• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Виллем Кальф, «Натюрморт с оружием». А только ли с оружием?

Виллем Кальф (нидерл. Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта. Сочные краски, детально выписанные картины сделали его очень популярным. Один из несколько необычных натюрмортов — «Натюрморт с оружием», написанный им — предположительно — в 1643—1645 годах.

Перед нами, кажется, полное снаряжение далеко не бедного военного. И как бы ничего другого нет. На полу лежит щит с золотой бахромой, поверх него — богато украшенная сабля, налокотники (один виден хорошо, второй прикрыт белой не то скатертью, не то накидкой), на втором плане — пистолет и нагрудник от лат. На обитом красным бархатом и украшенном серебряной бахромой кресле — труба с серебряными кистями, шлем с фигуркой дракона. На мраморном столе, прикрытом голубой скатертью, стоит блюдо внушительных размеров (видимо, позолоченное), стоит деталь от лат, сосуд неизвестного назначения, лежит кувшин, кинжал с золотой по виду цепью и медалью на этой цепи, кубок из раковины наутилуса.

Как бы все говорит, что картина — военная. Но есть пара деталей, которые выходят из этого смыслового ряда. Самое первое, что бросается в глаза — кусок белой ткани с серебристой бахромой. Он никак не вяжется с набором воинских предметов. Второе — возле зеркала, на которое сверху спускается бархатная портьера с золотой бахромой, лежит коробочка с небольшими предметами, очень похожими на женские украшения.

При всем богатстве обстановки треснувшая мраморная плитка на полу под креслом говорит о том, что в этом доме (если его можно назвать домом) нет хозяйки. Тогда для кого украшения? И почему у военного все его причиндалы набросаны так, как будто владелец куда-то очень спешил?

Возможно, к нему пришла дама? Раз она у него — ясно, что… Он, в свою очередь, показал свою щедрость — коробочка с украшениями. Про богатство говорить нечего, его не надо было демонстрировать — вся посуда и до этого стояла на столе, вряд ли ее куда-нибудь убирали.

А вот как объяснить беспорядок? Скорее всего, они пришли вместе. Коробочка уже была на столе. Потом он начал спешно разоблачаться и покидал все, как попало. Видимо, в спешке он задел скатерть, она съехала со стола (хорошо, что ничего не упало). А потом он помог своей гостье снять накидку — и так же в спешке бросил ее на стол. Ну, уже было не до порядка.

Другой вариант — он пришел домой с военной добычей. И с дамой. Быстренько разложил все на столе: блюдо, кувшин, кубок, открыл коробочку с украшениями. Спешил так, что некогда было поставить нормально упавший на бок кувшин. Ну, а дальше — по первому варианту: быстренько снял с себя снаряжение, побросал его как попало на стол и на пол, потом помог гостье снять накидку и бросил ее на стол. Наводить порядок — да было уже не до того…

Третий вариант — художник собрал вместе все самые интересные вещи, которые у него были, и разложил их, как Бог на душу положит. А потом нарисовал картину.

В любом случае Виллем Кальф донес до нас красоту окружавших его предметов. Это и кубок из раковины наутилуса, и шлем с фигурой дракона, и богато украшенные цветными камнями сабля и кинжал, и вычурный кувшин. Сегодня невозможно сказать, эти предметы — плод фантазии художника или они на самом деле существовали. Нам остается только гадать и любоваться картиной.

Статья опубликована в выпуске 3.05.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: