• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Как Юрий Кнорозов расшифровал письменность индейцев майя?

После окончания университета Юрию Кнорозову претендовать на аспирантуру не приходилось. В его биографии была «черная строка» — пребывание на оккупированных территориях.

Вид на руины города Ушмаль, Мексика Фото: Depositphotos

Перейти к предыдущей части статьи.

Благодаря своему научному руководителю Кнорозов стал сотрудником Музея этнографии народов СССР. Это богатый музей, который находился в Ленинграде. Его фонды следовало перебирать после минувшей войны и блокады. Кнорозов жил в небольшой комнатенке прямо при музее и занимался самой черновой музейной работой. Как иронично заметил сам Юрий, он выбивал пыль из туркменских ковров.

Параллельно Кнорозов начал работы по дешифровке письменности майя. Как помним, его, что называется, взял за живое заголовок одной немецкой статьи, утверждавший: расшифровать эту письменность невозможно.

Что же сделал Кнорозов, чтобы опровергнуть это утверждение?

Для начала он перевел отчет о делах в Юкатане де Ланды со староиспанского на русский язык. Следующим шагом было составление каталога иероглифов майя, после чего стал ясен характер этой письменности. Какая она: алфавитная, слоговая или иероглифическая?

  • Если бы письменность майя была алфавитной, в которой каждый знак служил бы для передачи звука, это письмо состояло бы из небольшого числа уникальных символов.
  • Если бы письменность майя была слоговой, как, например, индийская письменность деванагари, она бы содержала от 50 до 100 знаков.
  • Если же письменность майя была иероглифической, вроде китайской, один знак в ней передавал бы целое понятие и число уникальных символов измерялось бы тысячами.

Кнорозову были доступны копии всех трех уцелевших кодексов майя. Он насчитал в них всего 355 не повторяющихся знаков. Какой вывод? Майанская письменность — слоговая.

Составляя каталог символов майанского письма, исследователь одновременно определил, какие знаки употребляются чаще, а какие — реже, что позволило выделить предлоги и служебные части речи.

Каталог иероглифов майя Кнорозов опубликовал в 1947 году. Это была его первая работа по майанистике. Соответствующая статья под скромным названием «Древняя письменность Центральной Америки» была опубликована в журнале «Советская этнография» в 1952 году.

Большую часть жизни Юрий Кнорозов проработал в Кунсткамере
Большую часть жизни Юрий Кнорозов проработал в Кунсткамере
Фото: ru.wikipedia.org

Следующая догадка ученого состояла в том, что алфавит де Ланды составлен не из букв, а из слогов, напоминающих по звучанию названия соответствующих испанских букв. Пользуясь этим, Кнорозов смог прочесть некоторые слова.

Страница дрезденского кодекса
Страница дрезденского кодекса
Фото: ru.wikipedia.org

Дальше началась кропотливейшая работа. Кнорозов искал один и тот же знак в нескольких местах и стремился выделить осмысленные фразы. Если такую фразу удавалось выделить, можно было угадать, как читаются новые знаки. Число прочитанных иероглифов возрастало. И снова скрупулезный поиск по всему тексту с учетом уже новых знаков, снова выделение осмысленных фраз и обнаружение того, как читаются новые знаки. Сколько таких итераций надо было проделать, чтобы разгадать практически все письмена индейцев майя!

О результатах своей работы Юрий Кнорозов доложил 29 марта 1955 года. В своей диссертации он рассказал о методах дешифровки. Этот результат был признан настолько значительным, что соискателю присудили сразу степень доктора исторических наук.

Как тут не сравнить двух Юриев! Юрий Кнорозов сразу стал доктором исторических наук, перепрыгнув через степень кандидата наук. Несколько лет спустя, Юрий Гагарин улетел в космос старшим лейтенантом, а возвратился майором, перепрыгнув через одно воинское звание.

Разгадкой письменности индейцев Центральной Америки занимались ученые из разных стран. Никто не ожидал, что способ чтения иероглифов майя откроет ученый из Советского Союза, который до этого ни разу не бывал ни в Мексике, ни в Гватемале — в тех местах, где когда-то существовала империя майя. Сам Кнорозов иронично замечал по этому поводу:

«Я — кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».

Те же зарубежные историки, которые «по пирамидам скакали», узнав об открытии Ю. Кнорозова, разделились на два лагеря. Одни высоко оценили прорыв советского ученого и стали пользоваться его результатами, применяя аналогичные методы к расшифровке новых загадочных надписей. Другие же решили не признавать открытие Кнорозова из принципиальных соображений.

Жозеф-Николя Робер-Флёри, «Галилей перед судом инквизиции», 1847 г.
Жозеф-Николя Робер-Флёри, «Галилей перед судом инквизиции», 1847 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Когда речь идет о «принципиальных соображениях», теоретически эти соображения чаще всего сводятся к тому, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Практически же это означает, что затронуты личные интересы. Признание большого открытия одним махом похоронит множество открытий маленьких. Маленьких, но зато собственных, и потому таких родных. Как же тут не возражать?

Западные ученые, к счастью, не были настолько закалены в идеологических битвах, как ученые советские. Кляузничать на своих коллег в органы госбезопасности их никто не приучал. Поэтому Юрий Кнорозов не вступал в «принципиальные» споры с зарубежными оппонентами. Но, будучи воспитанником советской исторической школы, он, так же как его научные руководители, разглядел один опасный идеологический ухаб.

Дело в том, что Фридрих Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» воспользовался классификацией цивилизаций, которую разработал американский историк и социолог Льюис Генри Морган (Lewis Henry Morgan; 1818 — 1881). Согласно этой классификации, индейцы относились к «дикарям», у которых не могло быть письменности. Таким образом, наличие фонетического письма у индейцев майя противоречило марксистской догме.

Новоиспеченный доктор исторических наук Кнорозов своей работой доказывал, что великий классик марксизма — сказать страшно — ошибался! Среди современников Юрия Кнорозова число философов, готовых бороться за чистоту марксизма, было несравнимо больше, чем число современников Диего де Ланды, готовых бороться за чистоту христианства. На костер бы они, конечно, не послали, но серьезно попортить жизнь могли.

К счастью, Ю. Кнорозов, издалека оценив опасность, смог обойти подобного рода «принципиальные» споры. Честно говоря, тогда Южная Америка виделась советским идеологам совсем не «пылающим континентом». До того момента, как в числе мировых политиков оказался Фидель Кастро, было еще добрых четыре года. Ну, и слава Богу!

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 7.04.2018
Обновлено 1.10.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: