• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка древности: какой она была?

Первобытное общество

Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше), «почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо.

Фото: Depositphotos

Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки.

Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.

А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России — здесь ситуация намного хуже.

Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».

Небольшая справка: Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уайльда в одноименном фильме 1997 года, кто-то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы.

Стивен Фрай
Стивен Фрай
Фото: ru.wikipedia.org

Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык. Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.

Те, кто решит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением — музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.

Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что — у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала — откуда?

Музыка — ровесница человечества

Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?

Африканский барабан ашико
Африканский барабан ашико
Фото: Freddythehat, en.wikipedia.org

Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.

Находки археологов — тоже большая тема для исследований. Каменные плиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива — струна), флейты из костей и рогов различных животных — это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.

Предполагается, что очень рано сложились и первые песни первобытного общества: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.

И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.

Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец — это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.

Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 — основной тон, 2—5 — вторая — пятая гармоники, соответствующие первому — четвёртому обертонам
Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 — основной тон, 2—5 — вторая — пятая гармоники, соответствующие первому — четвёртому обертонам
Фото: Baba66, ru.wikipedia.org

Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном — мелодии минорные (если кто помнит, минор — это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.

Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.

Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа — почему так происходит.

Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение — отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.

Тувинская певица Намчылак Сайнхо (горловое пение)
Тувинская певица Намчылак Сайнхо (горловое пение)
Фото: Nomo, ru.wikipedia.org

Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития — и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.

О музыке древних цивилизаций можно будет прочитать в следующий раз. А в комментариях можно послушать песни африканских племен и горловое пение.

Статья опубликована в выпуске 16.08.2011
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне нравится решение руководства журнала публиковать статьи, написанные давно-давно. С удовольствием читаю Галю Константинову, в частности, о музыке. Музыка звучит уже в словах, в тексте...

  • В одну статью все не поместишь, так что спрошу здесь. Что Вам известно о варганах и соответствующей музыке? Я знаю, что это чуть ли не самый древний инструмент. Распространен был еще во времена шаманов. Сейчас есть мастера-варганавты, вроде Надишаны. А еще обычно варган играет на одной ноте, но почему-то очень разнообразно получается. За счет чего? Длительности, обертонов или как?

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 8 декабря 2011 в 22:04 отредактирован 8 декабря 2011 в 22:04 Сообщить модератору

      Александра, варган – очень интересный инструмент и работает по принципу обертонового звукоряда – то есть по законам физики. У него много названий, с этим долго разбираться. Там действительно звук только один – то есть на одной высоте, а движением губ и колебанием воздуха где-то там, в связках достигаются обертоны, которые и «творят» мелодию. НАдо поискать, у меня были фотографии подобных инструментов.

      Одним словом, я не самый большой спец в этом вопросе. Но хорошо отношусь, даже очень. ))Я вообще заведомо хорошо отношусь почти ко всему, за исключением одного. И к западной музыке, о которой пишу, и к музыке восточных традиций, о которой еще не писала. И к «домашней» гитаре, и к народной музыке (которой нет), и к городской музыке, и к джазу. Ко всему, что живое и настоящее. И даже к эстраде бы нормально относилась, если бы она не выродилась в шабаш и мертвечину под названием российская попса.

  • Галя Константинова, как всегда отличная статья! Прочла с огромным интересом и удовольствием. Спасибо!!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, даже Вселенная звучит музыкой. Интересная тема.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Решетняк, по Пифагору - да.

      Спасибо.

      • Все в мажоре

        Галя Константинова, детки лет до 6-7 любят напевать от полноты сердца сои собственные мотивы, и мотивы эти всегда в мажоре. Наблюдения за собой: если раньше мои "мурлыкания", даже в веселую минуту, как правило, были минорными, то по мере взросления, определенной работы со своими мыслями и чувствами, как-то незаметно перешли в мажор.

        Оценка статьи: 5

        • Интересное наблюдение. Я не могу поделиться ничем подобным.

          Но Вы знаете, мажор-минор - понятия сравнительно недавние, до этого было все по-другому. Корректно можно говорить только об интонациях. Это что касается истории. А вот что касается психологии детей и их восприятия - очень итересно. Не обращала внимания, а жаль. В любом случае, это предполагает новую и очень перспективную в плане исследований тему.

          • Галя Константинова, Покопалась в памяти - да, о молодости мажор-минор что-то слышала. Что касается детишек, в студенческие годы я подрабатывала летом в детском саду на выезде, так что материала для наблюдений хватало. Было это очень давно, в начале 70-х, сад ведомственный. В том детсаду дети пели, вот ей-Богу!
            Да и мои собственные мальчишки вслед за мной тоже выдавали вокальное сопровождение жизни, всегда в мажорной интонации в отличие от меня. Статья отличная! Спасибо! Вместе с соседкой слушали и танцевали.

            Оценка статьи: 5