии — первое дело. Причем, разделения на то, кто дороже — родители жены или мужа — нет. Теперь это общие родители. Дети даже на втором плане. Зато потом мы будем у наших детей на первом. Не знаю такого случая, чтобы цыган не слушался или оставил родителей-стариков. Ему придется плохо от старейшин, от совета. Изгонят, накажут.

— А что такое совет старейшин? Он и сейчас существует?

 — Конечно. Это известные всеми уважаемые пожилые люди. Справедливые, честные. Как судьи. Если возникает какой-то спорный вопрос среди цыган, идем к кому-то из них, приглашаем рассудить. Они приходят к нам в дом, вызывают на совет спорщиков, выносят решение. Ослушаться нельзя. Кричать, доказывать — тоже. Просто каждая сторона и свидетели все рассказывают, а старейшины решают. Если вопрос чисто женский (такое бывает), вызывается женский совет старейшин. Мужчины не допускаются.

— В каком возрасте её выдали замуж и как это происходило? Кто в её семье «голова»?

 — Меня выдали замуж в восемнадцать лет. За цыгана. По любви. Такой же молодой был. На свадьбе было 150 человек. Разошлись, потому что работать не хотел, о ребенке не заботился. На совете цыганском разводили, потом и в ЗАГСе. На алименты не подавала, просто ушла и все. Никаких проблем и пересудов не было для меня, для бывшего мужа это плохо, у него испорчена репутация. До сих пор не женился. Сейчас сын заканчивает школу уже. Второй муж Миша стал ему отцом. С братом и сестрой у него отличные отношения, естественно. Ему же о них заботиться придется потом.

 — А что дарят на свадьбу?

 — Ну, кто что может и хочет. Золото в банку трехлитровую не собирают, как в кино показывают. Близким минимум положенный $ 500, дальним — хотя бы $ 200. Родные, как и у всех, могут и квартиру и машину дарить. Зависит от благосостояния.

— Как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

 — Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Так уже исторически сложилось: если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько…

Я думала, что на интервью с Жанной мне максимум часа хватит. Но цыгане есть цыгане — мы постоянно прерывались и все пили и пили чай.

Вот и сейчас у нас чайная пауза… Но мы непременно продолжим!

Статья опубликована в выпуске 22.09.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (45):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 27 сентября 2010 в 16:09 отредактирован 27 сентября 2010 в 16:15 Сообщить модератору

    Наталья Корнилова, уж не знаю, повторю ли я что из комментариев (их не читал), лишь выражу свое мнение:

    мне замечательным образом понятно Ваше стремление скорее понять и принять представителя любой национальности или этнической группы, нежели поторопиться их осудить за что бы то ни было. Это похвально. Я и сам стараюсь делать также. Однако то, что Вы пишите - а мне Ваш рассказ напомнил то же стремление к крайности, пускай и в другом направлении, в отличие от тех, кто стремится в привычном направлении, к осуждению и порицанию - исключение из правил.

    Вы, похоже, из Беларуси? У нас в Гродно я то и дело наблюдаю стайки цыганок и цыганчат. Грязные - о какой гигиене можно рассуждать, когда видно, что дети не мыты месяцами? Попрошайничают - плюхнутся на сырой асфальт и канючат копеечку. Взрослые, как правило, не работают. И не стремятся.

    Это здорово, когда свободен, когда ветер в волосах, а каждое утро - новый город. Но это хорошо для кино и книжек. А в жизни, все же все иначе.

    Я противник стереотипов, тем более, по национальному признаку. Пускай каждый живет, как умеет и как хочет. Но лично я бы предпочел видеть цыгана не гадающего или попрошайничающего, а, например, подметающего двор. Или продающего хлеб в магазине. Или пашущего на тракторе. Вы такое себе представляете? Я - да, но только в виде редчайшего исключения. О чем Вы и написали.

    С уважением.

    • Игорь Ткачев, спасибо. Я всего лишь взяла интервью о оседлых и культурных уже цыган. Мое мнение - сохранить нужно этот народ. А уж каким образом заставить их не воровать, не бродяжничать, какое предложить настойчиво занятие, обеспечившее бы их существование, не в моей компетенции. Да и ни в чьей, жизнь сама распорядится, думаю. В интервью моих выводов, кроме этого, практически и нет.

  • Наталья Корнилова, так вот откуда это ваше неприкрытое в других статьях "позолотите ручку"! Ну да, с кем поведешься, от того и наберешься... Во всяком случае, очень полезное в материальном плане свойство характера (для детей, конечно).

  • Наталья, спасибо за рассказ и Вам, и Вашей соседке за ее ответы

    Оценка статьи: 5

  • Я ту вспомнила -- во мне же осьмушка цыганской крови. Но узнала я это три года тому. Моя бабушка (мама отца) -- Дочь цыганки и русского врача. Возле госпиталя недолго стоял табор, лошадь ударила девочку 10 лет копытом в голову, цыгане её бросили и уехали. А нищенка подобрала, привела в гопиталь и помогала выходить. Девочка выжила и осталась санитарочкой при госпитале, очень красивая была. Старший врач не устоял, взял за жену. Бабушка -- их дочь. Но всегда тщательно скрывала этот факт, вот только тёте как-то проговорилась. А уже после смерти бабушки на девять дней мы сидели за столом и тётя сказала об этом мне, ещё и добавила:"Да ты на отца своего посмотри! Или вон на Стасика!" и погладила по голове своего сына, высоченного смуглокожего красавца, с гибкой фигурой, высокими скулами, чёрными вьющимися густыми волосами и такими тёмными глазами, что зениц не видно

    Оценка статьи: 5

  • Комментарии с негативными оскорбительными обобщениями в адрес цыган будут удаляться.

  • Я, конечно, понимаю, что цыгане есть разные: и цивилизованные, которые культуру народа хранят (театр Жемчужиных), и развесёлая община, которую так любит Куштурица -- жизнь-праздник в карнавале дней, а есть и те, которых мы как раз опасаемся! Ходят грязные по улицам, выкрикивают, пристают к прохожим. Ко мне раз уцепились, молодая и пожилая, молодая вроде как милостыню попросила, а пожилая стала безумную изображать, за рукав дёргать, сумку выдрала, хорошо хоть мужчина прохожий отбил меня и сумку у них! Страху я тогда натерпелась!
    В селе моя мама фельдшером работала, и был вызов в цыганскую хату: на две комнаты восемьнадцать человек! Тоже пришла, разделась, стали по вещам шарить. А мама сказала, что при таких раскладах лечить самую старшую не будет! Старшая просто бровью повела: все вещи оказались обратно на местах!

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Леонова Читатель 22 сентября 2010 в 11:20 отредактирован 22 сентября 2010 в 13:21 Сообщить модератору

    Уважаемые, не надо путать кочевую жизнь с бродяжничеством. Кочевая жизнь неразрывно связана с таким уважаемым делом как, например, животноводство. Избитый пример - монголы. Цыгане же никаких лошадок/оленят табунами сроду не разводили. Они всегда были бродягами, перебивающимися случайными заработками и криминалом. Негативное отношение к народу на пустом месте не заработаешь. [Удалено модератором]
    А цыгане оседлые, как справедливо подметили в одном комментарии, уже мало что имеют общего со своими предками. Кроме остатков традиций, самоназванием "цыгане" и специфической внешности.
    Спасибо, конечно, автору за труд. Но я из статьи почти ничего о цыганах не узнала. Все то же самое можно было бы написать об обрусевших армянах, например.

    • Павел Раин Читатель 22 сентября 2010 в 12:34 отредактирован 22 сентября 2010 в 13:26 Сообщить модератору
      и это - правда

      Ольга Леонова, я, к сожалению, должен с Вами согласиться с начала и до конца - "негативное отношение к народу на пустом месте не заработаешь" - лучше не скажешь.
      У нас в латвийском интернете удивительное единодушие в поддержку французов и неприятие ЕСовских резолюций по Франции. Горячие головы предлагают и наших ромал отправить на их историческую родину - с чего бы это?
      Ну,а то,что цыган строит дома, [удалено модератором], а вот - [I]продаёт - эт да!
      Ничего личного.

      • Павел Раин, у вас в латвийском интернете, и в прессе, и не по-русски, и русских на историческую родину давно требуют отправить. Потому что русские все пьяницы и работать не умеют, и язык не учат, и вообще оккупанты. Думаю, Вы горячо это поддерживаете, ведь Вы объективный такой, ничего личного.

        • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 5 октября 2010 в 06:50 отредактирован 5 октября 2010 в 07:02 Сообщить модератору

          Александр Цуканов, в латвийском интернете и прессе далеко не всё на латышском языке. Навскидку, портал irc.lv - вопросы и ответы - сразу на двух языках. Новости Delfi.lv - так же на двух языках, как и многие другие. Там выпускаются газеты не только русском и латышском, но и на некоторых других языках. А угомонить латышских националистов и русских национал – шовинистов, к сожалению, пока не удается, несмотря на то, что они не составляют большинства населения Латвии.

          Оценка статьи: 5

          • Дмитрий Винтер, вы уже третий, кто не понял мой комментарий. Я всего лишь хотел показать Павлу Раину, что для некоторых латышей он, русский, такой же нежеланный сосед, как для него цыгане. Только он, может, этого и не знает, если по-латышски не читает.

            • Александр Цуканов, Вы наверно не знаете, что в Латвии без знания латышского языка на достаточно хорошем уровне не возможно вести свой бизнес, о наличии которого Павел Раин писал. Даже при том, что он ведет в основном свой бизнес на русском языке, вся отчетная документация в Латвии должна быть на государственном - латышском.

              Оценка статьи: 5

              • Дмитрий Винтер, заметьте, Павел Раин не ответил мне, что он регулярно читает прессу и форумы на латышском и там не встречаются злобные высказывания против русских. Вместо этого он прицепился именно к самим высказываниям, задело. А в этой ветке несколько его националистических комментариев были удалены модератором, поэтому полная картина беседы Вам не видна.
                Какое отношение к теме имеет знание Вами родного языка, вообще непонятно. Здесь мы говорили не о нем, а об отношении к людям другой национальности, основанном на ложных стереотипных представлениях о целом народе.

                • Александр Цуканов, любое знание = инструмент, знание языка = инструмент общения. У меня таких инструментов в наличии несколько. Подчеркивая это знание родного языка - было лишь способом показать, что о ситуации по отношению разногласий у народов, о которых зашла речь, знаю не понаслышке. Возвращаясь, к теме интервью, написанного Натальей Корниловой, предлагаю Вам прочесть мой комментарий к третьей части.

                  Оценка статьи: 5

            • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 6 октября 2010 в 00:53 отредактирован 6 октября 2010 в 00:56 Сообщить модератору

              Александр Цуканов, в отличии от Вас, я читаю свободно и пишу не только по русски, но и на моем родном латышском языке. Я, как и другие, не можем по Вашему комментарию понять что Вы хотели этим комментарием сказать. Мы можем лишь прочитать то, что Вы написали, и из написанного Вами делать выводы. Цитирую Вас: "Я всего лишь хотел показать Павлу Раину, что для некоторых латышей он, русский, такой же нежеланный сосед, как для него цыгане". С чего Вы взяли, что для Павла цыгане нежеланные соседи? А знаете ли Вы, что латышей, которые считают русских нежеланным соседом не больше, чем больных острой шизофренией в процентном отношении и не только среди латышей?

              Оценка статьи: 5

        • Павел Раин Читатель 22 сентября 2010 в 16:32 отредактирован 22 сентября 2010 в 16:41 Сообщить модератору
          м-да-а-а...

          Александр Цуканов,
          "у вас в латвийском интернете, и в прессе, и не по-русски, и русских на историческую родину давно требуют отправить... русские... работать не умеют, и язык не учат, и вообще оккупанты ..." - Вы,часом, не из пропагандистов ли?
          Я начну с конца Вашей,пардон,истерики - я,как раз,из тех самых " русских окупантов ", который ведёт свой русский бизнес в Латвии, общающийся в латвийском интернете на русском языке и которому до сих пор никто не предлагал покинуть эту страну.
          Ну Вы и...
          М-дя-а-а...

      • Павел Раин, а Вы продать пробовали? И стройку организовать? Строитель - это не только тот, кто с молотком в руках водку пьет.

        • Павел Раин Читатель 22 сентября 2010 в 16:24 отредактирован 22 сентября 2010 в 16:41 Сообщить модератору

          Наталья Корнилова, пробовал я, уважаемая, давно, а вот постоянно занимаюсь этим последние 20 лет.
          Стал быть - знаю не понаслышке. За свои слова - отвечаю.
          "Строитель - это не только тот, кто с молотком в руках водку пьет." - так вот, молоток этому делу токо мешает поэтому я своим с первого дня сказал:" Если водка мешает работе, бросай к такой маме эту работу!" Так что - неувязочка с этим у нас.

  • Юлия Савицкая Читатель 22 сентября 2010 в 10:41 отредактирован 22 сентября 2010 в 10:43 Сообщить модератору

    Наталья Корнилова, спасибо, очень интересно. Жду продолжения темы.
    И все-таки. Описанные Вами цыгане - это осевшие семьи, перенявшие во многом образ жизни местного населения. Их жизнь в бытовом и социальном плане не очень отличается от жизни любой другой семьи, просто они пытаются придерживаться каких-то традиций своего народа, да и те потихонечку забывают, в чем и сами признаются. Вот, например, сын Вашей соседки - якобы будущий юрист или квалифицированный технарь. Вы знаете сегодня квалифицированных специалистов-цыган? Если все пойдет по плану родителей, то через 2-3 поколения эта семья будет только вспоминать, что когда-то они относились к цыганам. Таких семей нац. меньшинств очень много и у нас на юге Украины - греки, армяне, евреи в конце концов. Принимая европейский стиль жизни, они неизбежно теряют свои национальные особенности, и только в самых больших праздниках (свадьба, новый год, религиозные праздники) сохраняются отдельные традиции, да и то больше в стилизованном и формальном виде.

    Все-таки кочевая жизнь - главная особенность цыган, этим они и отличались всегда. Этим и обусловлен их способ добывания денег - обман и воровство. Осев и став заниматься трудом, они уже потеряли себя. Это уже совсем не те цыгане. А не любим мы и боимся именно кочевых или тех, кто и осев, сохраняет "полевые" условия жизни. Это их дети бегают в любое время года полуголые с замурзанными мордашками и шарят у прохожих по карманам или клянчат деньги, это их молодежь устраивает поножовщины в сумерках на безлюдных улицах. Они не ходят в школы и не учатся в вузах.
    А какие отношения сохраняют оседлые "окультурившиеся" цыгане с кочевым племенем? Кем предпочитают работать взрослые отцы семейств сегодня (тот же муж Жанны)? Какие источники доходов обеспечивают подарки в 200-500 долларов в среднем и далеко не бедную жизнь, ведь женщины традиционно занимаются только семьей? Вот что интересно было бы узнать.
    Поэтому жду с нетерпением продолжения темы.

  • Наталья Корнилова, очень интересная статья! Ведь действительно очень мало знаем о цыганах! Очень близко с ними не общалась. Хотя с детства есть небольшой негативный опыт и настороженное отношение, а всё же любопытно узнать о них побольше, об их культуре, обычаях.
    Спасибо, Наталья, за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Корнилова, отлично, подтверждаю каждое слово - мне тоже пришлось жить рядом с цыганами - лучших соседей просто не знаю. Я когда-то уже писала статью о цыганах, добавить нечего, кроме вот разве - мои новые друзья из Питера, поющая семейка. Поет и пляшет даже маленькая Маруська - моя любимица

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Корнилова, вы такая молодец! Очень хорошо и правильно сделали, что написали

    Оценка статьи: 5