• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Знаменитые кинонаряды. Как было создано самое известное «маленькое чёрное платье» всех времён?

У Одри Хепбёрн было два мужа, два сына, но только один любимый модельер. Она называла его «лучшим другом», а он её не иначе, как «сестрой».

Кадр из к-ф "Завтрак у Тиффани" (1961).

Знакомство Хепбёрн с Юбером де Живанши состоялось, когда она отправилась в Париж в поисках костюмов для фильма «Сабрина» (1954). Сначала актриса зашла к заслуженному мэтру моды — Кристобалю Баленсиаге. Но тот был занят подготовкой очередной коллекции и направил Одри к своему бывшему ученику — Юберу Живанши, который, несмотря на молодость, уже имел собственный Дом моды.

Когда Живанши доложили, что с ним желает встретиться «мадемуазель Хепбёрн», он поначалу подумал о Кетрин Хепбёрн — кинозвезде 1930−40-х годов. Впрочем, однофамилица его не разочаровала. Кутюрье сразу был восхищён её тонкой девичьей красотой.

Юбер Живанши:
«Моим первым впечатлением было ощущение, что она похожа на хрупкую зверушку — с такими огромными глазами и совсем без косметики. Она была очаровательна».

Восхищение было взаимным.

Одри Хепберн:
«Это единственная одежда, в которой я чувствую себя самой собой. Он гораздо больше, чем кутюрье, он — творец личности».

Актриса тут же решила, что именно платья Живанши идеально подойдут для «Сабрины». Работу модельера оценили и зрители. Наибольшие похвалы вызвали два платья: одно — белое с цветочным узором и открытыми плечами, второе — чёрное с высоким трапециевидным воротником, который тут же прозвали «декольте-Сабрина» (актриса хотела, чтобы платье прикрывало её ключицы).

Сближению актрисы и модельера в чём-то поспособствовал и скандал, разразившийся после выхода фильма. Началось с того, что в титрах «Сабрины» вообще «забыли» упомянуть Живанши. На его месте стояло имя Эдит Хэд, которая лишь контролировала процесс подготовки костюмов. Дальше — больше. Когда фильм получил «Оскар» за лучшие костюмы, статуэтку вручили всё той же Эдит Хэд, а та в своей речи не сказала об истинном авторе одежды ни слова.

Хепбёрн пришла в ярость и даже выдвинула ультиматум: отныне Живанши становится её постоянным модельером. И, действительно, он создавал костюмы для таких фильмов, как «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Шарада», «Париж, когда там жара», «Как украсть миллион»…

Однако самой культовой работой Живанши для Хепбёрн стало платье из к-ф «Завтрак у Тиффани» (1961), которое называют «лучшим маленьким чёрным платьем всех времён». Получается, что он обошёл саму Коко Шанель, которая это «маленькое чёрное платье» (МПЧ), собственно, и изобрела.

По легенде, модельерша создала МПЧ в память о своём любовнике — Артуре Кейпеле, который в 1919 году погиб в автокатастрофе. Злые языки язвили, что Шанель не могла официально носить траур, поэтому заставила это сделать всех женщин Франции.

То, что до Коко де Шанель чёрный цвет не являлся модным шиком и использовался в основном в траурной одежде — правда. Что же касается Артура Кейпела — то между его смертью и появлением первой модели знаменитого платья прошло целых семь лет.

Более достоверной выглядит история о том, что на эту идею Шанель натолкнула чёрная униформа французских продавщиц. Чрезмерную яркость, пышность, крикливость платьев Коко всегда недолюбливала. Она заявляла: «Чем дороже выглядит платье, тем беднее оно становится. Я всех облачу в чёрный, чтобы развить у них вкус».

Шанель видела в чёрном цвете не мрачность, а таинственность (а «вернуть женщине таинственность — значит, вернуть ей молодость»). Кроме цвета, МПЧ отличали простота формы и отсутствие декоративных элементов (разнообразить его предлагалось с помощью аксессуаров). Такое платье было уместно в любое время суток и доступно даже для женщин скромного достатка.

МПЧ героини «Завтрака у Тиффани» также стало показателем перелома в мире моды. Господствовавший до этого «New Look» с его пышными бальными платьями постепенно уступал место более простым и молодёжным формам.

Возможно, всё было бы по-другому, если бы на роль Холли Голайтли — провинциалки, пытающейся всеми силами пробиться в светское общество, — согласилась Мэрилин Монро (как того настойчиво хотел автора романа «Завтрак у Тиффани» — Труман Капоте). Однако окружение актрисы посчитало, что роль «девушки по вызову» повредит её имиджу. Так вместо роскошной Монро на экране появилась трогательная, забавная и непосредственная девчушка в исполнении Хепбёрн. А там, где Хепбёрн, там и Живанши…

Одри Хепберн:
«Я должна быть стильной Холли Голайтли. Даже если это единственное, что я могу привнести в роль».

Знаменитое «МПЧ всех времён» представляло собой длинное облегающее платье из атласа, слегка собранное на талии и без рукавов. Одной из «фишек» платья были специфические вырезы сзади, оголяющие лопатки. Следуя заветам Шанель, Живанши большое внимание уделил аксессуарам, в число которых вошли:

 — классические нити жемчуга на шее;
 — хрустальная тиара на голове, украшающая причёску «а-ля пчелиный улей»;
 — длинные чёрные перчатки;
 — огромные солнцезащитные очки-вайфареры;
 — длинный мундштук.

Именно этот образ Хепбёрн был растиражирован на постерах и рекламных фото. Хотя в самом платье героиня предстаёт лишь в самом начале фильма, когда ранним утром выходит на безлюдную 5-ю авеню, чтобы съесть свой завтрак у витрины ювелирного магазина «Tiffany» и помечтать о красивой жизни…

Хотя имя Живанши на этот раз упомянуть не забыли, в дизайн платья снова вмешались голливудские продюсеры и Эдит Хэд. Дело в том, что изначально платье было несколько короче и имело разрез вдоль левой ноги. Странно, но разрез показался слишком фривольным даже для девушки по вызову, и Эдит Хэд заставили полностью переделать низ платья.

В результате она убрала разрез, сильно удлинила подол и при этом затянула его снизу. Неудивительно, что Хепбёрн в этом платье не ходила, а, скорее, семенила мелкими шажками, подобно гейше. Кроме того, чтобы платье держало форму, его начинили конским волосом и развесили в нужных местах свинцовые грузики.

А вот художник постера к фильму — Роберт Макгиннис — разрез на платье оставил и ногу героини продемонстрировал, заявив, что так афиша выглядит привлекательнее.

Тем не менее ни одна из трёх копий оригинального платья Живанши так в фильме и не засветилась. Зато они остались для истории (считается, что по просьбе Хепбёрн «фальшивые» платья от Эдит Хэд после съёмок были уничтожены).

В ноябре 2006 года на обложке журнала «Harper's Bazaar» в оригинальном МПЧ от Живанши появилась актриса Натали Портман. Как оказалось, снимок предварял аукцион, на котором одна из копий была продана за 923 тыс. долларов.

А в 2010 году компания «Lovefilm» присудила платью из «Завтрака у Тиффани» титул самого лучшего женского наряда в кино. Интересно, что 6-е место занял ещё один наряд Одри Хепбёрн — из к-ф «Моя прекрасная леди» (1964). Но на это раз его создавал не Живанши…

Дело в том, что фильм был киноадаптацией успешного бродвейского мюзикла 1956 года. А мюзикл, в свою очередь, был поставлен по знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» — той самой, где профессор-лингвист побился об заклад, что превратит вульгарную цветочницу Элизу Дулитл в истинную леди.

Разработкой декораций и костюмов для мюзикла занимался Сесил Битон. Поэтому режиссёр, недолго думая, решил привлечь Битона и к работе над фильмом — всё в том же амплуа дизайнера и декоратора.

Самым ярким нарядом в фильме стал тот, в котором «преображённая» Элиза впервые выходит в свет, а именно — посещает аристократические скачки в Эскоте. В этой сцене Сесил Битон уделил особое внимание не одной Элизе, а всем посетительницам скачек. Он умудрился одеть аж 400 женщин, при этом так, что ни один из нарядов не повторялся.

Прежде чем приступить к работе, Битон опросил очевидцев той эпохи — в частности, свою мать, а также мать актрисы Дайаны Купер — герцогиню Ратленд.

Ещё одним источником вдохновения для Битона стал т.н. «Чёрный Эскот» 1910 года — первые скачки, состоявшиеся после смерти короля Эдуарда VII. Тогда все наряды были решены в чёрной траурной гамме. Битон тоже решил использовать только монохромные цвета, но основной упор сделал на белый цвет.

Самым шикарным, безусловно, был наряд Элизы Дулитл. Бывшая цветочница предстала в платье из кремового шёлка, покрытом кружевами ручной работы и перевязанном полосатыми чёрно-белыми лентами (одна из которых была завязана в бант на «сердечной» стороне груди). Под стать этому белоснежному великолепию были лёгкие перчатки, кружевная муфта, зонтик и огромная шляпа с теми же лентами и двумя страусовыми перьями.

Стоит ли удивляться, что бывшая цветочница тут же покорила сердца окружающих джентльменов. Правда, она чуть было не «прокололась», когда вошла в раж и заговорила на привычном кокни-сленге: «А вот где её шляпа соломенная, новая, которая мне должна была достаться? Спёрли! Вот и я говорю, кто шляпу спёр, тот и тётку укокошил».

Фильм «Моя прекрасная леди» получит аж восемь «Оскаров», два из которых достанутся Сесилу Битону («лучшие костюмы» и «лучший художник»). А в 2011 году роскошное «Эскот-платье» продадут на аукционе за 3,7 млн. долларов.

P. S.: Посмотреть сцены из упомянутых фильмов вы можете по ссылкам в 1-м комментарии к этой статье.

Статья опубликована в выпуске 20.03.2016
Обновлено 5.08.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: