• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Левин Мастер

Василий Григорьевич Перов. Его творчество - обличение порядков Российской империи или тонкая лирика?

Всем нам с детства знакома картина Перова «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», написанная им в 1866 году и в настоящее время находящаяся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. За нее живописец получил звание академика в том же году.

В. Г. Перов, «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», 1866 г. Фото: общественное достояние

Художника не занимала благополучная жизнь детей высших классов. Он изобразил поистине ужасные условия, в которых протекало начало жизни простого русского человека. Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности.

Раннее творчество Перова — это тоже, по сути, глубокая социальная сатира, а то и мрачный пессимизм работ, направленных на обличение существовавших порядков в России. Таковы картины «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861 г.) и «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.).

В. Г. Перов, «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 г.
В. Г. Перов, «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 г.
Фото: общественное достояние

В последнем случае сюжет картины делится на две части. С одной стороны мы видим сытого и толстого попа, а с другой — нищих мальчика и старика. Орден героя Крымской войны на груди старика усиливает общее впечатление социальной несправедливости.

Особенно интересна картина с острым социальным содержанием «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанная мастером чуть позже, в 1865 году. Скромная молодая девушка, одетая в темно-коричневое платье, в руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на звание домашней учительницы, и приземистые фигуры купеческого семейства, на лицах которых видны подозрительная недоброжелательность с цинично-самодовольной улыбкой, разительно контрастируют в произведении. Наверное, совсем не просто придется в этом семействе интеллигентной и образованной девушке, и она, скорее всего, промаявшись какое-то время с купеческими детьми, сбежит от них как можно дальше.

В. Г. Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г.
В. Г. Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г.
Фото: общественное достояние

Но данная статья — это не труд на искусствоведческую тему, не подробный разбор картин знаменитого художника, а попытка разобраться с интересной коллизией, или даже трагедией, произошедшей в семье Перова.

В 1870 году у живописца умерли жена и двое детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты резко подорвала здоровье художника, и писать картины-протесты он больше не мог.

И здесь возникает интересный вопрос. Мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и помощь другим людям. Но где та хрупкая грань, за которой страдание может просто разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье? Поэты, художники, писатели и философы ХIХ века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество и победу позитивной философии и психологии в ХХ и ХХI веке. «Думай позитивно и будет тебе счастье и достаток». Но это уже другая крайность, достойная порицания.

В. Г. Перов, «Голубятник», 1874 г.
В. Г. Перов, «Голубятник», 1874 г.
Фото: общественное достояние

Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. Особенно в этом плане выделяется его картина «Голубятник» 1874 года. Это очень светлая и оптимистичная картина, в которой ощущается и летнее тепло, и радость жизни, и озорство юности, и, конечно, любовь. Как не похожа она на предшествующие периоды творчества живописца!

В. Г. Перов, «Ботаник», 1874 г.
В. Г. Перов, «Ботаник», 1874 г.
Фото: общественное достояние

А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где великий художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины. Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов.

В. Г. Перов, «Охотники на привале», 1871 г.Фото: ru.wikipedia.org
В. Г. Перов, «Охотники на привале», 1871 г.
Фото: общественное достояние

В последние годы жизни художника в его творчестве происходят кардинальные перемены. Он написал ряд картин на исторические и религиозно-мифологические темы. Здесь можно выделить картину «Первые христиане в Киеве», 1880 г. В мрачной пещере первые христиане читают молитвы. Картина носит ярко выраженный мистический характер.

В. Г. Перов, «Первые христиане в Киеве», 1880 г.
В. Г. Перов, «Первые христиане в Киеве», 1880 г.
Фото: общественное достояние

И в заключение статьи хотелось привести любопытный факт из жизни Перова.

Маленький Василий рано научился читать и писать. Местный дьячок, у которого обучался будущий мастер, за успехи в чистописании и прозвал его Перовым. Впоследствии это прозвище было принято художником в качестве фамилии, а родился он в Тобольске 23 декабря 1833 года.

Василий Григорьевич Перов умер в возрасте 49 лет 29 мая 1882 года от туберкулеза и похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Статья опубликована в выпуске 2.02.2018
Обновлено 3.02.2023

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: