• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Буханцов Профессионал

Распространенные заблуждения о косметике. А что говорит реклама?

Как приятно убаюкаться под чревовещание Нашего Квадратного Друга — телевизора. Дескать, это Чудо-Средство подарит вам вечную молодость, с тем Волшебным Кремом ваш цвет глаз изменится на серо-буро-малиновый, а вот в Этом Удивительном Флаконе — только Натуральные Традиционные Компоненты, которые, само собою, лучше всяких лекарств.

А напоследок благоглупость типа — «Ты Это Заслужила» (чтобы не напроситься на неприятность, дословно цитировать не буду)…

Иногда «интеллектуальность» этого вещания открывает собственную недобросовестность. Так однажды всерьез звучало утверждение: зачем, понимаешь, вам противные фрукты, толку с них никакого, а вот Наши Витамины — это Да!!!

Но такая очевидная бездарность встречается нечасто, обычно авторы оказываются хитрее и маскируются умными словами. Как же отличить правдивую рекламу от пакости? Продолжаем разбираться.

Косметика способна омолаживать кожу

С возрастом у всех людей происходят закономерные и, к сожалению, неотвратимые перемены. Кости лица немного деформируются, уменьшается количество подкожного жира, придающего лицу форму, кожа снижает упругость, отвисает и покрывается морщинами. Некоторые лекарства могли бы повлиять на эти процессы, но по правилам ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) никакая косметика не должна содержать лекарства. Так что если о какой-то марке утверждают, что «продается только в аптеках» — не верьте, это лишь реклама. Косметика может придать косметические улучшения (вот вам каламбур) — временно подтянуть и увлажнить кожу, создавая видимость омоложения. По прекращении использования косметики все очень быстро вернется «в норму».

Следует использовать проверенные, привычные вам средства

Со временем все меняется. Ваша фигура, бывшая когда-то девичьей, могла сильно измениться — вы ведь не будете каждый день носить свое школьное платье?.. Структура и тип кожи, волос, подкожных образований — все со временем преобразуется, согласно печальным и неумолимым законам жизни. Та косметика, которая работала в юности, перестанет работать в зрелости и может принести вред позднее. К тому же, косметология не стоит на месте. Чуть ли не каждый месяц появляются новые, более совершенные средства. Обращайтесь к косметологам за консультацией!

Увлажняющие средства следует использовать постоянно

Нет никаких доказательств того, что использование увлажняющих средств предотвращает или хотя бы замедляет старение кожи и появление морщин. Лучший способ увлажнения кожи — употребление достаточного количества жидкости.

Как ни странно, это действительно так. Все кожные проблемы связаны с внутренней средой организма, с состоянием внутренних органов и общим здоровьем человека. Неразумно поддаваться на рекламные уловки и забывать о здоровье в угоду жадным продавцам косметики. Увлажняющие средства лишь помогают поддерживать то состояние кожи, которое есть на данный момент, улучшения же ждать не приходится.

Вся косметика совершенно безопасна

Долго хранящаяся тушь для ресниц становится «рассадником» бактерий, очень легко вызывающим воспаление. Если вы открыли тушь три месяца назад — пора купить новую, глаза дороже! Не «слюните» кисточку для туши! В слюне очень много микробов. Снимайте макияж перед сном. Тушь может попасть в глаз — будет невесело. Не используйте другие средства (например, краску для волос) как краситель для ресниц! Средства для ресниц проходят специальную проверку, а от чего-нибудь другого можно и ослепнуть.

Натуральная косметика — самая лучшая

Натуральные компоненты выделяются из продуктов животного и растительного происхождения. Даже самые совершенные методы не позволяют полностью очистить природные компоненты — да и не всегда известно, что и от чего именно следует очистить. А если даже и полностью очистить сырье — оно ничем, поверьте, не будет отличаться от синтетического, только будет в несколько раз дороже. Компоненты сложного состава сложнее контролировать и испытывать.

Посудите сами, в одной партии поступает (к примеру) растительное сырье, заготовленное в чистом месте и в хорошую погоду, а в другой партии — выросшее на обочине автомагистрали и потом вымоченное «кислотным» дождем… Наконец, природные составляющие чаще могут стать причиной аллергии.

Питание для волос

Признайтесь, кому из вас было больно подстригать волосы (боль, причиняемая тупыми ножницами, рвущими волосы вместо того, чтобы их резать, не считается)? А когда у вас последний раз шла кровь из подстриженных волос? Волосы — мертвая субстанция, и питать их столь же бессмысленно, как, к примеру, мазать сметаной губы деревянного идола (подобные ритуалы практикуют шаманы и прочие «отсталые» народы). Свойства волос зависят только лишь от следующих факторов: от здоровья организма, от правильного питания и от правильности обращения со своей шевелюрой.

Например, если использовать «шампуни для повседневного применения», особенно те, которые «против перхоти», то с волос будет постоянно смываться жировая пленка, выполняющая защитную роль; если ежедневно сушить голову феном, если злоупотреблять красками для волос — порча волос неизбежна. В лучшем случае «питательные» средства сохраняют естественную жировую защиту волос, в худшем — не делают ничего. Все это относится и к ногтям…

Умные слова

Все люди делятся на две группы. Одни ничего не понимают в науке и ненавидят все «научное», другие также ничего в науке не понимают, но восхищаются мудреными терминами.

Именно для привлечения второй группы рекламщики эти термины придумывают (понимают они их или нет — никто, кроме них, не знает, а сами они признаваться не хотят) и используют заклинания наподобие «протеины», «липосомы», «коэнзимы» и так далее. Следовало бы обязать продавцов товара обеспечивать покупателей справочниками, в которых было бы написано, например, что «карбамид» (помните жвачку известнейшей фирмы?) — это по-русски «мочевина» (еще хотите эту жвачку?). «Протеины» — это белки, «коэнзимы» — витамины… И так далее.

Возврат к природе

Первая же группа людей, сознательно или инстинктивно не любящая науку, привлекается к покупке противоположным приемом. Заметьте, что рекламные тексты насыщены словами «натуральное», «природное», «естественное» и так далее. Действительно, «экстракт кокоса» звучит приятнее, чем «лаурилсульфат», но суть от этого не меняется. Следует помнить, что природные средства вовсе не всегда лучше «синтетики».

Проверено, мин нет

В телевизионной рекламе часто появляются утверждения о том, что товар протестирован и эффективность его 90, 100 или 130% (в зависимости от наглости рекламщика). Но если очень внимательно приглядеться, можно заметить надпись мелким-премелким шрифтом, что в исследовании участвовало 50, 20 или 10 человек (грубо говоря). Кроме того, указывается и время исследования, обычно несколько недель или пара-тройка месяцев. А теперь пояснение.

Вам преподносятся результаты «первого» теста, цель которого выявить возможные серьезные и нехорошие побочные эффекты. По-настоящему эффективность оценивается при участии тысяч исследуемых, и эксперименты продолжаются годами, с тем чтобы определить и «отдаленные» результаты применения того или иного средства.

Теперь вы имеете понятие о ценности всех «перлов», преподносимых авторами навязчивой рекламы. Ничего страшного — просто будьте внимательны, трезво оценивая всё, что вам сообщают. Иначе вам всё-таки продадут какую-нибудь чудо-коробку с волшебной мазилкой. Подумайте — ведь Вы Это Не Заслужили?

Статья опубликована в выпуске 16.04.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Буханцов, не могу не откомментировать статью на столь интересную тему.
    Сначала пара мелких замечаний. Первое. Рекламный слоган фирмы L`Oreal звучит не "Ты это заслужила", а "Ведь ты этого достойна". В словаре напротив понятия "сакраментальное высказывание" я бы привела этот пример. Ничего в нем плохого не вижу.
    Второе. Цитата: "Кости лица немного изменяют форму, уменьшается количество подкожного жира, придающего лицу форму, кожа снижает упругость, отвисает и покрывается морщинами". Я не знаю насчет костей лица (пусть расскажет патологанатом), но два раза слово "форма" в одном предложении - чересчур.
    И замечание к самой статье. Обратившись к теме заблуждений, вы словно мешаете в одну кучу собственное раздражение, свои представления о реальности и разоблачение рекламных ходов. Окей, имеете право, но откуда такая безапелляционность?
    Допустим, вы против увлажняющих средств. А мне они необходимы, и я даже знаю, какие. Реклама мне в этом смысле ничего не даст. Но и чье-то мнение о том, что моя кожа не нуждается в увлажнении, для моей кожи также не авторитетно.
    Равно как и фраза, что волосы - мертвая субстанция. Может, и корни - тоже одна фикция, наподобие волос у кукол?
    Существует понятие ухода за собой. Да, оно нещадно эксплуатируется индустрией, но от этого не теряет своей значимости.
    И если вы беретесь описывать заблуждения, то сконцентрируйтесь на рекламных уловках, а не на личном мнении в сфере косметологии.

    • Дмитрий Буханцов Дмитрий Буханцов Профессионал 24 апреля 2010 в 15:59 отредактирован 24 апреля 2010 в 17:17 Сообщить модератору

      Валентина Мовилло,
      Поверьте, я знаю, как звучит "рекламный слоган", и изменил его намеренно, во-первых, чтобы не делать - даже косвенно, - рекламу этой фирме, а, во-вторых, потому что так эта фраза приобретает дополнительный смысловой оттенок, который я и хотел привнести.
      Далее, стилистическая ошибка - благодарю, всякое бывает.
      По поводу костей лица - поверьте, они действительно изменяются с возрастом, как и весь организм.
      И главное. Вы, наконец-то, откликнулись. Значит, не зря. Задело за живое.
      )

  • Ксения Руденко Читатель 17 апреля 2010 в 10:50 отредактирован 17 апреля 2010 в 10:52 Сообщить модератору

    Дмитрий Буханцов,
    многие известные косметические бренды занимаются сейчас научными разработками в области косметологии, тратят на это немалые деньги. Многие из них имеют свои научные лаборатории. Поэтому, думаю, не совсем правомерно говорить, что используемые научные термины для того, чтобы "запудрить" мозги потребителю или удовлетворить любителей мудренных терминов.
    Да, косметические средства дают косметический эффект, но ведь это немало! Для того, чтобы произошли изменения в позитивную сторону изнутри, нужно и начинать изнутри: питание, режим дня, физические нагрузки, саморегуляция (в каталогах многих косметических брендов можно увидеть сносочку. Например, антицеллюлитный крем лучше использовать в сочетании с физическими нагрузками и правильным питанием). + Косметика в разумных количествах, с разумным выбором. И Вы - звезда!
    Многие уважающие себя бренды давным-давно предлагают словарики научных терминов в своих каталогах, на своих сайтах, у своих консультантов. И это тоже неплохо, даже для расширения собственного кругозора простого обывателя... В любом случае отвественностью каждого потребителя является его выбор того или иного косметического средства. И хорошо, что сейчас есть максимум информации про тот же лаурилсульфат или коэнзимы. Поэтому прежде, чем купить, поинтересуйтесь, что входит в состав средства, что на что влияет и вспомните, нет ли у Вас аллергии на какой-то из ингридиентов. Это все - в Ваших руках!
    Результаты тестов... Да, в тестах всегда принимает ограниченное количество людей. Поэтому уважающие себя косметические бренды всегда делают сноску, сколько респондентов было задейстововано, их возрастной диапазон, результаты тестов, отзывы. Если даже в рекламе Вы не увидели таких подробностей, а Вас это интересует, то, пожалуйста, поинтересуйтесь на сайте производителя, в консультационном центре, по "горячей линии" и т.д. и т.п. Вся информация - в Ваших руках, а кто владеет информацией - владеет миром.
    Кстати, многие известные косметические бренды предлагают своим потребителям, настоящим и потенциальным, пробники продукции, совершенно бесплатно или за символическую плату. Это прекрасно! Потому как Вы всегда можете протестировать средство на себе.
    Меня лично удивляют потребители, которые покупают то или иное средство, потому что так модно, его вчера купила моя подчиненная или подруга, а соседка тетя Маша пользуется им уже полгода и супер выглядит. Это глупо! В косметике всегда нужен индивидуальный подбор, тестирование, следование инструкции. Все это только в руках конкретного потребителя!
    И не нужно пенять на рекламу! Реклама - продукт нашего времени и необходимый атрибут бизнеса. В Вашей компетенции потребителя, как правильно ее понять или вообще не воспринимать

    Оценка статьи: 3

  • Дмитрий Буханцов, "все люди делятся на две группы" - у вас там три): те, кто ничего не понимает и ненавидит, те, кто не понимает и восхищается, и еще те, кто придумывает. Выхода для себя, современной девушки,я не вижу по статье. Натуральное - не пойдет, искуственное - тоже. По-моему сейчас мир косметологии достаточно разнообразен, есть виды средств, которые действуют на клеточном уровне. И если предположим сравнить две марки, где есть и естественно-природное, и консерванты, но по качеству они отличаются -и применить их, то и результат будет разным. В одном случае (некачественное)- крем скатается, тушь осыпется, помада высшит губы, и появится ни с того, ни с сего аллерия, в другом (качественное) - все будет в порядке и действие косметики достигнет цели - совершенствование, а не угнетение красоты.

    • Евгения Говорова, спасибо, поправили. Третьи - это рекламщики.
      Качество, да и состав продукта обычно никак не связаны с уловками по его рекламированию. Просто придыхания рекламы насчет "натурального масла оливы" стоит воспринимать с улыбкой, и понимать, что "растительная косметика", у которой три года срок годности, этими растениями только пахнет, да и то - благодаря искусственным ароматизаторам.

  • Дмитрий Буханцов, меня тоже однажды сильно поразили слова о какой-то туши для ресниц: удлинняет на 200% Это ж какие получатся ресницы? Такая реклама подошла бы к ролику о фильме "Вий"!

    Оценка статьи: 5

  • alfia lambert Читатель 16 апреля 2010 в 05:12 отредактирован 16 апреля 2010 в 05:13 Сообщить модератору

    "Обращайтесь к косметологам за консультацией!" Да, да, да! Hе надо обольщаться, что знаете как ухаживать за своей кожей. С возрастом надо тщательно подобрать квалифицированного косметолога, если быть точнее, то дерматолога в косметологической лечебнице и следовать её/его указаниям, а не идти на поводу рекламы и статей, раcсчитанных на глупеньких девушек и невежественных теток.

    Оценка статьи: 5

    • alfia lambert, "Hе надо обольщаться, что знаете как ухаживать за своей кожей." - Каждая женщина знает, как ухаживать за своей кожей. Но что-то изменить кардинально может только специалист. Вот именно - "дерматолог в косметологической лечебнице". Потому что большинство косметологов учились на краткосрочных курсах и знают не больше, чем те, кто интересовался проблемами по статьям и книжкам, которые в изобилии выходили в 90-е годы. Сколько моих знакомых женщин обращались к косметологам... Кожа ни у одной не улучшилась хоть на время. А сейчас еще и впаривают дорогие чудо-кремы, хотя в 80-е годы, помню, готовили сами для каждого клиента.

      • Марианна Власова, мне кажется в таких случая надо спрашивать сертификат курсов, а лучше даже и не одного, а нескольких, интересоваться результатами работы, опытом - пораспросить короче) Жаль таких женщин - они доверяют свое лицо непрофессионалам, которые работают дедовскими методами...А сейчас столько всего - и косметики, и методов...Лучше, конечно, идти к врачам-косметологам с высшим мед.образовнаием.

  • Наверно, к администрации - как бы сделать так, чтоб комментарии были общими под "многосерийной" статьей? Чтоб, подписав коммент под одной "серией", подписывался на получение комментариев всего цикла?
    Пример - этот цикл, но под всеми 4 статьями (а вдруг будет продолжение) - не есть удобно.

    Оценка статьи: 5