В Вендене — всё спокойно. Как-то потихоньку, без осад и штурмов, замок занял польский гарнизон. Впрочем, эта часть Ливонии была передана Готхардом Кеттлером, последним ландмейстером и первым герцогом Курляндским, Великому княжеству Литовскому по Виленскому договору.
Битва за Венден
В 1577-м армия короля Ливонии Магнуса заняла Венден, Вольмар, Кокенгаузен, Ашераден и некоторые другие города и замки. Без боя.
Магнус вызывал городские власти и гарнизонных командиров на переговоры и предлагал выбор: его солдаты занимают город сейчас или чуть позже — войска Ивана Грозного. Все соглашались стать подданными Ливонского королевства.
Откуда в Ливонии король? Вроде бы раньше не было.
Когда Иван Грозный понял, что ему не удастся присоединить Ливонию к Московскому царству, он решил создать здесь как бы самостоятельное государство, которое бы всех устроило, но было бы зависимо от Руси. И назначил королём Магнуса, брата короля Дании и Норвегии Фредерика II.
Но Магнус, воспользовавшись поддержкой царя, не особо желал стать его вассалом. И даже вёл переговоры на эту тему с королём Польши. Царь Иван на своего протеже крепко обиделся.
Магнус находился в Вендене, своей временной столице. Когда русская армия подошла к городу, король из города бежал, а бургомистру посоветовал сдаться без проволочек. Воины московской армии, едва войдя за городские ворота Вендена, начали грабить, жечь и убивать. Те из жителей города, кому это удалось, укрылись в замке и приготовились к обороне.
Пять суток русская артиллерия обстреливала Венденский замок. Башни и стены держались. Но боеприпасы, вода, продовольствие у осаждённых почти закончились. Защитники замка собрались в подвале западного крыла замка (между Северной и Западной башнями). Комендант Генрих Бойсманн лично поджёг бочки с порохом. Взрыв был колоссален, люди погибли мгновенно, но от подвала кое-что осталось — можете убедиться.
Иван Грозный сильно озлился на Венден, всех отловленных жителей убивали лютой смертью, так что живые завидовали мёртвым. А Магнуса царь простил, как ни странно.
В этом же 1577-м, в декабре, к Вендену подошёл письмоводитель управляющего Задвинским герцогом Иоганн Биринг. Армия Биринга — 180 всадников и 200 крестьян, но с этим войском он уже успел захватить большую часть Видземе.
Караульная служба в Вендене неслась отвратительно. Ворота вообще не заперты. Люди Биринга спокойно проникли в замок и только тогда были обнаружены, когда забили в барабаны. Русский гарнизон отреагировал оперативно — незамедлительно сдался.
Кстати, Иоганн Биринг за свои подвиги получил от короля Польши имение. Так оно и называется — Бирини. Там сейчас дворец-гостиница и парк отдыха. Такой вот письмоводитель был — замки захватывал, как будто так и надо.
В следующем году русская армия подошла к Вендену и начала правильную осаду. В артиллерии недостатка не было, удалось пробить брешь в замковой стене. Но тут пришло известие, что поляки на подходе. Что за силы, большая армия или маленький отряд — такими вопросами воеводы не утруждались, спешно сняли осаду и отступили.
Но Венден Ивану Грозному был нужен. В октябре 1578-го он снова послал сюда большую армию, которой командовали аж шесть воевод. Но только они начали осаду, как на них обрушился объединённый шведско-польский корпус Юргена Боя и Андрея Сапеги. Татарская конница сразу бежала, но были в московской армии и боеспособные части, стойко державшие оборону в течение дня. Ночью главные командиры — князь Голицын и дьяк Щелкалов — бросили армию и скрылись в неизвестном направлении.
Утром битва возобновилась, князь Хворостинин пытался организовать оборону, но теперь русские были в меньшинстве, да и не способствовали поднятию боевого духа предыдущие события.
После разгрома под Венденом царская армия больше уже не пыталась куда-то наступать и перешла к тотальной обороне.
Польша и Швеция
В 1600-м началась польско-шведская война. Несколько странно, вообще-то, королём Речи Посполитой (Польши) и Швеции был один и тот же человек — Сигизмунд III Ваза. Но шведский риксдаг постановил Сигизмунда королём Швеции не считать. А там уже и до войны недалеко.
Первой операцией шведов был поход на Венден. Уже в январе 1600-го к городу подошёл шведский корпус. 400 польских кавалеристов, дислоцированных в Вендене, сделали вылазку и, пользуясь внезапностью, смешали ряды шведской конницы. Шведские кавалеристы побежали, прямо через порядки своей пехоты, смяли её и разогнали.
Но столь впечатляющий подвиг ничего не дал полякам в плане стратегическом. Отпраздновав победу, они дотла разорили город Венден и ушли к Риге. Шведы заняли замок и то, что осталось от города.
Несколько раз Венден переходил от поляков к шведам и обратно.
Теперь о вреде курения. Особенно вредным для здоровья в те времена считалось курение в пороховом погребе. Однако польский комендант Вендена мнением докторов пренебрегал. Здоровью своему нанёс непоправимый ущерб, да и весь южный корпус Венденского замка взлетел на воздух.
В 1627-м король Швеции Густав II Адольф пожаловал Венден риксканцлеру Акселю Оксеншерне. Кроме Вендена ещё Вольмар и 13 имений. Венденскому замку положение столицы видземских владений Оксеншерны пошло на пользу. Многие из пострадавших в предыдущий период строений были отремонтированы, некоторые восстановлены. Даже несчастный южный корпус.
Но в 1680-м Карл XI решил провести тотальную редукцию в Видземе. То есть, проще говоря, поотбирал имения у их владельцев, и всё. Не избежали сей участи и потомки Акселя Оксеншерны.
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.